logo search
SNG

Институционально-правовая структура содружества независимых государств

Образование Содружества Независимых Государств следует признать важнейшим событием, произошедшим на постсоветском пространстве после распада СССР. Этот процесс носил сложный и противоречивый характер. Сейчас специалисты полагают, что некоторые политики видели в СНГ прообраз нового интеграционного объединения постсоветских государств, которое должно было стать монолитным и сплоченным. Другие придерживались прямо противоположной точки зрения, понимая под Содружеством «цивилизованную форму развода бывших советских республик».

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, подписанном 8 декабря 1991 г. главами трех советских союзных республик (Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины), констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Одновременно объявлялось о создании Содружества Независимых Государств.

Говоря об институционализации постсоветского пространства, необходимо отметить, что важнейшая функция СНГ – структуризация большей части этой территории. Возникшие независимые государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР оказались перед выбором – начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий. Здесь под международно-политическим регионом понимается пространственная единица, обладающая специфическим набором типологических параметров, придающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Другими словами, это совокупность общих явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах.

Прибалтийскими странами, вошедшими в 2004 г. в состав Европейского союза, была полноценно использована вторая возможность. Для других государств, прежде всего, Центрально-Азиатских, в обозримом будущем такая перспектива маловероятна. Ни один международно-политический регион, граничащий с СНГ, кроме вышеуказанного региона ЕС, пока не может по объективным причинам абсорбировать какое – либо из государств, возникших после распада Советского Союза, на иных условиях, чем роль маргиналов.

К настоящему моменту Содружество стало неотъемлемым элементом евразийской политической системы, реальностью, которая существует независимо от того или иного субъективного отношения к ней.

Важнейшее значение имеет Устав СНГ, который обеспечивает институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность большинства государств постсоветского пространства. Очевидно, что Содружество – «зонтичная организация», выполняющая функции элементарного структурирования пространства бывшего СССР, выработки взаимоприемлемых «правил игры». Если Содружество и не оправдало чьих-то ожиданий, то только чрезвычайно завышенных.

Устав СНГ принят Решением глав государств СНГ, пункт 1 которого гласил: «Принять Устав Содружества Независимых Государств и рекомендовать его для ратификации». Решение не было подписано Республикой Молдова, Туркменистаном и Украиной (22 января 1993 г. Минск). Но эти страны тоже входят в СНГ.

В целом этот документ можно охарактеризовать как юридический «каркас» Содружества. Это объемный документ, регистрация которого проведена в соответствии со ст. 102 Устава ООН. Устав СНГ состоит из 45 статей.

На основании Устава СНГ различаются государства–учредители и государства-члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г.

Таких государств одиннадцать: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Государствами – членами СНГ следует считать те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его принятия Советом глав государств (так поступила Грузия в декабре 1993 г.) Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов. Вопросы участия ассоциированных членов и наблюдателей в работе органов Содружества в Уставе не рассматриваются.

В преамбуле Устава подчеркивается, что Содружество действует в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава ООН, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов.

Согласно ст. 2 целями Содружества являются: «... обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

В целом Устав СНГ содержит девять разделов:

1. Цели и принципы (ст. 1–6).

2. Членство (ст. 7–10).

3. Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество (ст. 11–15).

4. Предотвращение конфликтов и разрешение споров (ст. 16–18).

5. Сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях (ст. 19–20).

6. Органы Содружества (ст. 21–35).

7. Межпарламентское сотрудничество (ст. 36–37).

8. Финансирование (ст. 38–40).

9. Заключительные положения (ст. 41–45).

Образование СНГ – необходимая реальность исторического процесса взаимодействия и сотрудничества наций бывшего тоталитарного государства, выразившаяся в попытке сохранить в иных организационных и экономико-правовых формах политические, экономические, культурные и другие связи между нациями. Достигнутые межгосударственные договоренности способствовали развитию новых форм сотрудничества под определенным совместным скоординированным контролем и способствовали в известной степени уменьшению отрицательных последствий системного кризиса.

Отношение России к СНГ и стран участников Содружества к своему объединению менялись с течением времени, но никогда не было равнодушным. Начальный период был ознаменован мнением, что Содружество необходимо и ведущая роль в нем принадлежит России. Это мнение отражало объективную реальность – в момент распада СССР большая часть его населения психологически была не готова к ликвидации союзного государства. В этой ситуации создание СНГ сыграло роль психологического амортизатора, а неясность сущности объединения – конфедерация, интеграционное объединение, региональная организация – была даже некоторым преимуществом.

