1.3. Теории международного разделения труда и международной торговли
Экономические теории основываются на исследовании и обобщении практики. Их цель состоит в определении наиболее эффективных путей расширения торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития. Теоретические выводы и рекомендации учитываются правительственными органами и частными компаниями при разработке внешнеторговой тактики и стратегии. Основополагающие теории международного разделения труда и внешней торговли были разработаны в эпоху становления мирового рынка. Но они не утратили своей значимости и в современных условиях, ибо в них даются ответы на вечные вопросы, связанные с торговлей: что и где продавать и покупать.
Протекционизм и свободная торговля. Существует два способа осуществления торговых отношений между странами: в условиях свободного перемещения товаров (свободной торговли) и в условиях ограничений, вводимых правительственными органами для защиты прежде всего национального производителя и экспортера от иностранной конкуренции, т.е. протекционизма. Теории международной торговли могут основываться на свободной торговле или на протекционизме.
Протекционизм в узком смысле – это государственная политика, направленная на защиту национального производства и продукции от иностранной конкуренции на внутреннем и на внешних рынках. В широком смысле под протекционизмом можно понимать все меры государства, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Под свободной торговлей понимается ослабление мер протекционизма, т.е. либерализация торговли вплоть до полной свободы передвижения товаров между странами в режиме внутреннего рынка. Такая торговля существует только между странами-членами Европейского союза (ЕС) с 1993 г.
Меркантилизм. Долгие столетия основным содержанием государственной политики был протекционизм. В период становления капитализма, когда внешняя торговля стала играть большую роль в обогащении государств, возникли учения, основанные на протекционизме и получившие название меркантилизм. Обобщение практики меркантилизма и концепций, высказанных прежде всего английскими теоретиками, позволяет создать стройную теорию меркантилизма.
Меркантилизм – это государственная политика зарабатывания денег посредством развития внешней торговли. По мнению меркантилистов, богатство состоит в деньгах из золота и серебра. И, если в стране нет серебряных рудников и золотых россыпей, серебряные и золотые деньги можно заработать, расширяя экспорт отечественных товаров в другие страны.
Широко практиковался и теоретически поддерживался и реэкспорт, т.е. перепродажа товаров, закупленных по дешевке в других странах, особенно в колониальных или в тех странах, которые не имели собственного торгового флота. Голландия, например, зарабатывала прежде всего на перевозках и перепродаже товаров иностранного происхождения.
В условиях политики меркантилизма использовались два главных средства обогащения страны – ограничение ввоза товаров и поощрение их вывоза. Теория меркантилизма сводились к поддержанию активного торгового баланса за счет ограничения методами протекционизма ввоза иностранных товаров для внутреннего потребления и поощрения государственной политикой увеличения вывоза продуктов отечественного производства. Запретом или с помощью высоких таможенных пошлин ограничивался ввоз тех товаров, которые могут производиться в данной стране, а также из тех стран, с которыми данная страна имеет отрицательный торговый баланс.
При этом поощрялся импорт сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства прежде всего экспортных товаров. Правительство всячески стимулировало экспорт товаров, в частности, путем возврата экспортеру уплаченных им налогов и акцизов, а также выплаты ему премии, создания льготных условий для экспорта в другие страны посредством заключения торговых договоров и других методов.
Во времена меркантилизма в Англии существовала политика запрета на вывоз сырой шерсти, сырой кожи, металлов, валяльной глины, машин для вязания перчаток. За нарушение полагался штраф, заключение и даже казнь как за государственную измену. А ввоз сырья и полуфабрикатов для промышленности, в том числе льняная пряжа, поощрялся путем отмены пошлин или выдачи премий. Последовательно проводимая политика меркантилизма позволила Англии первой начать промышленную революцию.
