Современная ситуация
Под контролем Южной Осетии на сегодняшний момент находится 3,9 тыс. км². Республика расположена в центральной части Кавказских гор, около 90% ее территории лежит на высотах свыше 1000 м. Основной перевал через Главный Кавказских хребет – Рокский (2995 м), под ним проложен Рокский тоннель на Транскавказской магистрали, проходящий через территорию республики.
В связи с таким географическим положением контакты с союзными силами, а ими в сложившихся условиях воспринимаются Северная Осетия и Россия в целом, значительно затруднены. В то же время расстояние от Цхинвали до Тбилиси составляет всего 120 км, а сама столица Южной Осетии расположена буквально на границе республики, южные кварталы Цхинвали почти вторгаются в пределы Горийского района Грузии.
Нынешний президент самопровозглашенной республики Эдуард Кокойты вступил в эту должность в 2001 году, опередив на выборах первого президента Южной Осетии Людвига Чибирова. Процедура передачи власти прошла довольно сложно. После оглашения предварительных результатов выборов 21 ноября, когда стало известно о том, что действующий президент выбыл из соревнования, спецназ местного КГБ под командованием Алексея Чибирова, сына президента, ворвался в здание парламента с намерением заставить парламентариев пересмотреть результаты голосования. Собравшаяся вооруженная толпа, вставшая на защиту парламента, предотвратила попытку переворота.
12 ноября 2006 года президентом вновь избран Э.Д. Кокойты, набравший 96% голосов избирателей. Одновременно с выборами был проведён референдум о независимости республики. 99% проголосовавших высказались за независимость (явка избирателей составила 95,2%), однако итоги референдума не были признан международным сообществом. На альтернативных выборах в сёлах (преимущественно грузинских), контролируемых Тбилиси, победил Дмитрий Санакоев, возглавивший прогрузинскую администрацию Цхинвальского региона в селе Курта.
В административно-территориальном отношении нынешняя Южная Осетия разделена на 4 административных района: Дзауский (ранее – Джавский), Знаурский, Ленингорский, Цхинвальский, и город республиканского подчинения Цхинвали.
Достоверных данных о численности населения Южной Осетии нет. Последняя советская перепись 1989 г. зафиксировала 99 тыс. жителей автономной области. Сейчас оценки численности населения варьируются в пределах от 80 до 60 тыс.36 Военные действия 1990–1992 гг. изменили этническую структуру населения. По переписи 1970 г. 66,5% населения Юго-Осетинской АО составляли осетины, 28,3% – грузины, 1,6% – русские. В настоящее время доля грузин несколько сократилась (до четверти всех жителей региона), осетин – выросла. Серьезные изменения постигли лишь русскую общину края: из 6,5 тыс. русских, живших здесь до конфликта, ныне осталось около тысячи.
Непризнанная республика занимает исключительно выгодное геополитическое положение: через нее проходит важнейшая стратегическая шоссейная дорога – Транскавказская автомагистраль (ТрансКАМ) – кратчайший путь между европейским центром России и Южным Кавказом, Турцией и Ираном. Таможенные пошлины и другие поступления от эксплуатации автомагистрали – основная доходная статья бюджета республики. Но большая часть товаров провозится по ТрансКАМу контрабандно.
В качестве основного формата переговоров между Грузией и Южной Осетией была создана Смешанная контрольная комиссия (СКК), сопредседателями которой являются Россия, Грузия, Северная Осетия и Южная Осетия. По Дагомысским соглашениям, подписанным в июне 1992 г. в зоне югоосетинского конфликта находятся Смешанные миротворческие силы в составе трех миротворческих батальонов – грузинского, российского и североосетинского – численностью по 500 военнослужащих. В Южной Осетии также действует Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ).
8 августа 2008 года войска Грузии вторглись на территорию Южной Осетии. В боевой операции участвовали авиация и тяжелое артиллерийское вооружение, танки, установки «Град». Обстрелу подверглись посты российских миротворческих сил, населенные пункты Южной Осетии. Особенно пострадала югоосетниская столица – город Цхинвал, который в ходе штурма грузинской армией был частично захвачен и значительно разрушен.
Грузинская сторона утверждает, что она вынуждена была действовать решительно и начать действия по восстановлению конституционного порядка в зоне конфликта. Россия классифицировала действия Грузинской стороны как неспровоцированную агрессию. Российские дипломаты обратили внимание, что Грузия неслучайно отказывалась на протяжении многих лет подписать соглашение о неприменении военной силы в этом регионе.
По требованию российской делегации в ООН уже 8 августа состоялось обсуждение ситуации в зоне грузино-югоосетинского конфликта в рамках Совета Безопасности этой организации. Но ни первое, экстренное заседание СБ ООН, ни последующие встречи не привели к выработки какого либо обязывающего документа. Россия выдвинула требования признать Грузию агрессором, а произошедшие в Южной Осетии события – геноцидом осетинского народа со стороны Грузии и гуманитарной катастрофой. Россия с целью предотвращения гуманитарной катастрофы была вынуждена провести операцию по принуждению Грузии к миру. По данным российской стороны в результате боевых действий погибли 75 миротворцев, более 300 были ранены. Потери мирного населения, по официальным данным Цхинвала, составили ошеломляющую цифру – более двух тысяч человек.