СНГ – международная межправительственная региональная организация. Нетрудно заметить, что цели и принципы Содружества Независимых Государств в полной мере соответствуют целям и принципам Организации Объединенных Наций (ст. 1, 2 Устава ООН). В то же время они отражают специфические особенности СНГ как региональной межправительственной организации, возникшей на территории, составлявшей в течение длительного времени единое политическое и экономическое пространство.

Не вызывает сомнений региональный характер Содружества Независимых Государств и с чисто географической точки зрения: из двенадцати государств Содружества семь относятся к европейской части континента, а пять – к азиатской, при этом большая часть территории крупнейшего государства СНГ – Российской Федерации – расположена в Азии. Тем не менее, с учетом исторических традиций, с учетом того обстоятельства, что в недавнем прошлом все страны СНГ входили в состав единого геополитического пространства с центром в Москве, которая должна, бесспорно, рассматриваться в качестве одной из европейских столиц, с учетом решений, принятых по данному вопросу Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, с учетом сложившейся практики распределения государств по регионам в международных организациях универсального характера Содружество Независимых Государств может рассматриваться в качестве европейской региональной межправительственной организации. Это обстоятельство не должно, однако, препятствовать различным формам сотрудничества СНГ с азиатскими межправительственными организациями. Более того, СНГ может в определенном контексте рассматриваться и в качестве одной из азиатских региональных организаций.

Региональный характер Содружества Независимых Государств придает ему на международной арене некоторые особые качества. Связано это с тем, что в соответствии со ст. 52 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности ООН призван в соответствующих случаях поощрять мирное разрешение международных споров с помощью региональных соглашений и региональных органов по инициативе заинтересованных государств либо по собственной инициативе. Практика современных региональных межправительственных организаций свидетельствует о возможности достаточно широкого их использования в качестве инструмента поддержания мира и безопасности в регионах – вполне допустимо активное участие таких организаций, и СНГ в том числе в миротворческой деятельности применительно к конфликтам, в которые вовлечены страны, входящие в соответствующий регион. В качестве международной межправительственной организации Содружество Независимых Государств обладает статусом субъекта международного права и необходимой договорной правоспособностью, имеет право заключать международные договоры как с государствами–участниками СНГ, так и с другими государствами, независимо от принадлежности их к тому или иному региону.

Содружество Независимых Государств обладает устойчивой внутренней структурой, состоящей из органов различной компетенции. В первые месяцы существования СНГ не предполагалось создание каких-либо координирующих органов, а решение возникших проблем должно было осуществляться через регулярные ежемесячные встречи глав государств и правительств. Но довольно быстро обнаружилась необходимость в институционализации отношений.

Уставные и специализированные органы Содружества. Совет глав государств (СГГ) является главным органом Содружества. В нем на высшем уровне представлены все государства–члены. Он принимает решения по принципиальным вопросам, связанным с деятельностью государств–членов в сфере их общих интересов.

Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств – членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Решения на заседаниях СГГ и СГП, в соответствии с Уставом и Правилами процедуры, принимаются консенсусом (кроме процедурных решений, для принятия которых требуется простое большинство). При этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не рассматривается как препятствие для принятия решения.

Однако в СНГ по-прежнему отсутствовал механизм реализации и контроля исполнения решений, принимаемых органами Содружества. А он был нужен, так как участие государств в деятельности органов СНГ осуществляется по мере необходимости, которая определяется желанием государства, а не учредительными документами Содружества, не существует единого синхронного исполнения обязательств, принимаемых государствами–членами.

Аналогичный характер имеют решения, принимаемые другими органами СНГ – Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны, Межпарламентской Ассамблеей и иными межотраслевыми органами.

Другие важные органы СНГ. Совет министров иностранных дел государств – членов Содружества (СМИД). Интересы каждого государства в этом Совете представляет министр иностранных дел. СМИД решает задачи координации внешнеполитической деятельности государств–членов Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес, и обеспечения эффективности их совместных действий во внешнеполитической сфере, развития и укрепления сотрудничества СНГ с ООН и ОБСЕ, а также другими международными организациями в политической, экономической, социальной, гуманитарной и иных сферах.

Совет министров обороны государств–участников Содружества (СМО) осуществляет координацию военного сотрудничества государств-участников Содружества; разрабатывает и представляет на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств предложения и концептуальные подходы по всем аспектам военной политики и военного строительства, готовит по этим вопросам межгосударственные соглашения и решения.

Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств–членов Содружества и обеспечения стабильного положения на них.

Членами этого Совета являются командующие пограничными войсками (или другие полномочные представители) стран СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих. Координационная служба – постоянный рабочий орган Совета командующих.

