Нато: адаптация и расширение
С окончанием холодной войны перед НАТО в большей мере, чем перед другими европейскими организациями, встала проблема адаптации своей политики и стратегии к новой ситуации и развития новых отношений со странами, входившими в ОВД. Начало процессу адаптации политики и стратегии НАТО было положено лондонской сессией Совета НАТО на высшем уровне (июль 1990 г.). При этом альянс реагировал на ряд основных вызовов, перед которыми оказалась организация.
1. Изменение военно-политической обстановки, исчезновение опасности внезапного широкомасштабного военного конфликта между Востоком и Западом, выход на передний план локальных внутренних и межгосударственных конфликтов, не затрагивающих непосредственно военную безопасность стран НАТО, не только требовали пересмотра военной стратегии альянса, но и усиливали настроения в пользу сокращения вооруженных сил и военных расходов в большинстве стран НАТО.
2. Усилившаяся в начале 90-х годов в ряде западноевропейских стран тенденция к активизации оборонного сотрудничества в рамках ЗЕС стимулировала расслоение внутри НАТО.
3. Изменение с начала 90-х годов соотношения традиционных и новых (преимущественно невоенных) вызовов безопасности ставило под вопрос будущее НАТО как военной организации.
В декабре 1991 г. в Риме была принята новая стратегическая концепция НАТО. В ее основу был положен вывод о том, что подготовка к отражению крупномасштабного нападения более не является центральной задачей альянса. Наиболее вероятной угрозой безопасности стран НАТО считались межэтнические конфликты и территориальные споры. В соответствии с этим выводом НАТО отказалась от концепций передовой обороны и гибкого реагирования. Уменьшилась ее зависимость от ядерного оружия. Главными задачами альянса считались урегулирование кризисных ситуаций, расширение диалога с не входящими в НАТО странами, совместное с ними решение возникающих проблем безопасности на основе сотрудничества.
В соответствии с концепцией 1991 г. осуществлены сокращение и реорганизация сил и средств альянса. Значительно сокращена численность объединенных вооруженных сил НАТО. Количество боевых соединений НАТО сокращено на 35%, количество боевых эскадрилий - на 41%, численность военного персонала - на 24%. Запасы ядерного оружия наземного базирования сокращены более чем на 80%. Существенные изменения произошли в дислокации вооруженных сил НАТО. Из Германии выведены две трети размещавшихся там сухопутных войск. На 70% сокращено количество боевых самолетов, на две трети - численность личного состава частей передового базирования. Численность вооруженных сил США в Европе сократилась с 300 до примерно 100 тыс. человек.
Понижена степень боеготовности ОВС НАТО при одновременном повышении их мобильности. Лишь для 35% оставшихся соединений срок боеготовности установлен в 30 и менее дней (в 1990 г. 90% соединений НАТО имели срок боеготовности 2 дня). Создаются многонациональные формирования (корпус быстрого реагирования). Модернизируется структура военного командования НАТО. Военное планирование адаптируется к новой ситуации, в которой главной задачей становится участие в поддержании мира и регулировании кризисов. В январе 1994 г. одобрена концепция многонациональных оперативных сил, предусматривающая возможность формирования коалиционных сил для проведения операций с участием стран НАТО, ЗЕС, а также государств, не являющихся членами данных союзов.
Наиболее существенные изменения в политике и военной стратегии НАТО в 90-е годы заключались в следующем:
1. Произошло изменение роли и характера кризисного планирования. В условиях холодной войны кризис рассматривался как краткая прелюдия крупномасштабного военного конфликта. Главный акцент делался на способность в возможно более сжатые сроки привести ОВС в боевую готовность и отмобилизовать резервы, перебросить в Европу подкрепления из США. В новой ситуации кризис рассматривается как продолжительный период локального противостояния, непосредственно не угрожающего безопасности стран НАТО. Соответственно, на передний план выдвигается использование возможностей воздействовать на локальные кризисы с целью их урегулирования.
2. В соответствии с данной задачей одним из основных направлений военного планирования НАТО становится подготовка к проведению операций по поддержанию или установлению мира.
3. Концепция многонациональных оперативных сил открывает возможность для проведения подобных операций с участием государств, не являющихся членами НАТО. Отработка практических аспектов такого взаимодействия проводится в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), реализуемой НАТО с 1994г.
