Основные региональные интеграционные образования
Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, в развитии которой были, по сути, представлены все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизмов региональной интеграции.
Подготовительным этапом западноевропейской интеграции стало пятилетие 1945 – 1950 гг. В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии – организация экономического сотрудничества и развития. Был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей возможные формы экономического сотрудничества в экономической сфере.
История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) – соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами и барьеров на привлечение инвестиций. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами - Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.
Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.
Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. При формировании объема компетенции комиссии использован следующий принцип: в пределы компетенции этой комиссии включены полномочия, которыми страны обычно наделяют министров торговли.
Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.
В Латинской Америке Боливия, Бразилия, Чили, Парагвай, Уругвай и Аргентина образуют экономическую организацию Рынок Южного конуса — MercadoComu’ndelCono Sur1, сокращенно Меркосур (1991г.). Полноправными членами Меркосур являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, ассоциированными членами — Чили и Боливия. В свое время (начало 60-х годов) здесь планировалось создать "зону свободной торговли", а затем образование Центральноамериканского общего рынка - ЦАОР. Однако политический и экономический кризис не позволил реализовать эти планы. За годы своего существования общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира.
Эта региональная группировка ставит своей задачей содействовать развитию взаимной торговли и снижению зависимости от колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры.Сейчас страны Меркосур стоят перед необходимостью разработки и принятия общего оперативного соглашения, регулирующего импорт-экспорт природного газа в пределах блока (в сфере электроэнергии подобное соглашение уже есть), и выработки механизма распределения достигнутой выгоды от реализации межнациональных проектов в области энергетики. Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе. В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение является показателем того, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать.
Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений; высококвалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия; желание и умение идти на компромиссы.
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) создана в 1980-1981 годах, в состав ее входят 11 стран Южной Америки. ЛААИ ставит своей целью создание общего рынка, имея уже некоторые наднациональные органы.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.
Организация образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.
Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.
В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов — России, Вьетнама и Перу — введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.
В настоящее время в АТЭС 21 член, среди них — большинство стран с береговой линией у Тихого океана. Одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая. В результате в АТЭС принят термин участвующие экономики, а не страны-участники.
Участвующие экономики:Перу; Россия; Вьетнам; Чили; Мексика; Папуа – Новая Гвинея; Гонконг, Китай; Китайский Тайбэй; Китайская Народная Республика; Индонезия; Канада; Малайзия; Новая Зеландия; Республика Корея; Сингапур; США; Таиланд; Филиппины; Япония; Бруней.
Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в 1991 г. Государствами-членами СНГ явились Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. На казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя. Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ.
Цели создания СНГ:
осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию стран-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции; обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения;
мирное урегулирование споров и конфликтов между странами-членами.
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
обеспечение прав и основных свобод человека;
координация внешнеполитической деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
охрана здоровья и окружающей среды;
вопросы социальной и миграционной политики;
борьба с организованной преступностью;
сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
- Оглавление
- Международная экономика
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание учебного материала
- Тема 1. Международная экономика: структура и тенденции развития
- Тема 2. Теории международной торговли
- Тема 3. Национальное и международное регулирование торговли
- Тема 4. Международное движение капитала
- Тема 5. Международная миграция трудовых ресурсов
- Тема 6. Международная экономическая интеграция
- Тема 7. Мировая валютная система и валютный рынок.
- Тема 8. Платежный баланс
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие и регулирование
- Учебно – методическая карта дисциплины для очной формы получения высшего образования
- Информационно-методическая часть литература
- 1.Основная
- 2. Дополнительная
- Протокол согласования учебной программы по дисциплине «международная экономика» с другими дисциплинами специальности
- Конспект лекций содержание
- Тема 1. Международная экономика: структура и тенденции развития
- Международная экономика, ее сущность и структура.
- Группы стран в мировой экономике.
- Международное разделение труда (мрт): сущность, факторы развитии.
- Международная специализация производства: сущность, факторы развития.
- Международная кооперация производства: сущность, признаки, классификация форм.
- Участие субъектов хозяйствования Республики Беларусь в международном разделении труда
- Открытая экономика: понятие, критерии.
- Тема 2. Теории международной торговли
- Классические теории международной торговли.
- Современные теории международной торговли.
- Международная торговля товарами: сущность, структура, основные тенденции.
- Международная торговля услугами: сущность, структура, основные тенденции
- Мировой рынок технологий и его основные сегменты
- Тема 3. Национальное и международное регулирование торговли
- Внешнеторговая политика: понятие и виды. Преимущества и недостатки политики свободной торговли и протекционизма.
- Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
- Международные и региональные финансовые организации и их роль в регулировании торговли.
- Тема 4.Международное движение капитала
- Международное движение капитала: понятие, причины, формы.
- Прямые и портфельные иностранные инвестиции: сущность, основные различия
- Международные корпорации: сущность, основные виды, роль в мировой экономике
- Международный кредит: понятие, основные формы и условия предоставления
- Тема 5. Международная миграция трудовых ресурсов
- Международная трудовая миграция: сущность, основные виды.
- Социально-экономические последствия международной трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов.
- Тема 6. Международная экономическая интеграция
- Международная экономическая интеграция: понятие, формы, преимущества.
- Основные региональные интеграционные образования
- Участие Республики Беларусь в международной экономической интеграции
- Тема 7. Мировая валютная система и валютный рынок
- Мировая валютная система: сущность, основные элементы.
- Этапы развития мировой валютной системы
- Валютный курс: сущность, основные режимы.
- Факторы, влияющие на валютный курс
- Валютный рынок: понятие, функции, институциональная структура
- Основные операции на международном валютном рынке
- Тема 8. Платежный баланс
- Платежный баланс и его структура.
- Пути обеспечения равновесия платежного баланса
- Тема 9. Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты
- Модель is-lm для открытой экономики
- Макроэкономическая политика при фиксированных обменных курсах
- Макроэкономическая политика при плавающих обменных курсах
- Практический раздел Планы практических занятий
- Тема 1. Международная экономика: структура и тенденции развития. Теории международной торговли
- Тема 2. Национальное и международное регулирование торговли
- Тема 3. Международное движение капитала
- Самостоятельная управляемая работа студентов
- Темы заданий сурс
- Тема 1. Либерализация и протекционизм в международной торговле региональных интеграционных объединений
- Тема 2.Платежный баланс
- Вопросы для самоконтроля по всем темам дисциплины
- Тестовые задания по всем темам дисциплины
- 58. В результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, если
- 59. Какая теория дает возможность оценить последствия развития внешней торговли для владельцев различных факторов производства (рабочих, землевладельцев, собственников капитала и др.)
- 60. В долгосрочном периоде развитие внешней торговли приводит к
- Список литературы Учебные и справочные издания
- Электронные ресурсы
- Глоссарий
- Список наиболее употребляемых сокращений