logo search
Дугин А

8.2 Экономический регионализм

В основе советской экономики был заложен принцип централизма. Высшая инстанция принятия всех важных, менее важных и совсем неважных решений находилась в Москве, откуда поступали регламен­тации и директивы. Такой централизм делал экономику неповоротли­вой, не способствовал развитию региональной инициативы, сдержи­вал естественный рост экономического потенциала областей. Кроме того, советская экономика повсюду репродуцировала стандартный об­разец устройства производственно-финансовых отношений, не учиты­вая ни региональные, ни этнические, ни культурные особенности раз­ных областей или округов. Такая жесткая система была одной из при­чин отставания и экономического краха советизма. „,

Либералы, пришедшие на смену коммунистам, несмотря на свои теоретические проекты, по сути сохранили старое положение дел, толь­ко отныне централизм был не плановым, а рыночным. Но, как и преж­де, основные экономические решения осуществляются централизован­но, и главные экономические пути проходят через Москву, где либе­ральное правительство жестко контролирует общий ход реформ в ре­гионах. Одна форма абстрактного репродуцирования повсюду задан­ной схемы сменилась иной формой, но принцип централизма в эконо­мической структуре остался прежним. Кстати, во многом провал рыночных преобразований объясняется именно таким инерциальным централизмом, когда московские правительственные чиновники стремятся жестко контролировать экономическое развитие регионов.

Трезвый анализ такого положения дел и сопоставление российской" ситуации с наиболее развитыми экономическими системами (в первую очередь, рейнско-ниппонского типа) приводят к выводу о необходимости радикально отойти от такого экономического подхода и обратиться J к хозяйственной модели, строящейся на сугубо региональной, областной, локальной основе. Хозяйственная взаимосвязь всех регионов СССР между собой была искусственно созданной конструкцией. Эта взаи­мосвязь, основывавшаяся более на планово-волюнтаристских методах, нежели на принципах максимальной эффективности, часто сдержива­ла автономное развитие региональной экономики. Свою роль в этом играл и план, возведенный в абсолют. С обрывом такой общей сети и приходом к власти либералов многие сектора промышленности были вообще предоставлены сами себе и обречены на деградацию и вымира­ние, и весь акцент был сделан на приоритетном развитии ресурсодобывающих отраслей, продукты которых можно было незамедлительно про­дать за рубеж. И западные товары, полученные монопольными псевдо­рыночными структурами либералов Москвы, снова централизованно распределялись по регионам. Таким образом, региональная экономика пострадала еще больше, а ее зависимость от центра с уходом коммуни­стов парадоксальным образом только возросла.

Реализация планов "экономики третьего пути" должна основывать­ся на совершенно иных методах. Централизм здесь должен быть в пер­вую очередь стратегическим и политическим, но ни в коем случае не экономическим, так как максимального экономического эффекта Империя сможет достичь только тогда, когда все ее составляющие бу­дут иметь экономическую автономию и развиваться в наиболее сво­бодном и естественном ключе. Как в контексте всего континентально­го проекта в целом, каждая его часть должна стремиться к тому, чтобы быть максимально самостоятельной и самодостаточной на своем уров­не, так и в рамках России следует создать предельно гибкую регио­нальную экономику, построенную не на учете интересов центра или плановых требований, но на максимально органичном развитии тех экономических потенций, которые более всего соответствуют данному региону. Безусловно, стратегические аспекты экономики — ресурсы, стратегическое сырье, ВПК — должны иметь централизованное руко­водство, но в других отраслях промышленности, а также в вопросах финансирования, областям должна быть дана максимальная степень свободы.