Эволюция доктрины НАТО в период после окончания холодной войны была оформлена в новой стратегической концепции альянса, принятой на вашингтонской встрече в верхах, состоявшейся 23 - 24 апреля 1999 г. В документе подтверждены оборонительный характер союза и его готовность к укреплению сотрудничества с новыми партнерами; в нем отмечается, в частности, опасность появления очагов нестабильности в евро-атлантическом регионе и за его пределами. В этой связи перед вооруженными силами альянса ставится задача быть готовыми к проведению операций по реагированию на кризисы за пределами территории государств - членов НАТО, а также к участию в мерах по поддержанию международного мира и безопасности, принимаемых другими межгосударственными организациями.
Однако под влиянием косовского кризиса 1999 г. ряд европейских государств воспрепятствовали фиксации в новой стратегической концепции безусловной претензии НАТО на проведение подобных операций без санкции Совета Безопасности ООН или ОБСЕ. В документе подчеркивается главенствующая роль Совета Безопасности ООН в поддержании международного мира и безопасности, а также значительная роль ОБСЕ в содействии миру и стабильности, укреплении безопасности, основанной на сотрудничестве, осуществлении превентивной дипломатии, предотвращении конфликтов, регулировании кризисов и постконфликтном восстановлении.
Развитие партнерских отношений НАТО с бывшими участниками ОВД прошло несколько этапов. Лондонская декларация, принятая 6 июля 1990 г., содержала, в частности, предложения о налаживании сотрудничества между НАТО и странами ОВД по широкому кругу политических и военных аспектов безопасности. Для организации такого сотрудничества странам ОВД предлагалось открыть при НАТОдипломатические миссии связи. На встрече министров иностранных дел стран НАТО в Копенгагене 6-7 июня 1991 г. были предусмотрены возможности для дальнейшей интенсификации контактов стран ОВД с НАТО на политическом уровне и расширение сотрудничества в военной области.
В 1991 г. ряд стран ЦВЕ ставили перед НАТО вопрос о предоставлении им статуса ассоциированных членов союза. В ответ 20 декабря 1991г. НАТО вместе с 9 государствами Восточной Европы учредила Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) - многосторонний консультативный орган, в рамках которого согласовывались программы сотрудничества между НАТО и бывшими членами ОВД. После распада Советского Союза участниками ССАС стали страны бывшего СССР, а также Албания. В работе ССАС в качестве наблюдателей принимали участие Австрия, Финляндия, Швейцария и Швеция.
С осени 1993 г., когда в странах ЦВЕ и на Западе активизировалась дискуссия о расширении НАТО на Восток, по инициативе США была разработана программа «Партнерство ради мира». Эта программа, официально принятая на сессии Совета альянса в Брюсселе 10-11 января 1994 г., была адресована всем участникам СБСЕ. Заинтересованные государства могли подписать рамочный документ ПРМ, в котором излагались политические цели программы: обеспечение транспарентности национального военного планирования и оборонных бюджетов, демократического контроля над вооруженными силами; поддержание способности и готовности вносить вклад в миротворческие операции, проводимые под руководством ООН и/или под эгидой ОБСЕ; совместное планирование, обучение и проведение учений Для отработки операций по поддержанию мира, поисковых и спасательных операций, гуманитарных и других акций; обеспечение в долгосрочной перспективе большей совместимости вооружениях сил государств-партнеров и НАТО. В дальнейшем каждое государство могло разработать индивидуальную программу партнерства с НАТО. ПРМ способствовалаиндивидуализации отношений альянса с государствами-партнерами. Транспарентность индивидуальных программ обеспечивалась созданием в рамках ССАС координационного комитета по военно-политическим вопросам ПРМ.
Январские решения 1994г. по существу открыли двери НАТО для вступления новых членов из числа стран ЦВЕ. Хотя принятие ПРМ откладывало окончательное решение вопроса о расширении блока, в ней говорилось, что «активное участие» в программе «сыграет важную роль в эволюционном процессе расширения НАТО». На данном же этапе блок предлагал проведение консультаций «с любым активным участником «партнерства», если этот партнер ощущает прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности».
