logo search
курсовая 15

1.1 Состояние и перспективы развития экспорта товаров в рф

Развитие экспортного потенциала России является исключительно важным и актуальным процессом на современном этапе экономического развития России.

На сегодняшний день, российский экспорт является крупным сектором национального хозяйства, через который реализуется до 2/5 ВВП страны. Развитие экспорта позволит обеспечить увеличение валютных ресурсов для импорта жизненно важных для России товаров и погашения внешней задолженности.

Нынешняя структура торговли, в которой преобладает продукция топливно-сырьевых отраслей, не может обеспечить дальнейший рост экономики как из-за ограниченности ряда природных ресурсов, так и из-за относительной узости рынков их сбыта и нестабильности конъюнктуры на этих рынках, ведущей к колебаниям цен. Учитывая все сказанное, можно предполагать, что прирост российского экспорта энергоресурсов, сырья и материалов, составляющих сегодня его основу, вырастет за ближайшие 15 лет не более чем на 15-20%. При этом имеется в виду сохранение относительно стабильного уровня цен. Изменение цен на эти товары российского экспорта может несколько увеличить или уменьшить размеры прироста в стоимостном выражении[3, c.150].

Нестабильность мировых цен на основные товары российского экспорта - самая уязвимая черта современной российской экономики. В этой ситуации российскому бизнесу и государству предстоит осуществить выбор структуры дальнейшего развития экономики. Несмотря на очевидную бесперспективность односторонней ориентации на добычу нефти, газа и производство сырья и материалов, верхушка российского бизнеса пока склонна заниматься только добывающими отраслями. В этом заинтересован и западный бизнес, который видит в России источник энергоресурсов, сырья и материалов, т.е. хотел бы сохранить за Россией в мировой экономике положение, которое занимают развивающиеся страны.

В практическом плане это проявляется в том, что иностранный капитал идет в Россию преимущественно в добычу нефти и газа, а в промышленно развитых странах под разными предлогами, главным образом путем обвинения в демпинге, сдерживаются поставки продукции обрабатывающей промышленности из России [4,c.15].

Современная Россия в силу недостаточной конкурентоспособности большинства отечественных обрабатывающих отраслей выступает в международном обмене в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции.

Оставаясь сырьевой страной, Россия не сможет использовать то прогрессивное начало, которое несет глобальная экономика, способствующая научно-техническому прогрессу и росту эффективности производства.

Сырьевые отрасли весьма капиталоемкие. На них приходится более половины капиталовложений в производственные отрасли, что сдерживает развитие наукоемких отраслей. Но российское правительство пока вообще не делало реальных шагов для проведения промышленной политики, направленной на форсированное развитие современных наукоемких отраслей, прежде всего машиностроения, экспорт продукции которых способен коренным образом изменить структуру российского экспорта и способствовать ускорению его роста[3,c.29].

Вообще устойчивый рост российской экономики, независимый от мировой конъюнктуры на несколько сырьевых товаров, возможен лишь при развитии конкурентоспособной многоотраслевой структуры промышленности, прежде всего наукоемких отраслей машиностроения (на него приходится сейчас свыше 40% мирового экспорта).

Россия должна предпринять серьезные усилия для развития этой отрасли, если она хочет занять в мировом хозяйстве место высокоразвитой современной державы и выйти на мировые рынки, как и другие развитые страны, с машиностроительной продукцией. Хотя некоторым машиностроительным компаниям удается найти свои ниши на мировом рынке, надеяться на то, что машиностроение без серьезной государственной поддержки выйдет на высокий уровень и займет достойное место в экспорте, не приходится. Главное в решении задачи подъема машиностроения - обеспечение условий для роста капиталовложений в отрасль.

Наряду с машиностроением должны развиваться и выходить на внешние рынки другие отрасли обрабатывающей промышленности, в частности современные наукоемкие отрасли химической промышленности, для которых в стране существуют благоприятные условии, в том числе необходимые природные ресурсы [5,c. 26].

По некоторым видам продукции химической промышленности Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров.

Повышение эффективности экспорта в этой области связано с осуществлением российскими экспортерами скоординированной рыночной стратегии и с привлечением в данную область крупных иностранных инвесторов.

Для продукции машиностроения перспективы изменения экспортного потенциала и конкурентоспособности связаны с технологическим переоснащением предприятий и повышением качества и технических характеристик этой продукции.

