Республика Абхазия
На настоящий момент, независимость Республики Абхазия признана Российской Федерацией, Никарагуа, Венесуэлой и Науру. Особенностью истории абхазской автономии в составе Советского Союза являлось то, что в 1921–1931гг. Абхазия обладала государственным суверенитетом и в ранге Советской Социалистической республики ничем не уступала в смысле политического статуса Советской Социалистической республике Грузия, образованной 25 февраля 1921 года.
Независимая Советская Социалистическая Республика Абхазия была провозглашена 4 марта 1921 года, то есть после образования ГССР. Но уже в декабре 1921 года по союзному договору Абхазия вошла в состав Грузинской ССР, которая, в свою очередь, вошла в состав ЗСФР 12 марта 1922 года. Абхазия, однако, до 1931 г. по-прежнему называлась Договорная Советская Социалистическая Республика Абхазия. В 1931 г. Абхазская Договорная республика была преобразована в Абхазскую Автономную ССР в составе Грузинской ССР.
Нынешний этап грузино-абхазского противостояния начался с принятия 18 марта 1989 г. абхазским сходом «Постановления представителей абхазского народа» и «Обращения к М.С. Горбачеву», в котором говорилось «о необходимости оздоровления межнациональных отношений» путем возвращения Абхазии «политического, экономического и культурного суверенитета в рамках ленинской идеи федерации»33.
В 1989–1990 годах Верховный Совет Грузии принял ряд законодательных актов, аннулирующих все договоры, заключенные советским правительством Грузии в 20-х годах и служивших правовой базой для существования грузинских автономий – Аджарии, Абхазии и Южной Осетии. В ответ на это 25 августа 1990 г. абхазские депутаты приняли Декларацию о суверенитете Абхазии. В Грузии происходил рост антикоммунистических и антисоветских настроений, после победы блока З.К. Гамсахурдиа на парламентских выборах в октябре 1990 года Верховный Совет Абхазии взял курс на неподчинение Тбилиси. Характерно, что Абхазия в отличие от остальной части Грузии, участвовала в референдуме в поддержку Советского союза как единого государства, состоявшегося 17 марта 1991 г. (98,4% участников проголосовали за сохранение СССР)34.
В это же время Грузия решила вернуться к конституции 1921 года, которая не предусматривала за Абхазией статуса республики с собственной государственностью в составе Грузии. В ответ в июле 1992 года абхазский Верховный совет постановил, что до принятия новой в силе должна оставаться конституция 1925 года, согласно которой Абхазия была фактически независимой от Грузии.
Постепенно зарождающийся конфликт стал приобретать форму вооруженного противостояния между грузинами и абхазами. В ночь с 13 на 14 августа 1992 года части Национальной гвардии и регулярной армии Грузии вошли в Сухуми. Абхазские лидеры, в том числе избранный президент Владислав Ардзинба, бежали на север республики в Гудауту, чтобы организовать вооруженное сопротивление. В военных действиях повстанцам оказывали поддержку этнически родственные и единоверные им северокавказские этнические группы. Есть основания полагать, что российские войска, расположенные в этом регионе, также помогали абхазам. Летом и осенью 1993 года абхазское сопротивление перешло в контрнаступление, территория автономной республики была отвоевана. Жертвами конфликта стали 10 тыс. человек. Большинство абхазских грузин было вынуждено бежать – 250 тыс. человек в Грузию и 60 тыс. человек в Москву и Московскую область35. Грузинское руководство во главе со сместившим Гамсахурдиа Э.А. Шеварднадзе, фактически проиграв войну с Абхазией, подписало в 1994 году договор о вступлении в СНГ, а затем и согласилось на размещение на территории страны трех российских военных баз.
Совет глав государств СНГ 15 апреля 1994 г. принял Заявление, в котором, в связи со складывающейся обстановкой в Грузии, выразил готовность ввести в зону конфликта миротворческие силы, состоящие из воинских контингентов заинтересованных государств и обратился ко всем государствам – участникам СНГ принять участие в этой миротворческой акции.
14 мая 1994 г. в Москве грузинской и абхазской сторонами было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединению сил. Соглашением предусматривалось создание зоны безопасности, в которой должны были размещаться миротворческие силы СНГ, призванные способствовать предотвращению боевых действий и возвращению беженцев в места их постоянного проживания. Указом Президента РФ от 9 июня 1994 г. принято решение об участии российских войск в миротворческой операции СНГ. Совет Федерации Федерального Собрания РФ разрешил использование контингента ВС РФ численностью до 3000 чел.
Мандат сил несколько раз продлевался и дополнялся. В него были включены следующие задачи:
– обеспечение строгого прекращения огня, установление мира и предотвращение возобновления военных действий;
– создание условий для безопасного и достойного возвращения людей, покинувших зону конфликта;
– осуществление контроля, во взаимодействии с Миссией ООН (развернута с августа 1993 г. в составе 121 военных наблюдателей, 13 полицейских и 103 человек гражданского персонала), над тяжелой боевой техникой и т.д.
В целом Грузия и Абхазия соблюдали Соглашение о прекращении огня и разъединения сил.
- Оглавление
- Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития 14
- Часть 2. Евразийский регион: политика и безопасность 381
- Предисловие
- Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития интеграционные и трансформационные процессы в современном мире
- Институционально-правовая структура содружества независимых государств
- Республика беларусь
- Геополитическое положение рб
- Система органов государственной власти рб
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Украина
- Геополитическое положение Украины
- Система органов государственной власти Украины
- Политические партии и электоральные процессы
- Территориально-политическая система Украины
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Молдова
- Геополитическое положение рм
- Система органов государственной власти рм
- Политические партии и электоральные процессы
- Приднестровская Молдавская республика (пмр)
- Переговорный процесс
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Страны закавказья грузия, армения, азербайджан, абхазия, южная осетия Общая характеристика региона
- Историко-географические особенности
- Геополитическое положение Грузии
- Система органов государственной власти Грузии
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Абхазия
- Современная ситуация
- Переговорный процесс
- Республика Южная Осетия
- Современная ситуация
- Республика Армения
- Геополитическое положение
- Система органов государственной власти ра
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Непризнанная Нагорно-Карабахская республика
- Современная ситуация
- Переговорный процесс
- Азербайджанская Республика
- Геополитическое положение
- Система органов государственной власти
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Страны центральной азии: киргизия, узбекистан, таджикистан, туркмения Общая характеристика региона
- Историко-географический очерк
- Республика Узбекистан
- Геополитическое положение ру
- Система органов государственной власти ру
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Киргизская Республика
- Геополитическое положение кр
- Система государственной власти кр
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности хозяйственной деятельности
- Внешнеэкономические связи
- Туркменистан
- Геополитическое положение Туркмении
- Система органов государственной власти Туркмении
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Таджикистан
- Геополитическое положение рт
- Система органов государственной власти рт
- Политические партии и электоральные процессы в рт
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Казахстан
- Геополитическое положение Республики Казахстан
- Система органов государственной власти Республики Казахстан
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Часть 2. Евразийский регион: политика и безопасность интеграционные процессы в регионе
- Договор о коллективной безопасности
- Международные экономические отношения в снг
- Заключение
- Список литературы