logo search
Международная экономика 2

Классические и современные теории международной торговли.

Теории международной торговли можно разделить на классиче­ские и современные. Классические теории мировой торговли:

Меркантилистская теория международной торговли (XVI-XVIII вв.). Впервые попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана в экономическом учении мер­кантилистов.

Меркантилисты: Уильям Стаффорд, Томас Ман, Антуан де Мон-кретьен, Антонио Серра

Ассоциируя богатство страны с количеством золота и серебра, ко­торыми она располагает, меркантилисты полагали, что для укрепления национальных позиций государство должно:

Главный недостаток данной теории состоит в том, что, по мнению меркантилистов, экономическая выгода стран-экспортеров оборачива­ется экономическим ущербом стран-импортеров.

Теория абсолютных преимуществ А. Смита.

Смит разработал теорию абсолютных преимуществ, которая утверждает, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. По мнению Смита, какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть та­кой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Однако теория абсолютных преимуществ не учи­тывает различий стран по их производственной специализации.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Развивая тео­рию абсолютных преимуществ, Д. Рикардо показал, что торговля выгодна каждой стране, даже если ни одна из них не обладает абсолютным пре­имуществом в производстве конкретных товаров.

Основным доводом данной теории является то, что необходимым условием существования международной торговли выступает произ­водство в разных странах одних и тех же товаров с разными издержка­ми.

Недостатки теории: теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; предполагает отсутствие транспортных затрат; не учи­тывает влияния НТР; исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.

Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.

Понятия теории Хекшера-Олина:

Фактороинтенсивностъ - показатель, определяющий относитель­ные затраты факторов производства на создание единицы товара

Капиталоемкость = K/L,

где K – затраты капитала

L – затраты труда.

Трудоемкость = L/K,

если K2/L2> K1/L1 , то второй товар относительно более капиталоемкий.

Факторонасыщенность - показатель, определяющий относитель­ную обеспеченность факторами производства. Она определяется двумя способами:

Теория Хекшера-Олина: страны экспортируют продукты интен­сивного использования избыточных факторов и импортируют продук­ты интенсивного использования дефицитных для них факторов.

Теорема Хекшера-Олина была постав­лена под сомнение в конце 40-х гг. XX в. В. Леонтьевым (1906-1998).

Парадокс Леонтьева заключается в том, что, вопреки теории, трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные - трудоемкую. Объяснения парадокса Леонтьева сводятся к следующим положениям:

Современные теории международной торговли развивают прин­ципы классических теорий и изучают отдельные стороны международ­ной торговли, которые остались не объясненными классическими тео­риями. Эти теории относятся к группе новейших теорий неоклассической школы. На современном этапе неоклассическая шко­ла сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с сере­дины XX в. на основе НТР.

Неотехнологические теории:

Теория технологического разрыва М. Познера.

Модель техно­логического разрыва является одной из популярных неотехнологиче­ских концепций международной торговли. Согласно кон­цепции Познера страна (фирма), производя новый продукт, в течение опреде­ленного времени обладает так называемой квазимонополией. Модель М. Познера предполагает, что после того, как новшество скопировано, торговать им на внешнем рынке нет смысла. Для того чтобы постоянно торговать каким-либо товаром, необходимо обеспечить «поток ново­введений» в его производстве.

Теория эффекта масштаба Кэмпа (1964) и несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979). Основная идея - по мере возраста­ния масштабов производства себестоимость единицы товара снижает­ся. Это происходит в силу: роста специализации; неделимости произ­водства; технологической экономии.

Для определения, за счет каких структурных сдвигов происходит рост производства, выделяют внешний и внутренний эффекты масштаба. Внешний эффект масштаба - увеличивается количество фирм, произ­водящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. В этом случае рынок остается достаточно конкурентным.

Внутренний - объем производства товаров остается прежним, а коли­чество фирм, производящих его, сократится. Таким образом, внутрен­ний ведет к возникновению несовершенной конкуренции. Экстремаль­ным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия.

Теория жизненного цикла продукта Р. Вернона (1966). Суть ее в том, что каждый новый продукт проходит цикл, включающий ста­дии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные потоки обмена готовыми изделия­ми между странами. Данная теория основывается на допущении о мо­нопольном положении развитой страны в технологии, что дает ей воз­можность превосходства в изобретении новых или усовершенствованных продуктов.

Недостаток теории: многие продукты не развиваются по теории жизненного цикла, так как имеют: слишком короткий жизненный цикл; высокие затраты на транспортировку; узкий круг потенциальных по­требителей.

Теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986).

Конкурентоспособность страны, по М. Портеру, в междуна­родном обмене определяется взаимодействием четырех основных компо­нентов:

Перечисленные детерминанты образуют национальный «ромб», представляющий собой систему, компоненты которой взаимно усили­вают друг друга. В эту систему включают случайные события и действия правительства, которые могут или усиливать, или ослаблять конкурентные преимущества страны.

Таким образом, в современных условиях нельзя говорить о специа­лизации страны в целом в соответствии с какой-либо одной теорией. Речь может идти о специализации отдельных отраслей и отдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий не утратила актуально­сти, поскольку одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют тенденции развития современной мировой торговли.