logo search
курсач

1.3 Характеристика и структура банковской системы

Банковская деятельность в Сингапуре регулируется рядом законов:

Банковская система Сингапура содержит развитую сеть финансовых учреждений, работающих по международным стандартам. Занимая одно из лидирующих экономических положений в Юго-Восточной Азии, это государство обеспечивает надежную функциональность банковского сектора, как на местном, так и на международном уровне. В Сингапуре созданы все условия для проведения финансовых операций как внутри страны, так и за ее пределы.

Сингапур является одним из ведущих финансовых центров мира и главным распределительным узлом финансов в Юго-Восточной Азии. Неудивительно поэтому, что страна создала одну из самых передовых банковских систем мира, насчитывающую, примерно, 124 местных и иностранных банковских и финансовых учреждений, оказывающих услуги начиная от потребительского банковского обслуживания и управлением активами и кончая биржевыми, банковскими инвестиционными и специализированными стразовыми услугами. На конец 2010 г. внутренний банковский сектор Сингапура, по оценкам Денежно-кредитного управления, насчитывал активов/пассивов на сумму 764 млрд. сингапурских долларов. Ведущими банками Сингапура являются АБН АМРО, Ситибанк, ДБС, ЭйчЭсБиСи, ОуЭсБиСи, Стандард Чартерд и ЮОБ.

Несмотря на отсутствие в настоящее время поддерживаемой правительством программы страхования депозитов, MAS планирует создание такой системы в ближайшем будущем. Деятельность коммерческих банков в Сингапуре лицензируется и подчиняется Закону о банковской деятельности.

Коммерческие банки могут заниматься всеми возможными видами банковской деятельности. (кредитные операции, предоставление банковских операций по ведению расчетов между физическими и юридическими лицами, инкассация денежных средств, предоставление кассовых операций, осуществление валютных операций, привлечение вкладов, предоставление банковских гарантий на банковский операции, услуги перевода денежных средств без открытия банковских счетов). Помимо оказания коммерческих банковских услуг, в том числе приема депозитов, чековых расчетов и кредитования, банки могут также заниматься любым иным видом банковского бизнеса, который регулируется или разрешается MAS, включая консультационные услуги в сфере финансов, брокерские услуги в сфере страхования и услуги по размещению капитала на рынке.

Коммерческие банки и их представители не обязательно должны отдельно лицензироваться для осуществления такой деятельности, но обязаны соблюдать требования кодекса поведения при осуществлении хозяйственной деятельности, предписываемого в Законе о финансовых консультантах (IA) и Законе о ценных бумагах и фьючерсах (SFA), соответственно. В июле 2001 г. Закон о банковской деятельности был изменен, запретив банкам заниматься нефинансовой деятельностью. Банкам предоставили три года, до июля 2004 г., на завершение своей нефинансовой деятельности. В августе 2003 г. этот льготный период был продлен еще на 2 года до июля 2006 г. для тех банков, которые обратились к MAS с просьбой о продлении. В настоящее время в Сингапуре функционируют 113 коммерческих банков. Пять из них зарегистрированы на местном уровне и принадлежат трем отечественным банковским группам. Коммерческие банки работают как банки, предоставляющие полный набор услуг, оптовые банки или оффшорные банки.

Предоставляющие полный набор услуг банки могут оказывать все услуги, предусмотренные Законом о банковской деятельности. В настоящее время в Сингапуре существуют 28 таких банков. Пять из них имеют местную регистрацию и принадлежат 3 отечественным банковским группам, а остальные 23 банка являются филиалами банков, зарегистрированных за рубежом. Шесть из этих 23 филиалов иностранных банков получили привилегию реализовывать полный набор банковских услуг. Иностранные банки, предоставляющие полный набор услуг и пользующиеся указанной привилегией, могут иметь лишь 15 отделений и/или отдельных от их офисов банкоматов, из которых максимум 10 могут быть отделениями филиалов. Эти банки могут использовать банкоматы совместно между собой и свободно менять местонахождение своих отделений. С 1 июля 2002 г. имеющие привилегии банки получили разрешение оказывать дебетовые услуги по сети EFTPOS (электронные перечисления средств), предлагать Дополнительный пакет пенсионного обеспечения, использовать инвестиционные счета (CPF Investment Scheme accounts) и принимать срочные депозиты в рамках инвестиционной схемы и схемы с минимальной суммой депозита.