Исходя из культурных, этнических, религиозных, географических, климатических и т.д. условий конкретного региона следует предельно дифференцировать не только экономическую или промышленную ори­ентацию, но и сам экономический уклад. Вплоть до того, что на терри­тории Империи могут возникнуть области с разным экономическим порядком — от максимально-рыночного до почти коммунистического. Те народы, которые отвергают банковскую систему (мусульмане), долж­ны сконструировать свои финансовые модели, исключающее процент­ное финансирование промышленности, тогда как в других регионах, напротив, банки могут развиваться и процветать. Самое главное в этом проекте — достичь такого уровня, когда каждый регион или область станут самодостаточными в удовлетворении самых насущных потреб­ностей жителей — в первую очередь, речь идет о жилье, пропитании, одежде и здоровье. При этом следует вначале добиться именно регио­нальной автономии в обеспечении самым необходимым, и лишь потом строить проекты по повышению жизненного уровня, по совершенство­ванию технологий, техническому и промышленному развитию. Каж­дый регион должен обладать упругой и гибкой системой самообеспече­ния, чтобы в любой момент и при любых обстоятельствах и возмож­ных кризисах иметь гарантии достойного минимума для всего населе­ния, независимо от межрегиональных отношений или экономической ситуации в центре.

Стратегический глобальный аспект экономики должен рассматри­ваться в полном отрыве от региональных структур, работающих на са­мообеспечение населения. Состояние этого населения ни в коем слу­чае не должно зависеть от приоритетного развития в данном регионе той или иной стратегической отрасли. Иными словами, должен соблю­даться принцип "необходимый жизненный минимум есть всегда и не­зависимо ни от чего", а концентрация усилий региона на той или иной стратегической глобальной отрасли может проходить только при кон­троле за сохранением самостоятельных хозяйственных структур, ни­как не соприкасающихся с этой отраслью. В таком случае перепрофи­лирование того или иного вида производства, отказ от устаревших или неэффективных производств, территориальное перемещение предпри­ятий или переориентация на выгодный во всех отношениях импорт никак не будут влиять на общий жизненный уровень региона, который будет изначально и принципиально гарантирован.

В компетенции центра останется только стратегическое производ­ство и планирование, которые будут реализовываться не как ось эко­номики, но как наложение некоей глобальной суперструктуры на уже существующую автономную хозяйственную региональную сеть, при этом обе сферы не должны никак влиять друг на друга. Получение жилья, социальная защита или обеспечение продуктами питания ни в коем случае не могут зависеть от экономической эффективности про­мышленного или стратегического предприятия, расположенного в дан­ной области (как это имеет место сейчас). Следует добиться такой хозяйственной самостоятельности отдельных регионов, вплоть до са­мых мелких, что все наиболее насущные экономические проблемы долж­ны решаться в отрыве от участия населения в стратегическом произ­водстве. Этот принцип должен стать доминантой в вопросах стратеги­ческого планирования, которое с неизбежностью будет существовать на государственном уровне, даже в условиях самой широкой экономи­ческой свободы.

Регионализм надо спроецировать и на финансовую систему, взяв, к примеру, опыт региональных и земельных банков в Германии, где ма­лые финансовые структуры, часто ограниченные одной или нескольки­ми деревнями, демонстрируют чудо эффективности в развитии хозяй­ства, так как в таком объеме крайне облегчен контроль за займами (что делает излишней службу фиска), и объем ссуд, процентов и сроки возврата определяются исходя из конкретных органичных общинных условий и представляют собой не количественный, абстрактно-меха­нический, но жизненный, этический элемент хозяйствования. В целом же региональная финансовая система может иметь самую оригиналь­ную форму, адаптируясь к логике этнокультурного и географического пейзажа. Самое главное при этом избежать централизации капитала, предельно рассредоточить его по автономным региональным финансо­вым структурам, заставить его служить хозяйству, а не наоборот, ста­вить хозяйство в зависимость от него.

Можно даже ввести две параллельные и непересекающиеся финан­совые системы, две "валюты": одну предназначенную для обустраивания стратегической общеимперской сферы, другую — для региональ­ных нужд. В первом случае будет иметь место строгое государствен­ное планирование, основанное на специфических принципах финанси­рования и производства, в другом — региональный рынок и региональ­ный финансовый фонд. Капитал государственный и капитал област­ной. Частная собственность должна быть атомарной составляющей именно областного, регионального капитала, в то время как государ­ственный капищем в принципе не должен иметь с частной собст­венностью никакой общей меры. Только в таком случае будет прове­дена строгая грань между государственным, общественным и личным, а следовательно, устойчивость, гибкость внутренней структуры и ав­таркия Империи будут максимальны.

В целом же экономика должна руководствоваться основопола­гающим принципом — предельный стратегический централизм плюс предельный региональный плюрализм и "либерализм".