Кроме контроля над экспортом-импортом товаров в эпоху меркантилизма государство осуществляло жесткий контроль за вывозом денег в чистом виде. Во многих странах проводилась политика истрачивания денег, заработанных иностранцами. Так, например, иностранные купцы не могли вывезти деньги, которые они получили за проданные в данной стране товары. Они должны были их истратить, купив местные товары. Во многих странах существовал полный запрет на выезд из страны инженеров и даже работников мануфактур и фабрик – носителей знаний и производственных навыков, т.е. технологий.
Через меркантилизм прошли все страны, ибо политика меркантилизма соответствовала уровню развития производительных сил периода мануфактуры и начала промышленного капитализма. Во времена Петра I в России эффективно защищалось становление национальной промышленности, стимулировался вывоз не только сырья, но и железа, парусного полотна, канатов и других обработанных товаров.
И сегодня многие страны догоняющего типа развития используют основные механизмы меркантилизма. Россия зарабатывает иностранную валюту, поддерживая активный торговый баланс, к сожалению, за счет в основном продажи минеральных ресурсов, а не промышленных товаров.
Вывоз сырья противоречит идеям и практике меркантилизма. Теоретики меркантилизма в Западной Европе и в России, например, И.Т. Посошков, написавший в начале XVIII в. «Книгу о скудости и богатстве», категорически выступали против экспорта сырья. Экспорт сырья – это вывоз занятости, это поддержание производства в других странах, потенциальных конкурентах.
Теория абсолютных преимуществ. О свободной торговле в Англии заговорили только тогда, когда она уже становилась мировой промышленной державой, и ей нужны были поставки дешевого импортного сырья, продовольствия и рынки сбыта для промышленной продукции. Идея свободной торговли была выдвинута английским экономистом Адамом Смитом в последней четверти XVIII в.
А. Смит придавал большое значение внешней торговле. Он утверждал, что внешняя торговля способствует развитию разделения труда и специализации производства, позволяет вывезти излишки товаров и преодолеть узость внутреннего рынка. Торговля с другими странами также способствует улучшению техники, росту производительности труда, дохода и богатства. Смит утверждал, что только в условиях свободной торговли страны смогут использовать свои преимущества перед соседними странами в производстве и экспорте тех или иных промышленных товаров.
Смит учитывал не только естественные, но и приобретенные абсолютные преимущества, которые могут создаваться только превосходством стран в технологии производства товаров. Согласно теории Смита, абсолютное преимущество, т.е. более высокая эффективность в производстве товара, которую одна страна может иметь относительно другой страны, является основой торговли.
Смит считал, что в определении товаров, которые наиболее выгодно продавать другим странам и покупать у них, следует руководствоваться правилом рассудительного главы семьи. Правило состоит в том, чтобы не пытаться сделать самому вещь, которую будет дешевле купить, чем сделать. По Смиту, все люди находят более выгодным затрачивать весь свой труд в той области, где они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимые им товары покупать в обмен на часть продукта своего труда.
Исходя из этого, и стране следует покупать те товары, которые другие страны предлагают по более дешевой цене, чем она сама может его изготовить. В обмен следует предлагать некоторую часть продукта своего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой имеется некоторое преимущество.
Смит утверждал, что естественные или приобретенные преимущества, которыми обладает одна страна перед другой при производстве определенных продуктов, так велики, что борьба между ними безнадежна. А если нет преимуществ, выгоднее покупать, чем производить. И надо искать область, в которой труд может быть употреблен с наибольшей выгодой. Будучи ярым сторонником свободной торговли, Смит однако признавал, что в условиях протекционизма, при ограничении импорта «отдельная отрасль промышленности может возникнуть в стране скорее, и по истечении некоторого времени ее изделия будут изготовляться внутри страны дешевле, чем за границей».
Таким образом, по Смиту, при определении международной специализации страны, т.е. что производить и что продавать за границей, следует выбирать те товары, которые данная страна делает дешевле других. Низкие цены, а значит и низкие издержки производства обеспечивает обладание естественными или приобретенными абсолютными преимуществами в их изготовлении. А если нет таких преимуществ, то их надо создать для того, чтобы получать выгоды от внешней торговли.