Оптовые банки могут заниматься такой же банковской деятельностью, что и банки, предоставляющие полный набор услуг за исключением того, что они не имеют права оказывать розничные банковские услуги с сингапурским долларом. Они функционируют в соответствии с изданными MAS Рекомендациями по работе оптовых банков. В Сингапуре имеются 37 оптовых банков, и все они являются филиалами иностранных банков.

Оффшорные банки имеют право заниматься такими же видами деятельности, что и банки, оказывающие полный набор услуг, и оптовые банки при осуществлении деятельности с азиатскими валютами, выраженными в единицах азиатских валют (ACU). Единицы азиатских валют – это бухгалтерская единица, используемая банками для учета всех своих операций в иностранных валютах, осуществленных на азиатском долларовом рынке. Операции банков в сингапурских долларах учитываются отдельно во внутренних банковских единицах (DBU). Объем операций, осуществленных во внутренних банковских единицах оффшорными банками несколько более ограничен в части сделок с резидентами по сравнению с оптовыми банками.

Помимо описанных трех категорий коммерческих банков существуют финансовые учреждения, которые могут работать как торговые банки. Торговые банки одобрены Денежно-кредитной Администрацией в соответствии с законодательством, и их деятельность подчиняется Директивам о торговых банках. Операции таких банков в единицах азиатских валют также выполняются в соответствии с Законом о банковской деятельности. Как правило, торговые банки занимаются финансированием корпоративных лиц, подпиской на выпускаемые акции и облигации, слиянием и присоединением компаний, управлением инвестиционными портфелями, консультированием по менеджменту и прочими возмездной деятельностью. Большинство торговых банков с разрешения MAS работают с единицей азиатских валют, через которую они конкурируют с коммерческими банками на азиатском долларовом рынке. Что касается DBU, то торговые банки не имеют права принимать депозиты до востребования, сберегательные депозиты или занимать средства у населения. Вместе с тем, им разрешено принимать депозиты или занимать средства у банков, финансовых компаний, акционеров и компаний, контролируемых их акционерами. Всего в Сингапуре действуют в настоящее время 52 торговых банка.

Финансовые компании концентрируют свою деятельность на финансировании в небольших размерах, в том числе кредитуют приобретение в рассрочку автомобилей, товаров длительного пользования, и выдают ссуды для приобретения жилья. Финансовые компании получают лицензии и функционируют в соответствии с Законом о финансовых компаниях. Финансовые компании не имеют права открывать депозитные счета, по которым можно снимать средства по требованию по чекам, векселям или платежному требованию. Им также не разрешается предоставлять необеспеченный кредит на сумму свыше 5 000 сингапурских долларов любому лицу или для осуществления сделки в любой иностранной валюте, золоте или иных драгоценных металлах, или приобретать пакеты акций, деноминированные в иностранной валюте, акции или долговые ценные бумаги. Однако, финансовые компании, владеющие капиталом более 10 млн сингапурских долларов, могут, обращаться с просьбами о разрешении осуществлять операции в иностранных валютах, драгоценных металлах и акциях, деноминированных в иностранных валютах. Такое разрешение выдается при условии, что в любой момент времени совокупная сумма предоставленного кредита в иностранной валюте не превысит 10% капитала финансовой компании. В Сингапуре функционируют 3 финансовых компании.