Межпарламентская Ассамблея государств–участников СНГ (МПА) проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций. Организацию деятельности МПА осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций.

Процедурные вопросы деятельности МПА регулируются Регламентом.

Местом ее пребывания является Санкт-Петербург.

Координационно-консультативный Комитет (ККК) – постоянно действующий исполнительный и координирующий орган Содружества. В его функции входит:

ККК состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства.

Комиссия по правам человека – консультативный орган, следящий за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества.

Экономический совет СНГ (не предусмотрен Уставом), который обеспечивает выполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств в сфере экономики.

Экономический суд Содружества Независимых Государств – организационно-правового механизма урегулирования хозяйственных споров (в широком понимании этого сложного термина) споров, возникающих между самими государствами-участниками СНГ. Соглашение о статусе Экономического суда СНГ было подписано главами республик Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Российской Федерации. Не подписано Соглашение главами Азербайджанской Республики и Украины, а глава Республики Молдова подписал его с оговоркой.

На заседании Совета глав правительств в 1999 г. было одобрено новое Положение об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств. Документ был подписан Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Киргизией, Молдовой, Россией, и Узбекистаном. При этом Азербайджаном, Грузией, Таджикистаном, Украиной были сделаны оговорки. Нарекания вызвали, в основном, те формулировки документа, которые допускают международную правосубъектность СНГ. Согласно Положению, Исполнительный комитет СНГ Независимых Государств является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества Независимых Государств. Комитет обеспечивает организацию работы Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета и других органов Содружества. Исполнительный Комитет СНГ – юридическое лицо, он имеет статус органа региональной международной организации.

Основными направлениями деятельности Комитета являются: разработка совместно с государствами-участниками и органами Содружества предложений, проектов документов, направленных на развитие сотрудничества государств-участников СНГ в политической, экономической, социальной и других областях, внесение их в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета в соответствии со своей компетенцией.

Имеется также большое число органов отраслевого сотрудничества (более 70), которые действуют на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях. Органы отраслевого сотрудничества в пределах своей компетенции принимают рекомендации, а также в необходимых случаях вносят предложения на рассмотрение СГГ. Активно действуют в Содружестве Совет руководителей таможенных служб; Совет руководителей внешнеэкономических ведомств; Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения; Правовой консультативный Совет; Совет министров внутренних дел; Совет руководителей органов безопасности; Совет по культурному сотрудничеству; Межгосударственный совет по нефти и газу; Межгосударственный авиационный комитет; Межгосударственный Совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и др.

Важное значение, в нынешних условиях, имеет Антитеррористическому центру СНГ (орган не уставной).

В течение всего времени существования Содружества существует проблема эффективности организационно-институциональной структуры СНГ.

Первая попытка реформирования организации с целью повышения ее эффективности была предпринята в 1997 г. Следующая крупная реформа Содружества Независимых Государств началась десять лет спустя. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств была одобрена Советом глав государств в октябре 2007 г. Документ представляет собой совокупность согласованных взглядов государств–участников Содружества, отражающих их общее видение СНГ, цели и направления его эволюции. Однако очевидно, что сам механизм принятия решений в Содружестве дает возможность ряду стран не участвовать в их реализации.

В соответствии с Концепцией, Содружество Независимых Государств – это региональная межгосударственная организация, форма сотрудничества равноправных независимых государств практически во всех сферах межгосударственного общения. СНГ представляет собой важный механизм проведения межгосударственных консультаций и переговоров в целях согласования и реализации в рамках Содружества направлений многостороннего сотрудничества. В документе признается ограниченное участие отдельных государств–участников СНГ в деятельности его органов и в принятии документов, обусловленное особенностями национальных интересов и воспринимаемое в Содружестве с пониманием и уважением. Признается, что в Содружестве реализуются разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учитывающие специфику национальных интересов и внешнеполитического курса государств–участников СНГ. При принятии решений в рамках СНГ сохраняется принцип консенсуса.