В ПРМ участвовуют 24 государства, включая Россию, страны СНГ и нейтральные страны Западной Европы (Австрия, Финляндия, Швейцария, Швеция). На практике ПРМ не только позволила интенсифицировать военно-политическое сотрудничество стран ЦВЕ с НАТО, но и способствовала подготовке некоторых из них к вступлению в альянс. К сентябрю 1995 г. альянс подготовил «Исследование по вопросу о расширении НАТО», где были сформулированы основные принципы и критерии этого процесса. Одновременно НАТО выступила с инициативой дальнейшей институционализации политического диалога с Россией. По существу к 1995 г. вопрос о расширении НАТО можно было считать решенным, хотя странам альянса еще предстояло в этой связи решить ряд конкретных проблем:
- определить круг государств, которые могли бы войти в первую «волну» расширения, продумав при этом политику в отношении стран ЦВЕ, которым на данном этапе было бы отказано в возможности вступить в НАТО;
- урегулировать отношения с Россией;
- определить перспективы отношений прежде всего с европейскими странами бывшего СССР и в особенности с Украиной, которые в обозримой перспективе не могут рассчитывать на членство в НАТО.
10 декабря 1996 г. сессией Совета НАТО было принято решение о начале процесса расширения альянса. Подготовка первой «волны» расширения НАТО велась по нескольким направлениям.
1 В 1996 - 1997 гг. группа секретариата НАТО провела переговоры с двенадцатью странами ЦВЕ, проявившими интерес к вступлению в альянс65. По итогам переговоров был составлен доклад, обобщивший военные, политические и иные аспекты, связанные с приемом новых членов из числа государств ЦВЕ. Однако окончательное определение первых кандидатов на вступление в НАТО оставалось предметом споров вплоть до мадридского саммита НАТО. В Мадриде 8 июля 1997 г.приглашение вступить в НАТО получили три государства - Венгрия, Польша и Чешская Республика. После коротких переговоров 16 декабря 1997 г. с ними были подписаны протоколы о вступлении в НАТО. 12 марта 1999г. процесс ратификации протоколов завершился вступлением трех стран в НАТО.
2. С января 1997 г. между НАТО и Россией состоялось несколько раундов консультаций и переговоров относительно совершенствования и развития механизмов политического диалога и согласования политики. Эти переговоры завершились подписанием в Париже 27 мая 1997 г. Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией североатлантического договора и Российской Федерацией.
3. Одновременно с принятием решения о расширении НАТО в июле 1997 г. в Мадриде была подписана Хартия об особом партнерстве между Организацией североатлантического договора и Украиной, предусматривающая установление регулярного политического диалога в рамках Комиссии НАТО - Украина, развитие между ними политического и военного сотрудничества.
4. 16 января 1998 г. в Вашингтоне была подписана Хартия партнерства между США и странами Балтии, в которой зафиксирована поддержка Соединенными Штатами намерения Латвии, Литвы и Эстонии присоединиться в будущем к европейским и трансатлантическим организациям, в том числе к НАТО. Хартией предусмотрено создание четырехсторонней комиссии по наблюдению за реализацией закрепленных в ней принципов.
5. На встрече министров иностранных дел стран, входящих в ССАС, 30 мая 1997 г. в Синтре (Португалия) вместо ССАС был учрежден Совет евро-атлантического партнерства (СЕАП) составе государств, входящих в НАТО и участвующих в ПРМ (всего 44 члена). Учреждение СЕАП было призвано усовершенствовать механизм многосторонних политических консультаций НАТО с государствами-партнерами, предоставляя последним несколько более широкие возможности для участия в подготовке и принятии решений относительно операций и мероприятий в осуществлении которых они принимают участие. СЕАП собирается на уровне министров иностранных дел дважды в год и ежемесячно - на уровне послов.
6. Весной 1997 г. министры обороны и иностранных дел стран НАТО приняли решение о модификации ПРМ, получившей название «Расширенная программа партнерства ради мира». Речь идет о расширении практики многосторонних и индивидуальных политических консультаций между НАТО и государствами-партнерами; о большей ориентации индивидуальных программ партнерства на отработку возможностей оперативного взаимодействия вооруженных сил различных стран; о расширении возможностей участия государств-партнеров в процессе принятия решений НАТО и планировании мероприятий в рамках ПРМ.
С точки зрения НАТО, меры, принятые на разных направлениях, призваны разрешить дилеммы, перед которыми альянс оказался в процессе начавшегося расширения на Восток.