Некоторые основные финансовые учреждения, функционирующие в Сингапуре в соответствии с лицензией на оказание полного спектра услуг:

  1. АБН АМРО БАНК НВ (ABN AMRO BANK NV)

  2. АМЕРИКАН ЭКСПРЕСС БАНК ЛТД. (AMERICAN EXPRESS BANK LTD)

  3. БАНГКОК БАНК ПАБЛИК КОМПАНИИ ЛИМИТЕД (BANGKOK BANK PUBLIC

  4. COMPANY LIMITED)

  5. БАНК ОВ АМЕРИКА, НЕШНЛ АССОСИЭЙШН (BANK OF AMERICA, NATIONAL ASSOCIATION) [8]

Значительные доходы от экспорта товаров и услуг, крупные поступления от финансовых операций, положительное сальдо платежного баланса, достаточно низкий уровень внешней задолженности обусловили накопление значительных золотовалютных резервов в Сингапуре. В период с 1990 г. по 2000 г. золотовалютные резервы Сингапура возросли в 3 с лишним раза и достигли 48,5 млрд. сингапурских долларов, что выше, чем в таких развитых странах как Великобритании, Голландия, Швеция, Дания, Австралия и Канада.

Основную часть золотовалютных резервов (99%) составляют запасы золота и иностранная валюта, 0,6% - специальные права заимствованная (СДР.) и 0,4% - резервные позиции в Международном валютной фонде (МВФ). По оценкам специалистов, удельный вес золота в золотовалютных резервах Сингапура составляет от 15% до 20%, на американский доллар приходится 35-45%, на японскую йену - 20-30%, остальное - на западноевропейские валюты, в основном немецкую марку, английский фунт стерлингов к швейцарский франк.

Золотовалютные резервы Сингапура хранятся в международных финансовых организациях в качестве депозитов. В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту курса сингапурского доллара по отношению к валютам стран основных торговых партнеров Сингапура.

Общий долг центрального правительства представлен внутренним долгом. В его структуре 96 % составляет задолженность физическим и юридическим лицам (именные акции и облигации, казначейские обязательства), 4 % приходится на задолженность банковскому сектору (депозиты). Внешняя задолженность отсутствует, так как весь долг сформирован из инструментов, размещенных в своей валюте. Это говорит о том, что ЦБ ориентируется на внутренний рынок в большей степени, чем на внешние рынки.

1.4 Сравнительная характеристика банковской системы России и Сингапура

При проведении сравнительного анализа банковских систем Российской Федерации и Сингапура были выявлены их схожие и отличительные друг от друга черты, основные данные приведены в таблице №1.

Таблица №1. Сравнение основных данных

Полное название

Республика Сингапур

Российская Федерация

Форма правления

Республика

Федеративная республика

Столица

Сингапур

Москва

Площадь, км 2

693 (175 в мире)

17 075 400 (1 в мире)

Население, чел.

5 077 000 (113 в мире)

143 300 000 (9 в мире)

Валюта

сингапурский доллар

рубль

Международные организации

Содружество наций, АТЭС

АТЭС, Большая Восьмерка, СНГ

Учреждение ЦБ

Денежно-кредитное управление (Monetary Authority of Singapore)

Центральный Банк

России

Доля собственности

государства в капитале ЦБ.

100%

100%

Российская банковская система имеет двухуровневую структуру. Первый уровень представлен Центральным банком РФ. Второй уровень включает банки и небанковские кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Сингапурская банковская система так же представлена двухуровневой структурой. На первом уровне денежно-кредитное управление, которое является и центральным банком Сингапура. На втором банки, кредитные организации.

Количество банков в России 778. В Сингапуре насчитывается 121 коммерческий банк, в том числе местных — 7, иностранных — 114.

Денежная масса Сингапура по последним данным составляет 521 868 800 000 SGD, денежная база 162 744 300 000.

Денежная масса России по последним данным составляет 31 636 700 000 руб. Денежная база 7 960 300 000 руб.

Курс Сингапурского доллара на 12.05.2015 1 SGD = 38.1157 RUR

Показатель ВВП России: 82 937 000 000 Руб.

