logo search
Bileti_MO

Вопрос 78. Россия и государства Центральной Азии.

Наибольшее значение в этой группе стран с т.з. российских национальных интересов имеет Казахстан. С самого начала эта страна принимала активное участие в интеграционных процессах в рамках СНГ. Именно президент Казахстан Нурсултан Назарбаев был в свое время инициатором создания Евроазиатского экономического сообщества. Отношения с Россией у Казахстана развивались довольно успешно. 25 мая 92г. был подписан российско-казахстанский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который зафиксировал союзнический характер отношений между этими двумя государствами. В марте 94г. было подписано соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур. Президенты России и Казахстана 6 июля 98г. подписали также Декларацию о вечной дружбе, партнерстве и союзничестве, ориентированную на 21 столетие. 12 октября 98г. был подписан Договор об экономическом сотрудничестве сроком на 10 лет. И все же благоприятное развитие российско-казахстанских отношений не является полностью беспроблемным. За последние 10 лет позиции казахской местной правящей элиты укрепились и она теперь не опасается возможности дезинтеграции своего государства. Одновременно укрепилась казахская экономика, базирующаяся на использовании природных богатств и развитии ряда отраслей промышленности, например, горнодобывающей, металлургической.

Другие государства Центрально-Азиатского региона, участвующие в евразийском и других интеграционных проектах, менее самодостаточны и в большей степени нуждаются в помощи и поддержке России. Особенно это касается Таджикистана. Сотрудничество между Россией и этим постсоветским государством развивается прежде всего в сфере обеспечения безопасности. Киргизия заинтересована в тесных связях с Россией не только из соображений экономической целесообразности и военной безопасности, но и из-за того, что славяне по-прежнему составляют значительную часть населения республики. После произошедшей в Киргизии революции новые власти республики заявили о том, что характер киргизско-российских отношений не изменится. В отличие от отношений с вышеупомянутыми Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном отношения России с двумя другими государствами Центрально-Азиатского региона – Узбекистаном и Туркменией – не имеют столь же тесного характера. В условиях независимости Узбекистан избрал особый, отличный от российского, путь развития. Экономический спад здесь был незначительным из всех постсоветских государств, и сегодня эта страна по общему объему ВВП занимает 5 место в СНГ. Но после серии террористических актов на территории Узбекистана его руководство продемонстрировало готовность к более тесному военно-техническому сотрудничеству с Россией. Узбекистан присоединился к Шанхайской организации сотрудничества, включающей в свой состав Россию, Китай, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Схожие политические мотивы дистанцирования от России имела и правящая элита Туркменистана, причем авторитарный характер личной власти президента Сапармурата Ниязова выражен еще более ярко. Что касается экономической основы подобной стратегии, то у туркменского руководства она была еще более мощной. Дело в том, что Туркмения оказалась вторым в мире, после России, государством по объемам запасов природного газа. В отличие от многих других постсоветских республик в Туркмении с самого начала появился устойчивый источник твердой валюты в виде доходов от экспорта газа. Наличие доходов от газа и нефти позволяло обходится без кредитов, что сделало Туркмению единственной из постсоветских государств, не имевшей серьезного внешнего долга. Осознавая высокую степень своей независимости от внешней помощи как с Востока, так и с Запада и Юга, режим Ниязова попытался закрепить свой особый статус в международных делах. Эту цель преследовала акция по приданию Туркмении при помощи ООН статуса постоянно нейтрального государства. Перспектива российко-туркменских отношений такова: дистанцирование Туркмении от России будет продолжаться, несмотря на сделанные в последнее время Ниязовым шаги. Как только появятся реальные альтернативы российскому маршруту транспортировки туркменского газа, так сразу же не будет необходимости в торге с Москвой по газовым проблемам.