В современной жизни абсолютные преимущества в издержках производства того или иного товара могут быть только временным явлением за счет более производительных технологий или очень дешевого сырья, труда, энергии.
Теория сравнительных преимуществ. Английский экономист начала XIX в. Давид Рикардо был последователем А. Смита и сторонником свободной торговл; он придавал большое значение развитию торговых связей с другими странами. Рикардо определил воздействие внешней торговли на потребление, производство и норму прибыли. Он видел полезность внешней торговли в том, что она увеличивает массу и разнообразие товаров, на которые может расходоваться доход. Иными словами, внешняя торговля увеличивает потребление и делает его более и разнообразным.
С другой стороны, как считал Рикардо, внешняя торговля увеличивает и производство. Внешняя торговля, благодаря обилию и дешевизне импортных товаров, создает склонность к сбережению и к накоплению капитала за счет сокращения потребительских расходов. Кроме того, внешняя торговля может увеличивать и прибыль за счет снижения зарплаты, если ввозятся более дешевые потребительские товары.
Рикардо полагал, что при системе полной свободной торговли каждая страна сможет затрачивать свой труд и капитал на такие отрасли промышленности, которые доставят ей наибольшие выгоды. И надо следовать этому принципу, т.к. он приводит к самому эффективному и наиболее экономному разделению труда между нациями. Рикардо утверждал, что именно этот принцип определяет, что вино должно производиться во Франции и Португалии, хлеб – в Америке и Польше, а различные металлические изделия и другие товары - в Англии.
Рикардо значительно расширил возможности выгодного товарного обмена между странами. По Смиту, стране следует руководствоваться абсолютными преимуществами перед своими партнерами и продавать на внешнем рынке те товары, которые она делает дешевле других стран. Развивая идеи Смита, Рикардо доказал, что любая страна может участвовать с выгодой для себя во внешней торговле, а не только страны с абсолютными преимуществами.
Даже если страна не имеет никаких абсолютных преимуществ, она всегда имеет сравнительные преимущества, т.е. всегда есть что-то, что она делает лучше и дешевле, чем всё остальное. В его примере Англия по сравнению с Португалией не имеет никаких абсолютных преимуществ, т.к. и сукно, и вино требуют большего количества рабочих (труда), чем в Португалии. В Англии производство сукна требует труда 100 рабочих в течение года, а вина – 120 рабочих, поэтому Англии выгоднее ввозить вино и вывозить сукно.
Португалия обладает абсолютными преимуществами перед Англией в производстве и сукна, и вина, ибо она затрачивает меньше труда на производство и того, и другого товара. Тем не менее, Португалии выгоднее употреблять свой капитал на производство вина. За вино Португалия получит больше сукна из Англии, чем она произвела бы сама, если бы переместила часть своего капитала из виноделия в производство сукна.
Англия Португалия
Сукно 100 рабочих в год 90 рабочих в год
Вино 120 рабочих в год 80 рабочих в год
Согласно теории Рикардо, каждая страна должна производить и вывозить товары с относительно меньшими издержками, хотя они могут быть выше, чем в других странах.
Концепция догоняющего развития Ф. Листа. Смит и Рикардо в своих поисках оптимальной структуры внешней торговли опирались на опыт и интересы Англии, которая в то время была мировым лидером в области промышленного производства и торговли. Интересы стран, отставших от Англии в экономическом развитии, наиболее полно выразил немец Фридрих Лист, который заложил основы модели догоняющего развития в 40-х годах XIX века. Ф. Лист справедливо указывал на то, что в теории Смита-Рикардо игнорируется факт неравномерности экономического развития отдельных стран. Он утверждал, что страны с отсталой промышленностью в условиях свободной торговли обречены на одностороннее развитие своего сельского хозяйства. Лист считал, что для превращения отставшей страны в промышленную державу необходим сначала протекционизм для становления национального производства, а потом свободная торговля с жесткой иностранной конкуренцией.