Показатель ВВП Сингапура 297 900 000 000 USD

Основные функции Денежно-кредитного управления Сингапура:

  1. Осуществлять деятельность как центральный банк Сингапура, включая осуществление денежно-кредитной политики, эмиссию денежных знаков, надзор за платёжными системами и обслуживание Правительства Сингапура в качестве банкира и финансового агента

  2. Осуществление надзора за финансовыми услугами и мониторинг финансовой стабильности

  3. Управление валютными резервами Сингапура

  4. Развивать Сингапур как международный финансовый центр

Основные функции ЦБ РФ:

  1. Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику

  2. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп

  3. Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации

Первый коммерческий банк в России открылся 1 ноября 1864 года в Санкт-Петербурге. Затем в Москве возник ряд коммерческих банковских контор. В 1870 году был образован Волжско-Камский и Азовско-Донской банки.

OCBC Bank – был основан в 1932 году. Крупнейший банк по рыночной капитализации, с активами превышающими 253 млрд. сингапурских доллара.

Рассмотрим различия в форме коммерческих банков, функционирующих в стране.

В России только традиционные коммерческие банки. В Сингапуре: оптовые, оффшорные, торговые.

На основе проведенного сравнения можно сделать следующие выводы:

  1. В России банки появились на 60 лет раньше, чем в Сингапуре.

  2. Функции ЦБ России и денежно-кредитного управления Сингапура схожи.

  3. Показатели денежной массы, денежной базы и ВВП Сингапура превышают показатели России, что говорит о недостаточно эффективной денежно – кредитной политике России.

  4. Обе страны имеют двухуровневую структуру банковской системы.

  5. Количество банков в России примерно в шесть раз превышает количество банков в Сингапуре.

Глава №2. Расчетная часть

На основании данных варианта 13, руководствуясь Инструкцией №139-И ЦБ РФ, необходимо рассчитать основные нормативы деятельности коммерческого банка. Требования Банка России по соблюдению этих нормативов представляют собой приемы административного регулирования ликвидности балансов коммерческих банков (табл.2).

Таблица 2 - Исходные данные для расчета нормативов деятельности коммерческого банка

Агрегированные показатели

1 год

2 год

3 год

Собственный капитал банка ()

4000000

7340500

8431982

Сумма активов за минусом величины резерва на возможные потери по соответствующим статьям активов, взвешенных с учетом риск

()

10143765

12531600

14116230

Величина кредитного риска по инструментам, отраженным на внебалансовых счетах ()

1461307

1650100

1650100

Величина кредитного риска по срочным сделкам ()

800000

776413

551135

Величина рыночного риска ()

5531100

6230400

5400700

Ликвидные активы ()

2414760

2600300

1903300

Высоколиквидные активы ()

1600515

1100500

929450

Обязательства до востребования ()

8456011

9100200

9100200

Обязательства до востребования и на срок до 30 дней ()

11340800

11340800

8415300

Продолжение таблицы 2

Кредиты, выданные банком ()

12543600

9500400

11300514

Обязательства банка по кредитам ()

900500

1500700

700000

Активы (А)

6311620

7413000

8340780

Обязательные резервы (P0)

700000

715900

700000

Сумма требований банка к заемщику ()

1560340

1574201

2201345

Совокупная величина крупных кредитных рисков ()

11816432

9908203

7500302

Совокупная сумма обязательств банка (Овкл)

1423700

2500400

3202415

Показатель Крз в отношении тех акционеров, вклад которых в уставный капитал банка превышает 5% от его зарегистрированной Банком России величины ()

870200

1213438

2314700


Таблица 2 - Нормативы деятельности коммерческого банка

Наименование норматива

Формула для расчета

Рекоменд.

