logo search
Bileti_MO

Вопрос 80. Проблемы развития снг

В конце 91г. прекратил свое существование Сов Союз и появилось новое образование – Содружество Независимых Государств. Учредителями СНГ стали 11 гос-в – бывших республик СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. В 93г. членом содружества стала также Грузия. Учредительными актами СНГ являются 3 док-та: Соглашение о его создании от 8 декабря 91г., Протокол и Декларация от 21 дек. 91г. 22 янв.93г. был принят Устав СНГ. Он является правовой основой СНГ, направлен на консолидацию Содружества и должен способствовать укреплению сотрудничества в экономической, гуманитарной и др. областях между его членами. Высшим органом СНГ является Совет глав государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. В декабре 93г. был учрежден пост председателя уставных органов СНГ. Постоянно действует исполнительный и координирующий орган Содружества – Кординационно-консультативный комитет. С 94г. при нем работает Комиссия Экономического Союза. В рамках СНГ действует Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками. Также существует Совет министров внутренних дел, который координирует деятельность по борьбе с преступностью, с ним сотрудничают и другие правоохранительные органы. В целях обеспечения экономических обязательств в рамках СНГ в 95г. был создан Экономический суд. За выполнением обязательств по правам человека на территории СНГ наблюдает Комиссия по правам человека. В 95г. в структуру органов СНГ входит Межпарламентская ассамблея. Она проводит межпарламентские консультации и разрабатывает рекомендательные законодательные акты. Руководители стран СНГ много раз говорили о необходимости активизации деятельности Содружества и его отдельных институтов, но принимаемые решения не реализовывались. Еще одна попытка реформирования СНГ была предпринята на саммите в Астане в сентябре 2004г. Там было предложено образовать Совет безопасности СНГ, в который должны войти министры иностранных дел, секретари советов безопасности, министры обороны, руководители погранслужб государств – членов. В то же время было решено упразднить Совет министров обороны вместе с его секретариатом и штаб по координации военного сотрудничества. Были ликвидированы также Межгосударственный статистический комитет и Экономический суд СНГ. 26 февраля 99г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали договор о Таможенном союзе и договор о едином экономическом пространстве, в которых без конкретизации сроков определили следующие этапы интеграции: 1. обеспечение в полном объема режима свободной торговли, отказ от тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов; 2. создание Таможенного союза, предполагающего единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах; 3. создание единого экономического пространства, проведение общей экономической политики, формирование общего рынка услуг, труда и капитала, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики. Однако без четкой институциональной основы реализовать поставленные цели было невозможно, поэтому 10 окт. 2000г. президенты Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали договор об учреждении Евроазиатского экономического сообщества. Впоследствии Россия совместно с Казахстаном, Белоруссией, а также Украиной выдвинула еще один интеграционный проект создания Единого экономического пространства. Наличие нескольких близких, но не совпадающих полностью проектов интеграции отражает многообразие интересов и подходов, имеющихся сегодня внутри СНГ.