Теория соотношения факторов производства. В 20-30-х гг. XX в. шведские экономисты Э Хекшер и Б. Олин, продолжая учение Рикардо, пришли к выводу, что международный обмен проистекает из относительного изобилия или из относительной редкости ресурсов или факторов производства (капитала, труда, земли), которые находятся в распоряжении различных стран. На сравнительные преимущества стран влияет их обеспеченность ресурсами или факторами производства – трудом, землей, капиталом.
Сравнительные преимущества определяются факторами производства, которые страна имеет в изобилии. Степень обеспеченности факторами производства определяет их цену – заработную плату, земельную ренту и процент на капитал. Факторы, имеющиеся в относительном изобилии, дешевые, дефицитные факторы дорогие. Некоторые страны имеют относительное изобилие земли и труда и испытывают острую нехватку капитала.
В таких странах продукты земли и труд дешевы, а капитал дорогой. Поэтому они экспортируют товары, в производстве которых преобладает сырье и труд – трудоемкие и ресурсоемкие, а импортируют капиталоемкие. Страны, испытывающие дефицит труда и земли, но имеющие капитал, экспортируют капиталоемкие товары, а импортируют трудоемкие и ресурсоемкие товары.
Таким образом, сравнительные преимущества страны в производстве тех или иных товаров определяются ценами на основные факторы производства в данной стране. Каждая страна имеет тенденцию специализироваться на том производстве, для которого соотношение факторов производства, которыми она располагает, является наиболее благоприятным.
Относительно избыточные факторы оказываются более дешевыми, чем относительно ограниченные. Международный обмен является в сущности обменом избыточных факторов на редкие (дефицитные) факторы. Цена факторов производства побуждает страну к экспорту товаров, в производстве которых преобладают избыточные, дешевые факторы. Общий вывод:
вывозятся товары и услуги, в производстве которых преобладают избыточные факторы, ввозятся товары и услуги, в производстве которых преобладают дефицитные факторы;
развитие международной торговли приводит к выравниванию факторных цен, т.е. дохода, получаемого владельцем данного фактора;
при достаточной международной мобильности факторов производства существует возможность замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.
Парадокс Леонтьева состоит в том, что капиталонасыщенные США экспортируют товары трудоемкие, а импортируют капиталоемкие товары. В своих расчетах 1953 г. В. Леонтьев использовал товарную структуру внешней торговли США за 1947 г. Он подсчитал, сколько требуется капитала и рабочей силы, чтобы произвести товары для экспорта стоимостью 1 млн. долл. и товары стоимостью 1 млн. долл., которые прямо конкурируют с импортом.
Леонтьев рассчитал для каждой отрасли промышленности затраты капитала и труда на единицу товара. Фактически он сравнил соотношение капитала и труда, необходимое для производства единицы американского импорта, с соотношением капитала и труда, необходимым для производства единицы американского экспорта.
Леонтьев полагал, что экспортные американские товары требуют больше капитала на 1 занятого, чем американские товары, прямо замещающие импорт (фактически американский импорт). Однако оказалось, что капиталоемкость американского импорта на 30% превосходила экспорт, т.е. США являются трудоизбыточной страной. Повторные расчеты Леонтьева и других исследователей товарной структуры США дали такие же результаты.
Расчеты показали, что и Япония в 1950-х г.г., будучи явно трудоизбыточной страной, экспортировала капиталоемкие товары. Индия экспортировала в США капиталоемкие товары. Расчеты, сделанные в 1987 г. по 12 факторам производства для 27 стран, показали, что в 30 случаях из 100 торговля шла в противоположном от теории Хекшера-Олина направлении.
Парадокс Леонтьева формулируется следующим образом: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, капиталонасыщенные – трудоемкую. Это объясняется тем, что в США применяется дорогой высококвалифицированный труд, доля которого в издержках производства превышает расходы на капитал. Высококвалифицированную рабочую силу с высокими затратами на подготовку можно рассматривать как капитал.