Результат

1 год

2 год

3 год

Норматив достаточности капитала (Н1)

Н1=

≥10%

22.3

34.64

38.82

Норматив мгновенной ликвидности (Н2)

Н2 =

≥15%

18.92

12.09

10.21

Норматив текущей ликвидности (Н3)

Н3 =

≥50%

21,29

22,93

22,62

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4)

Н4=

≤120%

255.97

107.46

123.75

Норматив общей ликвидности (Н5)

Н5 =

≥15%

43.03

38.83

24.91

Максимальный размер риска на 1 заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)

Н6 =

≤25%

39.01

21.45

26.11

Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7)

Н7 =

≤800%

295.41

134.98

88.95

Максимальный размер риска на одного кредитора (Н8)

Н8 =

≤25%

35.6

34.06

37.98

Максимальный размер кредитного риска на одного акционера (Н9)

Н 9 =

≤50%

21.76

16.53

27.45

Таблица 3 – Расчеты нормативов деятельности коммерческого банка

Наименование норматива

Расчеты

1 год

2 год

З год

Норматив достаточности капитала (Н1)

4000000/(10143765+1461307 + 800000 +

5531100) *100%

7340500/(12531600 +

1650100 + 6230400+

776413)*100%

8431982/(14116230 + 1650100 + 551135 + 5400700) *100%

Норматив мгновенной ликвидности (Н2)

(1600515/8456011)

*100%

(1100500/9100200) *100%

(929450/9100200)

*100%

Норматив текущей ликвидности (Н3)

(2414760/11340800) * 100%

(2600300/11340800) *100%

(1903300/8415300)

*100%

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4)

12543600/(900500

+4456000)*100%

9500400/(1500700+7870 800)*100%

11300514/(700600+8431982)*100%

Норматив общей ликвидности (Н5)

2414760/(6311620+ 700000)*100%

2600300/(7413000+

715900)*100%

2600300/(1100500+9100200)*100%

Максимальный размер риска на 1 заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)

(1560340/4000000) *100%

(1574201/7340500) *100%

(2201345/8431982) *100%

Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7)

(11816432/4000000) *100%

(9908203/7340500) *100%

(7500302/8431982)

*100%

Максимальный размер риска на одного кредитора (Н8)

(1423700/4000000)*100%

(2500400/7340500)*100%

(3202415/8431982)*100%

Максимальный размер кредитного риска на одного акционера (Н9)

(870200/4000000) *100%

(1213438/7340500) *100%

(2314700/8431982) *100%

Основываясь на проделанных расчетах, можно сделать следующие выводы:

Норматив достаточности собственных средств банка (Н1), регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банки и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного риска. Рекомендуемое значение для российской практики ≥10%. Норматив достаточности капитала (Н 1) соответствует требованиям, что говорит о достаточности собственных средств: имеющийся капитал покрывает (по нормативным требованиям) активы, взвешенные с учетом риска.

Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует риск потери банком ликвидности, то есть способность, какого либо актива трансформироваться в денежные средства, незамедлительно или в случае необходимости. Рекомендуемое значение ≥15%. Норматив мгновенной ликвидности (Н2) более 15 % в 1 год, значит высоколиквидных активов достаточно для покрытия обязательств до востребования, а во 2 и 3 года, наоборот.

Норматив текущей ликвидности банка (Н3). Регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших 30 календарных дней. Рекомендуемая норма - ≥50%. Норматив текущей ликвидности во все года не соответствует требованиям, это говорит о том, что наличных средств во не достаточно для покрытия обязательств до востребования на срок до 30 дней.

Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4). Регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы. Рекомендуемое значение Н4 ≤ 120%. Норматив долгосрочной ликвидности Н4 менее 120% только во 2 год, следовательно, капитал банка и обязательства до востребования не покрывают в 1 и 3 года задолженности банка

Норматив общей ликвидности банка (Н5). Регулирует долю активов, которые могут быть конвертированы в денежные средства в течение ближайших 30 дней (ликвидных активов) в общей массе активов. Не должен превышать 15%. По всем трем годам показатель был выше нормативного значения.

Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6). Регулирует кредитный риск банка в отношение одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 должен быть менее 25%, в 1 и 3 года норматив не удовлетворяет требованиям, а во 2 год норматив, наоборот, удовлетворяет установленным границам, это свидетельствует тому что совокупные требования банка в 1 и 3 года не могли быть удовлетворены собственными средствами банка.

Норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7). Регулирует совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банкаМаксимальный размер крупных кредитных рисков Н7 менее 800%, норматив выполнен банком, значит капитала банка достаточно для предотвращения крупных кредитных рисков.

Максимальный размер риска на одного кредитора (Н8). Норматив не соблюдался ни в одном году.

Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9). Регулирует кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) к собственным средствам (капиталу) банка. Рекомендуем значение данного норматива (Н9) - ≤50%. По всем годам банк входит в требуемые границы норматива, следовательно, максимальный размер гарантий и поручительств предоставляемый банком своим акционерам установлен верно в отношении собственных средств банка.

Банк соблюдает все нормативы деятельности за исключением норматива общей ликвидности и норматива максимального размера риска на 1 заемщика или группу связанных заемщиков, это означает, что банку не хватает наличных денежных средств для покрытия всех обязательств и ему необходимо увеличение размера собственных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе была рассмотрена история Сингапура, особенности его денежной системы, банковской системы. Динамика его основных экономических показателей позволяет сделать следующие выводы:

1. Золотовалютные резервы Сингапура значительно выросли за последнее десятилетие. В их структуре преобладает иностранная валюта и золото. Денежные агрегаты имеют тенденцию к увеличению.

2. ВВП Сингапура увеличивается. В стране проводится политика завышенного валютного курса. Уровень инфляции явно сдерживается.

3.Начиная с 2009 года наблюдалось снижение процентных ставок и увеличение темпов роста ВВП. Это говорит о том, что инструмент денежно-кредитной политики - процентные ставки положительно повлиял на макроэкономический показатель - темп роста ВВП, вызвав его увеличение.

Банковская система Сингапура содержит развитую сеть финансовых учреждений, работающих по международным стандартам

Проведя сравнение банковской системы Сингапура с Российской системой были сделаны следующие выводы:

  1. В России банки появились на 60 лет раньше, чем в Сингапуре.

  2. Функции ЦБ России и денежно-кредитного управления Сингапура схожи.

  3. Показатели денежной массы, денежной базы и ВВП Сингапура превышают показатели России, что говорит о недостаточно эффективной денежно – кредитной политике России.

  4. Обе страны имеют двухуровневую структуру банковской системы.

  5. Количество банков в России примерно в шесть раз превышает количество банков в Сингапуре.

В Сингапуре создана инвестиционно - привлекательная среда. Что позволяет сосредоточить в маленькой стране, большое количество денег, а грамотному руководству правильно их использовать.

Вывод по расчетной части заключается в следующем: банк соблюдает все нормативы деятельности за исключением норматива общей ликвидности и норматива максимального размера риска на 1 заемщика или группу связанных заемщиков, это означает, что банку не хватает наличных денежных средств для покрытия всех обязательств и ему необходимо увеличение размера собственных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдокушин Е.Ф. Международные отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2010. - 366 с.

2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник/ МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 2009. - 35-36 с.

3. Булатов А.С. Экономика: Учебник / Общая редакция Булатова А.С. - М.: Экономист, 2006. - 113-116 с.

4. Калашников Н.И. Сингапур: проблемы города-государства. М.: Знание, 1981. - 231-233 с.

5. Карамова О.В. Кредитно-денежная политика // Курс лекций для ИППК. М.: ФА, 2012. - 25-31 с.

6. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999. - 176-177 с.

7. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. М., 2002. - 56-59 с.

8. Курзанов В.Н. Сингапур в экономике Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1985. - 134 с.

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. современный экономический словарь М.: ИНФРА-М, 2006. - 76-77 с.