- Современные международные отношения
- Редакционный совет:
- Авторский коллектив:
- Раздел I. Современная система международных отношений 6
- Раздел II. Региональные проблемы международных отношений 155
- Раздел III. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях 252
- Введение
- РазделI. Современная система международных отношений глава 1. Природа и закономерности международных отношений
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 2. Формирование новой системы международных отношений
- Новая политическая карта мира
- Глобальная демократическая волна
- Глобальный экономический организм
- Новые параметры военной безопасности
- Космополитизация мировой политики
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Политико-правовой режим современных международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 4. Экономическая безопасность Мировая экономика как система производительных сил и форм их общественной организации
- Становление системы мировых производительных сил
- Тенденции и противоречия мирового экономического развития
- Макроэкономическая стабилизация – условие глобальной экономической безопасности
- Рекомендованная литература
- Глава 5. Военный фактор в современных международных отношениях
- Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета
- Стратегический паритет и контроль над вооружениями
- Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе
- Рекомендованная литература
- Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг
- Рекомендованная литература
- Глава 7. Общемировые проблемы
- Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов
- Новые вызовы
- Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения
- Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций
- Рекомендованная литература
- Глава 8. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений Роль международных организаций
- Организация Объединенных Наций (оон)13
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе)
- Организация Североатлантического договора (нато)
- Европейский союз (ес) и Западноевропейский союз (зес)
- Совет Европы
- Содружество Независимых Государств (снг)
- Другие региональные структуры
- Рекомендованная литература
- Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений
- Рекомендованная литература
- Раздел II.Региональные проблемы международных отношений Глава 1. Внешнеполитическая стратегия сша после холодной войны
- Альтернативные концепции
- Контуры новой глобальной стратегии
- Мир по-американски?
- Рекомендованная литература
- Глава 2.Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе Окончание холодной войны в Европе
- Поиск механизмов управления ситуацией
- Основные дилеммы формирования новой Европы
- Институционализация и преобразование сбсе в обсе
- Процессы трансформации в цве
- Европейский союз: углубление и расширение интеграции
- Нато: адаптация и расширение
- Основные контуры будущей системы отношений в Европе
- Институционализация отношений России с европейскими организациями
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии
- Основные компоненты обеспечения региональной стабильности
- Экономическая составляющая региональных отношений
- Региональные экономические организации интеграционного типа
- Новая роль Китая
- Тайваньская проблема
- Тайваньский мини-кризис 1996 г.
- Решение проблемы Гонконга
- Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря
- Эволюция союза сша с Японией
- Место Южной Кореи в региональной политике
- «Ядерная тревога» 1993 г. В Корее
- Положение в Индокитае
- Нормализация обстановки вокруг Вьетнама
- Монголия в региональной политике
- Политика России в регионе
- Отношения с Китаем
- Туманганский проект
- Российско-японские отношения
- Россия и положение в Корее
- Рекомендованная литература
- Глава 4. Международные отношения в Южной Азии
- Рекомендованная литература
- Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке
- Кувейтский кризис и война в Заливе
- Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование
- Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке
- Рекомендованная литература
- Глава 6. Латинская Америка в современных международных отношениях
- Рекомендованная литература
- Глава 7. Африка в современных международных отношениях
- Рекомендуемая литература
- РазделIii. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях Глава 1. Движущие силы внешней политики Российской Федерации
- Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи
- Внешняя политика и внутренние ресурсы государства
- Внешняя политика и национальные интересы
- Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки
- Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования
- Рекомендованная литература
- Глава 2. Эволюция российской внешней политики Истоки
- Причины перемен
- Какой путь выберет Россия?
- Дипломатия России на рубеже веков
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Внешнеполитические процессы в снг
- Распад ссср и образование снг
- Членство в снг
- Органы снг
- Порядок принятия решений в снг
- Основные этапы сотрудничества стран снг
- Организация экономического сотрудничества
- Многостороннее военно-политическое сотрудничество
- Политика Российской Федерации
- Состояние и перспективы снг
- Рекомендованная литература
- ПриложениеХронология событий (1989 -1999 гг.)
- 1989 Г.
- 1990 Г.
- 1991 Г.
- 1992 Г.
- 1993 Г.
- 1994 Г.
- 1995 Г.
- 1996 Г.
- 1997 Г.
- 1998 Г.
- 27 Апреля Совет Европейского союза принял решение о распространении на Россию антидемпинговых процедур, применяемых к странам с рыночной экономикой.
- 1999 Г.