В странах, поставляющих свою продукцию в США, дефицитный капитал настолько дорог, что в издержках производства его доля превышает долю дешевого труда и сырья. В американском экспорте преобладает трудоемкая продукция, поскольку применяется высококвалифицированный труд. Импорт США производится низко квалифицированной рабочей силой. В результате экспорт является более трудоемким, чем импорт.
В зависимости от технологии производства один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране, что может произойти в условиях большой эластичночти взаимозаменяемости факторов производства. Например, рис в США капиталоемкий, ибо он выращен с применением передовой дорогой техники, во Вьетнаме рис трудоемкий, в его производстве применяется в основном ручной труд.
Теория Рыбчинского. Развивая теорию факторов производства, Рыбчинский вывел теорему: рост предложения одного из факторов при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора и к сокращению выпуска других товаров. Теорема подтверждается деиндустриализацией Голландии, в частности. Разработка природного газа в Северном море привела к явлению, которое получило название «голландская болезнь». В Голландии произошел отток ресурсов из других отраслей в добычу из-за высокой зарплаты и прибыли.
Теория жизненного цикла продукта. Согласно этой теории, многие товары проходят жизненный цикл, охватывающий период с момента появления товара на рынке до его ухода с рынка. Он состоит из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость, упадок), в соответствии с которыми товары и их производство перемещаются в другие страны.
Компьютеры и подобные им высокотехнологичные товары сначала появляются в высокоразвитых странах, ибо разработка новых товаров требует определенных условий, которые могут обеспечить только крупные компании высокоразвитых стран. В США и в ряде других развитых стран имеются финансовые ресурсы, позволяющие допускать высокие риски при исследованиях; высококвалифицированные ученые, конструкторы, инженеры, рабочие; конкурентная среда; требовательные потребители с высокой платежеспособностью.
На первом этапе жизненного цикла продукта (внедрение) происходит разработка нововведения, товар производится мелкими сериями, что делает его очень дорогим. Сбыт нового товара сначала осуществляется внутри страны нововведения; он основан на уникальности, а не на цене; товар занимает почти монопольное положение на рынке. Затем начинается его экспорт в развитые страны с аналогичным сегментом рынка.
На втором этапе (рост) производство товара по-прежнему размещается в стране нововведения, но начинается производство и в других развитых странах. Производство становится более стандартизированным, издержки сокращаются. Увеличивается число конкурентов, которые, нарушая патентную защиту, за счет некоторой модификации товара налаживают свое производство, снижают цены.
На третьем этапе (зрелость) экспорт из страны нововведения снижается. Осуществляется крупносерийное стандартизированное производство во многих странах, в том числе и в развивающихся, поскольку требуется менее квалифицированная рабочая сила.
На четвертом этапе (упадок) производство концентрируется в развивающихся странах, число производителей сокращается, технология производства позволяет использовать неквалифицированную рабочую силу при механическом крупносерийном производстве. Страна нововведения превращается в чистого импортера товаров.
Японская концепция торгово-направленных прямых иностранных инвестиций. Известный японский экономист Кодзима Киёси утверждает, что прямые инвестиции в отрасли, где развивающиеся страны имеют сравнительные преимущества, формируют разделение труда, способствуют расширению взаимной торговли страны-экспортера и страны-импортера и их следует рассматривать как помощь развитию.
К. Кодзима разделил прямые иностранные инвестиции на торгово-направленные и антиторгово-направленные. К группе торгово-направленных были отнесены прямые иностранные инвестиции в добывающие и трудоемкие отрасли, где развивающиеся страны обладают сравнительными преимуществами.
Во вторую группу автор включил прямые инвестиции, не учитывающие сравнительные преимущества стран-партнеров и. по его мнению, препятствующие развитию внешней торговли. Автор утверждает, что японские компании осуществляют в основном торгово-направленные инвестиции, а американские компании - антиторгово-направленные инвестиции.