Российская сторона разработала комплекс экстренных мер по возращению ситуации в Южной Осетии в мирное русло, по защите находящегося там мирного населения с учетом имеющегося миротворческого мандата, защите российских граждан и национальных интересов России. На территорию непризнанной республики были введены войска российской 58-й армии.
По мнению Запада, озвученного на заседании СБ ООН, такие действия России «являются чрезмерными» и российские войска должны быть выведены с территории Грузии.
Тем временем в Москве во время встречи президентов Российской Федерации и Франции был согласован План Медведева – Саркози. Этот план включал «Шесть принципов», предложенных президентом России для урегулирования грузино-осетинского конфликта:
1. Не прибегать к использованию силы;
2. Окончательно прекратить все военные действия;
3. Свободный доступ к гуманитарной помощи;
4. Вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации;
5. Вооруженные силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий;
6. Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.
В дальнейшем, из последнего пункта было удалено по согласованию сторон положение о будущем статусе двух отделившихся от Грузии республик. После этого данный документ был подписан президентом Грузии М. Саакашвили. Таким образом, была достигнута договоренность о прекращении огня. Россия вывела свои войска с территории Грузии, укрепив посты миротворцев. Наша страна заявила об окончании операцию по принуждению Грузии к миру.
В настоящее время в республике проводятся восстановительные работы.
25 августа обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации – Совет Феде6рации и Государственная Дума приняли обращение к президенту нашей страны с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии по просьбе этих республик.
Резкое обострение рассматриваемого конфликта, к сожалению, еще раз подтвердило низкую эффективность СНГ и его институтов. Так, в первые дни конфликта в поддержку России не выступил ни один из лидеров стран Содружества. В перевооружении армии Грузии принимала участие наряду с США, Израилем и другими западными странами, государство-член СНГ – Украина. Президент Грузии пообещал вывести страну из СНГ. Поднять вопрос целесообразности нахождения в СНГ Украины пообещал министр иностранных дел этой страны.
20 августа 2008 года Исполком СНГ получил ноту Грузии о ее выходе из Содружества. Эта нота Грузии была препровождена другим странам – участницам Содружества. До полного и окончательного выхода Грузии согласно уставу было отведено 12 месяцев, в течение которых Грузия должна была завершить все свои обязательства по тем документам, которые были подписаны ею в течение всего периода. После завершения указанного срока 18 августа 2009 года Грузия окончательно покинула СНГ.
- Оглавление
- Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития 14
- Часть 2. Евразийский регион: политика и безопасность 381
- Предисловие
- Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития интеграционные и трансформационные процессы в современном мире
- Институционально-правовая структура содружества независимых государств
- Республика беларусь
- Геополитическое положение рб
- Система органов государственной власти рб
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Украина
- Геополитическое положение Украины
- Система органов государственной власти Украины
- Политические партии и электоральные процессы
- Территориально-политическая система Украины
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Молдова
- Геополитическое положение рм
- Система органов государственной власти рм
- Политические партии и электоральные процессы
- Приднестровская Молдавская республика (пмр)
- Переговорный процесс
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Страны закавказья грузия, армения, азербайджан, абхазия, южная осетия Общая характеристика региона
- Историко-географические особенности
- Геополитическое положение Грузии
- Система органов государственной власти Грузии
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Абхазия
- Современная ситуация
- Переговорный процесс
- Республика Южная Осетия
- Современная ситуация
- Республика Армения
- Геополитическое положение
- Система органов государственной власти ра
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Непризнанная Нагорно-Карабахская республика
- Современная ситуация
- Переговорный процесс
- Азербайджанская Республика
- Геополитическое положение
- Система органов государственной власти
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Страны центральной азии: киргизия, узбекистан, таджикистан, туркмения Общая характеристика региона
- Историко-географический очерк
- Республика Узбекистан
- Геополитическое положение ру
- Система органов государственной власти ру
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Киргизская Республика
- Геополитическое положение кр
- Система государственной власти кр
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности хозяйственной деятельности
- Внешнеэкономические связи
- Туркменистан
- Геополитическое положение Туркмении
- Система органов государственной власти Туркмении
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Таджикистан
- Геополитическое положение рт
- Система органов государственной власти рт
- Политические партии и электоральные процессы в рт
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Казахстан
- Геополитическое положение Республики Казахстан
- Система органов государственной власти Республики Казахстан
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Часть 2. Евразийский регион: политика и безопасность интеграционные процессы в регионе
- Договор о коллективной безопасности
- Международные экономические отношения в снг
- Заключение
- Список литературы