Согласно Концепции, основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. При этом выделяются следующие направления:

– поддержание социально-экономической стабильности и международной безопасности;

– укрепление добрососедских отношений между государствами–участниками СНГ, основанных на уважении интересов друг друга;

– повышение конкурентоспособности государств–участников, обеспечение их вхождения в мировое хозяйство в целях достижения прогресса и процветания;

– достижение максимальной эффективности в совместном решении проблем, порождаемых глобализацией, использование ее преимуществ;

– повышение уровня жизни и благосостояния граждан государств–участников СНГ;

– способствование вхождению каждого государства–участника СНГ в ВТО;

– противодействие традиционным и новым угрозам и вызовам;

– развитие сотрудничества в гуманитарной сфере;

– реализация основополагающих международных принципов и стандартов в области демократии и прав человека;

– дальнейшее сближение национальных законодательств государств–участников Содружества в различных сферах многостороннего сотрудничества на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

– обеспечение эффективного диалога на всех уровнях для реализации перечисленных выше целей и подготовки Содружества к новым этапам углубленного сотрудничества.

Также указывается, что приоритетом СНГ сегодня является экономическое сотрудничество. Полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств–участников СНГ является необходимым условием устойчивого развития стран Содружества. Экономические связи на пространстве СНГ должны основываться на рыночных принципах, взаимном уважении и взаимной выгоде. Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

Политическое взаимодействие рассматривается как возможность заинтересованных государств–участников на разных уровнях на регулярной основе обмениваться мнениями по ключевым вопросам мировой политики, стремясь к формированию согласованных подходов. Также будут развиваться сотрудничество в наблюдении за выборами и референдумами, внедряться единые и объективные критерии оценки избирательных процессов.

Подчеркивается важность гуманитарного сотрудничества. В Концепции оно характеризуется как важнейший элемент взаимодействия, позволяющий в полном объеме задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях. Среди основных его задач – дальнейшее развитие общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, здравоохранения, спорта и туризма, максимальное вовлечение в гуманитарное сотрудничество всех государств–участников. Расширению гуманитарного пространства СНГ послужит активизация народной дипломатии, вовлечение в гуманитарное сотрудничество широкого круга потенциальных партнеров, включая бизнес круги и неправительственные объединения. Важную роль в решении задач гуманитарного сотрудничества должны играть языки государств–участников СНГ и русский язык как фактор межнационального общения на пространстве СНГ.

По-прежнему большое внимание будет уделяться обеспечению безопасности. Активизация усилий будет осуществляться по всем основным направлениям: в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, организованной международной преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, торговле людьми, преступлениям в сфере информационных технологий, в оформлении и охране государственных границ. Существенной составной частью сотрудничества в рамках СНГ будет являться взаимодействие в экологической сфере, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий.

Большое внимание в Концепции уделено механизмам функционирования Содружества и его организационному совершенствованию. Это подразумевает упорядочение и унификацию органов СНГ в соответствии с международно-правовыми нормами и оправдавшим себя международным опытом. В частности, речь идет о повышении роли и активизации института ротируемого председательства. Предлагается при переходе председательства от одного государства к другому сохранять преемственность, в том числе в реализации решений, ранее принятых в рамках Содружества. Председательство в течение одного года осуществляется очередным государством одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете СНГ и Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также в Совете постоянных полномочных представителей государств–участников Содружества при уставных и других органах Содружества. Более четко закреплена компетенция различных органов Содружества. Так, Совет глав государств СНГ определяет направление развития Содружества, рассматривает концептуальные, стратегические проблемы и задачи политического и экономического сотрудничества. Его решения обязательны для исполнения подписавшими их государствами.

Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и другие органы СНГ определяют конкретные меры по реализации поставленных Советом глав государств СНГ задач. Совет глав правительств СНГ концентрируется на обсуждении и принятии решений по ключевым вопросам преимущественно экономической и финансовой деятельности СНГ. Работа же по конкретным направлениям должна быть сосредоточена в Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, других уставных органах, а также в органах отраслевого сотрудничества СНГ, которые наделяются полномочиями принятия окончательных решений по вопросам их компетенции, внесения для рассмотрения проектов решений в Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ.

Предполагается и повышение роли и ответственности Экономического совета СНГ, Совета постоянных полномочных представителей государств–участников Содружества при уставных и других органах Содружества, представителей государств – участников СНГ в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.

Следующее направление – модернизация Экономического суда СНГ заинтересованными государствами, исходя из того, что обязательным элементом современной инфраструктуры международных экономических отношений является судебный механизм разрешения споров.

Таким образом, постоянное реформирование органов СНГ должно быть заменено адаптацией их структур, форм и методов работы к новым задачам Содружества. Важным условием успешного развития СНГ будет урегулирование имеющихся в нем конфликтов на основе укрепления взаимного доверия и принципов и норм международного права.

Каковы же особенности государств образовавших Содружество Независимых Государств? Некоторые из них будут рассмотрены ниже. В обзор включены также Абхазия и Южная Осетия, признанные Россией в качестве суверенных государств, не являющиеся членами СНГ.