По теории японского экономиста, прямые иностранные инвестиции являются торгово-направленными, если они способствуют углублению участия в международном разделении труда и развитию внешней торговли стран-экспортеров и импортеров прямых иностранных инвестиций.
Это происходит в том случае, если экспорт прямых инвестиций осуществляют компании отраслей, не имеющих сравнительных преимуществ в национальной экономике. Их производство основано на не избыточном (дешевом) факторе, а, наоборот, на редком и дорогом факторе. Такая компания осуществляет прямые инвестиции в те отрасли, где принимающая страна обладает сравнительными преимуществами:
| Страна «A» | Страна «B» |
Товар X | 100 | 150 |
Товар Y | 100 | 300 |
В приведенном примере развивающаяся страна «B» производит оба товара с большими издержками, чем развитая страна «A». При этом наибольший разрыв имеет место в производстве капиталоемкого товара Y, что обусловлено более низкой технологией и плохим менеджментом. Страна B имеет сравнительное преимущество в производстве традиционного трудоемкого товара; страна A имеет сравнительное преимущество в производстве капиталоемкого товара.
Экспорт прямых инвестиций рассматривается как передача из развитой страны A в развивающуюся страну B капитала, технологии и менеджмента. Если прямые инвестиции будут осуществлены в производство товаров X и Y, то это приведет в развивающейся стране B к снижению издержек производства обоих товаров. В условном примере издержки снизятся на 40% и составят 90 по производству товара X и 180 – товара Y.
Таким образом, производство товара X в развивающейся стране стало конкурентоспособным на мировом рынке, производство товара Y осталось неконкурентоспособным с низкой нормой прибыли. Производство товара X в стране A дает компании 10% прибыли, в стране B – 12%; производство товара Y дает 10% в развитой стране и 5% в развивающейся.
Развитой стране A выгодно увеличивать внутренние инвестиции в производство капиталоемкого товара Y и сокращать инвестиции в производство трудоемкого товара X; в развивающейся стране надо вкладывать прямые инвестиции в производство товара X, дающего 12% прибыли.
В результате развивающаяся страна B сосредоточится на производстве товара X и сократит или вовсе откажется от производства товара Y. Эффективность международного разделения труда возрастет, взаимная торговля двух стран увеличится, внешнеторговые позиции обеих стран улучшатся. Прямые инвестиции в традиционные отрасли развивающихся стран, по мнению К. Кодзимы, будут способствовать расширению их товарного экспорта в страны-экспортеры капитала, что следует рассматривать в качестве помощи развитию.
Антиторгово-направленные инвестиции осуществляются теми компаниями развитой страны, которые уже функционируют в отраслях, обладающих сравнительными преимуществами, т.е. производство основано на использовании наиболее обильных и дешевых для данной страны факторах. Экспорт капитала, технологии и менеджмента направляется в виде прямых инвестиций в отрасли других стран, не имеющих сравнительных преимуществ. В этом случае, прямые иностранные инвестиции будут препятствовать улучшению отраслевой структуры и реорганизации международной торговли. Это подтверждается следующим примером:
| Страна A | Страна B |
Отрасль X | 5 | 12 |
Отрасль Y | 10 | 15 |
В приведенном примере в традиционной отрасли развитой страны A условная норма прибыли 5%, в высокотехнологичной отрасли промышленности – 10%. При экспорте капитала в страну B в отрасли X и Y будут развиваться обе отрасли. Норма прибыли в стране B в отрасли X составит 12%, в отрасли Y - 15%. Такое соотношение норм прибыли означает, что экономика развитой страны A начнет терять свои преимущества сначала в традиционной отрасли X, а затем и в высокотехнологичной отрасли Y.
Потеря преимуществ в трудоемкой отрасли X будет сопровождаться значительным сокращением занятости. Чтобы не допустить такого положения, потребуется введение протекционизма в стране A против более конкурентоспособных аналогичных товаров из страны B, а также установление жесткого контроля компаний–экспортеров капитала над производством страны B. Все это мешает проведению необходимых структурных улучшений в экономике обеих стран и ухудшает международную торговлю.