Призыв к разработке стратегии развития экспортного потенциала в отраслях обрабатывающей промышленности, и прежде всего машиностроения, вовсе не означает, что надо свертывать экспорт нефти, газа и других видов сырья и полуфабрикатов. Очевидно, что в ближайшие годы эти товары по-прежнему будут составлять основу российского экспорта, останутся основными поставщиками валюты и важнейшими источниками доходов государственного бюджета.

В настоящее время общую ситуацию в мировой экономике и место страны в системе международного разделения труда все в большей степени определяет потенциал наукоемких отраслей промышленности, связанных с использованием высоких технологий.

Ключевое значение для совершенствования внешнеторговой специализации России имеет реализация ресурсно-инновационной модели развития отечественной экономики, ориентирующейся на постепенное повышение доли завершающих стадий технологического цикла при одновременном сосуществовании разноуровневых конкурентных преимуществ [5,c. 29].

В условиях реально функционирующей в России многоукладной конкурентной экономики принципиально возможной и достижимой в обозримой перспективе является инновационная диверсификация экспорта.

Также поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта, предусматривает целый ряд специальных мер, а именно:

- субсидирование процентных ставок по кредитам;

- субсидирование затрат по участию в зарубежных выставках;

- компенсация затрат на сертификацию;

-компенсация затрат по разработке средств индивидуализации юридического лица;

- компенсация затрат на защиту интеллектуальной собственности.

Выделение федеральных средств на государственную поддержку малого предпринимательства позволило повысить объем расходов региональных бюджетов на данный вид поддержки. Так, анализ материалов, представленных субъектами Российской Федерации на конкурс Минэкономразвития России в 2015 году, свидетельствует о том, что рост расходов в 2015 году составил 20% по отношению к 2014 году и 70% по отношению к 2013году. По ряду регионов (Астраханская область, Республика Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская Республика, Смоленская область, Республика Дагестан и др.), например, за 3 последних года расходы на поддержку и развитие предпринимательства увеличились в 7 - 40 раз.

По объему экспорта Россия занимает второе после США место - в прошлом году объем продаж вооружений и военной техники составил примерно 10 миллиардов долларов. Крупнейшим покупателем вооружений в 2013 году стала Австралия, которая приобрела их на 6 с лишним миллиардов долларов.

В географическом аспекте российского военного экспорта в 2014 году первое место займет Азиатско-Тихоокеанский регион, второе место – Южная Америка, третье – Северная Африка[6,c.59].

По отдельным категориям вооружений первое место в структуре военного экспорта России в 2013 году займет авиационная техника – 3,384 миллиарда долларов (33,4% от всего объема экспорта), в том числе истребители – 3,014 миллиарда долларов, учебно-боевые, самолеты военно-транспортной авиации, самолеты базовой патрульной авиации. Второе место займет военно-морская техника, подводные лодки, боевые надводные корабли основного класса, катера и малые десантные корабли. Третье место займет бронетанковая техника, боевые танки, боевые бронированные машины.

Кроме стран, с которыми уже заключены или планируются к заключению пакетные контракты, наиболее перспективными заказчиками средств ПВО являются Венесуэла, Бразилия, Египет, Кипр, Сирия и Вьетнам; в сегменте подводных лодок – Индонезия (тендер), Сирия, Венесуэла, Египет; в сегменте бронетехники – Индонезия, ОАЭ, Судан, Бангладеш; перспективными партнерами в сегменте бронеавтомобилей являются Бразилия, Аргентина, Индия, Казахстан и Туркмения; в сегменте боевых надводных кораблей основного класса и катеров новые программы могут быть реализованы с Индией, Вьетнамом и Индонезией.

Россия находится в состоянии колоссального избытка производства зерновых. На внутреннее потребление зерна (семена, корм скота и птицы, пищевые цели, промышленная переработка, потери) в России стабильно уходит чуть более 70 млн. тонн. Часть излишков реализуется в виде экспорта. В 2013-2014сельскохозяйственном году российские аграрии экспортировали 12,7 млн. т. зерна.

Основные покупатели российского зерна - Египет, Марокко, Тунис, Саудовская Аравия и другие страны Северной Африки и Ближнего Востока. В целом этот регион потребляет 22% мирового экспорта пшеницы. Россия продает за рубеж зерно относительно низкого качества (по сравнению с твердой пшеницей типа Дурум); наша ниша в мировой торговле - пшеница 4-го класса (продовольственное зерно). Например, Египет использует нашу пшеницу в качестве добавки к высококачественному зерну из Австралии. Иными словами, экспорт по структуре зерна не ущемляет внутренних потребностей, ибо мы почти не продаем пшеницу 3-го класса (лишь 5%), которая традиционно является базовым продуктом для производства муки.