К. Кодзима утверждает, что для развитой страны, где заработная плата растет, и постоянно создаются новые, более капиталоемкие продукты, более прибыльно и рационально освободиться от собственных трудоемких отраслей и передать их производство в страны с низкой заработной платой. Модель японского экономиста отражает стратегию ТНК, и, прежде всего японских, которые создают в развивающихся странах свои предприятия по добыче сырья, производству полуфабрикатов и других трудоемких, материалоемких, энергоемких, экологически грязных производств.
Теория конкурентных преимуществ М. Портера. Теория выявляет силы, формирующие конкурентные преимущества стран в глобальной экономике. Основой теории послужили исследования некоторых высокотехнологичных отраслей с момента их зарождения и последующего развития в 10 ведущих странах, включая США, Японию, Германию.
Результаты исследования:
Конкурентоспособность компаний обусловлена эффективным использованием мощностей при производстве товаров и услуг;
Производительность заложена в национальном и региональном окружении страны;
Конкурентоспособность страны тесно связана со способностью национальной промышленности к инновациям;
Роль правительства состоит в создании условий для активизации деятельности компаний.
Основой конкурентоспособности государства является эффективное использование труда и капитала, что обеспечивает растущий уровень жизни в стране, который измеряется национальным доходом на душу населения. Национальные компании повышают производительность путем и достигают конкурентных преимуществ посредством инноваций на основе внедрения новых технологий, новых методов работы. Отрасль понесет потери, если ее производительность будет ниже, чем производительность в этой же отрасли у торгового партнера.
Инновации могут проявляться в дизайне продукта, в процессе производства, в маркетинге, в программах по повышению квалификации сотрудников. Инновации в своем большинстве представляют простые улучшения и обычно основаны не на крупном технологическом прорыве, а на комплексе незначительных достижений.
М. Портер предложил «Конкурентный ромб», как сочетание четырех групп условий, формирующих среду, в которой конкурируют национальные фирмы. Ромб включает группы показателей, сочетание которых определяет международную конкурентоспособность отдельной отрасли, а именно: факторые условия; условия внутреннего спроса; родственные и поддерживающие отрасли; структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.
I. Факторные условия включают 5 групп факторов:
людские ресурсы с разбивкой на группы по квалификации работников, включая ученых высшей категории;
природные ресурсы, включая климат и географическое положение страны;
капитал с учетом национальных различий в финансировании и рынках капитала;
научно-информационный потенциал, включая все накопленные страной знания, связанные с производством товаров и услуг, - научные, технические, рыночные и др.;
инфраструктура, ее тип, качество, стоимость, а также все, что влияет на качество жизни в стране, делая ее привлекательной для проживания.
Главный вклад Портера в разработку теории факторов заключаются в следующем:
Основные для конкурентоспособности факторы не наследуются, а создаются; наибольшее значение имеет эффективность использования факторов, темпы их создания и механизмы их совершенствования.
Ввел классификацию факторов, разделив их на базисные (общие) и развитые (специализированные) и обратив внимание на важность своевременного отказа от базисных факторов и создания специализированных факторов.
Базисные (общие)– это природные ресурсы и дешевый труд. Это факторы временные, их легко продублировать; конкурентоспособность, основанная на базисных факторах непрочна. Например, дешевый японский труд был вытеснен южнокорейским.
Развитые, специализированные факторы, создаются на основе базисных, но их труднее продублировать, поскольку они адаптированы к конкретной отрасли промышленности в определенной стране. Например, японцы смогли вовремя отказаться от преимущества в дешевом труде и создали другие преимущества – построили автоматизированные заводы, создали производственный процесс без складских запасов. Германия добилась высокого профессионализма в оптике.
II. Условия внутреннего спроса. Высокий спрос позволяет создавать большие предприятия, экономить на издержках. Но главное – уровень спроса, высокая квалификация и требования национальных потребителей, соответствие внутреннего спроса мировому уровню. Например, в Скандинавии высокие требования к охране окружающей среды позволили стать лидером в производстве соответствующей техники.
III. Родственные и поддерживающие отрасли поставляют полуфабрикаты, вспомогательное оборудование. Конкурентоспособность отдельной отрасли опирается на конкурентоспособность на мировом рынке группы связанных по горизонтали и вертикали отраслей.
IV. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция. Условия в странах определяют специфику создания компаний, характер конкуренции на внутреннем рынке. На конкурентоспособность влияют национальные особенности целей, стратегии, способов организации фирм, различия между странами по деловой культуре; временная перспектива деятельности компании. Например, в Германии, Швейцарии стабильные институциональные инвесторы, не ожидающие быстрых и высоких доходов; в США - рисковые капиталы, акции, инвесторы ожидают квартальные и годовые доходы; текущая прибыль сковывает инвестиционную деятельность компаний.
Большое значение теория конкурентных преимуществ придает внутренней конкуренции и территориальной концентрации. Внутренняя внутриотраслевая конкуренция сильнее внешней, ибо компании находятся в равных условиях. Она вынуждает компании вводить новшества, совершенствоваться, улучшать качество, создавать новые продукты, снижать издержки и т.п.
Внутреннее соперничество способствует образованию «кластеров». Кластер или промышленная группа представляет собой близко расположенные и тесно взаимосвязанные компании и организации, действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга.
Кластер образуют связанные между собой по вертикали (покупатель-продавец) и по горизонтали (общие потребители, технологии, каналы) конкурентоспособные отрасли. Одна конкурентоспособная отрасль способствует возникновению другой отрасли.
В развивающихся экономиках, где экономическая деятельность концентрируется вокруг крупных городов из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, неразвитость кластеров ведет к монополии, что замедляет развитие.
Термины и понятия
Протекционизм; свободная торговля; абсолютные преимущества; сравнительные преимущества; факторные цены; замещение товарного экспорта перемещением факторов производства; торгово-направленные ПИИ; «конкурентный ромб» М. Портера.
Вопросы и задания для самопроверки
Роль меркантилизма в развитии национальной промышленности.
Возможность использования основных положений меркантилизма в современной внешнеторговой практике.
Сопоставительный анализ абсолютных и сравнительных преимуществ. Российский экспорт с точки зрения сравнительных преимуществ.
Теория факторов производства как дальнейшая разработка теории сравнительных преимуществ.
Доказательство и опровержение «парадокса Леонтьева».
Объяснить превращение США в чистого импортера компьютеров с точки зрения теории жизненного цикла товара.
Можно ли использовать теорию торгово-направленных прямых инвестиций в отношениях России с другими странами СНГ?
Назвать четыре составляющих «конкурентного ромба» М. Портера.
- 1. Мировое хозяйство в условиях глобализации
- 1.1.Международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство
- 1.2. Страны в мировой экономике
- 1.3. Теории международного разделения труда и международной торговли
- 2. Тенденции развития международной торговли
- 2.1. Понятие, состав, значение международной торговли
- 2.2. Динамика и объем международной торговли
- 2.3. Товарная структура международной торговли
- 2.4. Некоторые региональные и национальные особенности внешней торговли
- 3. Внешняя торговля России
- 3.1. Особенности российской внешней торговли товарами
- 3.2. Россия на международном рынке услуг
- 4. Регулирование международной торговли
- 4.1. Цели внешнеторговой политики и средства ее осуществления
- 4.2. Многостороннее регулирование торговли
- 1. Мировое хозяйство в условиях глобализации
- 2. Тенденции развития международной торговли
- 3. Внешняя торговля России
- 4. Регулирование международной торговли
- 1. Мировое хозяйство в условиях глобализации
- 1.1.Международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство 1