Экспортный потенциал на рынке зерна в России растет. Внутреннее потребление относительно стабильно, но есть основания предполагать в перспективе тенденцию к уменьшению. Это происходит по ряду причин.

Одни лежат на поверхности - сокращение населения и изменение структуры питания в сторону уменьшения потребления мучных изделий. О других причинах знают только профессионалы.

Без перспективы экспорта зерна оказывается невостребованным огромный потенциал пахотных земель. Россия обладает 55% черноземных почв мира, что особенно важно на фоне мировых процессов деградации почвы, опустынивая и затопления земель. Россия лишь отчасти использует это богатство[6,c.59].

Хотя по площади пашни на душу населения (0,85 га) Россия входит в первую пятерку стран мира, у нас имеются колоссальные площади неиспользуемых земель.

Рынок зерна не избежал проблем, связанных с мировым финансовым кризисом. Прежде всего, в условиях кризиса сокращается объем закупок в странах-импортерах.

Падают мировые цены на зерно. Только осенью 2014 г. цены мирового рынка зерна упали более чем на 30%. Растут риски по аннулированию иностранными компаниями заключенных договоров на поставку российского зерна.

В этой связи проблема инфраструктурных издержек как очевидного резерва повышения конкурентоспособности России на мировом рынке была внесена в повестку обсуждения на правительственном уровне. Интересы экспортеров представлял Российский Зерновой Союз.

Ставка вопроса отнюдь не символическая, ибо расчеты доказывают необходимость чуть ли не двукратного снижения инфраструктурных издержек. Это касается и снижения ставки перевалки зерна в портах (до 200 рублей за тонну вместо нынешних 350 руб.), и введения исключительного тарифа на перевозки зерна железнодорожным транспортом.

Отечественные производители начинают активное продвижение алкогольной продукции на экономически привлекательный мировой рынок, объем которого гораздо больше российского [9,c.89].

Удвоилась поставка за границу российских настоек — с 2,5 млн. до 5 млн. (в общей доли экспорта на настойки приходится 16 %). Около 6 тыс. л российских ликеров также отправилось в этом году в страны СНГ. Отечественные производители водки стали проводить “аккуратную” политику экспансии на мировой рынок. Связано это в первую очередь с повысившимся интересом Запада к такому русскому национальному напитку, как водка, — интересом именно к традиционному его вкусу и рецептурам.

А стимулом к выходу российских игроков на экспорт явилась заинтересованность государства в поддержке бизнеса. Сегодня разрабатывается программа поддержки экспорта алкоголя “Экологически чистые продукты и напитки из России”.

Экспорт меди из России в январе-мае 2014 г. возрос на 19,6% до 210,3 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом годом ранее[7,c.74-89].

Российский экспорт алюминия сократился в январе-мае 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 2,3% до 1,395 млн. т. Стоимость поставок составила2,495млрд.против2,134 млрд. годом ранее.

Экспорт никеля осуществлялся только в страны дальнего зарубежья. 2014 год может изменить раскладку сил в мировой структуре экспорта стали. Китай может выйти на первое место, среди крупнейших стран-экспортеров. Россия, к сожалению, может покинуть третью строчку рейтинга и уступить ее Украине.

Согласно официальной статистике, Россия в 3,7 раза увеличила экспорт алмазного сырья за 9 месяцев 2013года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, доведя его в физическом выражении до 30,577 млн. каратов.

В стоимостном выражении экспорт вырос в 3,8 раза, составив2,16млрд. Одновременно за9 месяцев 2013года Россия импортировала в 2,3 раза меньше алмазного сырья (52560каратов), что в стоимостном выражении составило почти двоекратное сокращение − до 51,076 млн. АЛРОСА добывает 94% всех алмазов Российской Федерации и входит в число десяти наиболее эффективных предприятий России. Прогнозные запасы компании составляют около одной трети общемировых запасов алмазов[9,c.74-89].

Анализ конъюнктуры на мировом рынке высоких технологий показывает, что Россия, имея высокий инновационный технологический потенциал, способна достаточно успешно конкурировать по 20 направлениям производства наукоемкой продукции. Поскольку поддержку десятков крупных научно-технических программ по всем направлениям развития высоких технологий не может себе позволить сейчас ни одна страна, правильный выбор приоритетов позволяет России уже в обозримой перспективе претендовать на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции.

В стране имеются возможности для создания конкурентоспособной экспортной продукции в таких наукоемких и высокотехнологичных отраслях, как: космическая, оптоэлектроника; телекоммуникационное оборудование, в частности, оптоволокно; ядерные технологии; оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа; программное обеспечение.

Наша страна располагает определенными возможностями по наращиванию экспорта продуктов интеллектуальной собственности - программного обеспечения, ноу-хау, патентов, лицензий, товарных знаков и др. Но из-за пробелов в законодательстве многие российские научные разработки бесконтрольно уходят за границу, страна теряет крупные валютные доходы[6,c.59].

Россия, обладая большими запасами ресурсов, является крупным потенциальным конкурентом другим странам. Поэтому все мирохозяйственные отношения с Россией осуществляются сложно.

Каждая национальная экономика стремится обезопасить себя от потенциального конкурента. В современных условиях внешнеэкономические действия России очень часто подвержены самым различным запретам.

Любой более-менее конкурентоспособный производитель России испытывает затруднения при выходе на мировой рынок. При этом выдвигаются не только экономические, но и политические преграды, усложняющие внешнеэкономические контакты предприятий России, страны в целом. Количество санкций против России, постоянно растет.

В 2014 году количество различных санкций во внешнеэкономической деятельности России со стороны других стран не уменьшилось. Признание России рыночной страной не улучшило экономические взаимоотношения с Россией в мирохозяйственных процессах.

От России закрывают некоторые рынки Южная Корея, Индия, Египет, Колумбия, Польша, Украина, Перу и другие страны хотя бы раз в год стремятся ввести против нашей национальной экономики какие-либо санкции. Эти санкции, с одной стороны, защищают экономику этих стран от мощного потенциального конкурента.

С другой стороны, наносят нашей экономике серьезный ущерб. На внешнем рынке санкции против нашей страны формируют ущерб в 2 млрд. долл. в год [8,c.132].

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере остается вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров.

Присоединение к ВТО - это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

Присоединение России к ВТО создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

Членство какого-либо государства в ВТО является в настоящее время важнейшим условием его интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта. Не будет преувеличением сказать, что установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом.

Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила.

Для России доступ к вышеназванным преимуществам членства ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле.

А также был подписан договор о ЕАЭС Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, также станут Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года.

Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью[4,c.125].

Союз призван создавать условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, а также для всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; на основе уважения особенностей политического устройства государств-членов; на основе обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; на основе соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции[8,c.128].

Главным органом Союза является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. Заседания ВЕЭС проводятся не реже 1 раза в год. Структуру органов ЕАЭС также формируют Межправительственный совет на уровне глав правительств, Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза.

В соответствии со статьей 41 "Меры по развитию экспорта" договора

"О евразийском экономическом" союз в соответствии с международными договорами, нормами и правилами Всемирной торговой организации может применять совместные меры по развитию экспорта товаров государств-членов на рынки третьих сторон[1].

Совместные меры включают, в частности, страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение понятия "товар Евразийского экономического союза" и введение единой маркировки товаров Союза, выставочно-ярмарочную и экспозиционную деятельность, рекламные и имиджевые мероприятия за рубежом.

Так же в Протоколе "О порядке взимания косвенных налогов и механизме за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" говорится о том, что при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Подводя итог сказанному, следует заключить: мировой опыт свидетельствует, что активная внешнеторговая политика служит действенным инструментом структурной перестройки, повышения эффективности конкурентоспособности национального производства и роста благосостояния нации[11,c.71].

Она способствует увеличению объёмов экспорта, а его товарная и географическая диверсификация стимулирует расширение внутреннего производства товаров и услуг, содействует развитию высокотехнологичных отраслей экономики и освоению новых производственных мощностей, повышению уровня занятости населения и увеличению потребительского спроса, а также способствует снижению бремени внешней задолженности государства.

От международного разделения труда, состоящего в обмене сырья и топлива на готовую продукцию (по большей части на предметы потребления), России необходимо перейти к разделению труда преимущественно в производстве готовых изделий, особенно наукоемких и технологичных.

Целесообразна поддержка модернизации экспортоориенитированных отраслей, нацеленная на повышение степени обработки исходного сырья путем внедрения прогрессивных технологий.

Необходимы серьезные усилия со стороны государства и предпринимателей по активному внедрению отечественных научных разработок в производство, по созданию условий для перехода России на инновационный путь развития.

Должно быть финансирование государством науки и информационных технологий, внедрение современных средств связи и высоких технологий.