logo search
Bileti_MO

35.Этическое измерение междунар отнош-й

Анализируя проблему соотнош-я морали и политики, М. Вебер говорил, что средства и цели с этич т.з. всегда противостоят друг друг другу. Достижение «хороших» целей связано с использ-ем нравственно сомнит методов и средств, с возможностью или опасностью скверных побочн следствий. Ещё труднее проблема морали в междунар отнош-ях. Чьи интересы важнее и выше, интересы своей общности(гос-ва, МПО, НПО, соц гр, предприятие) или интересы более широкой общности(этнич, регионал, религиоз, общедемокр, всемирн). Н. Макавелли допускал возможность нравств-го и просвещ-го повед-я индивидов и соц групп в стабильн и процветающ общ-ве, но настаивал на том, что гос деятель, призванный защищать общие интересы данного общ-ва, не может выполнить свою задачу, не прибегая ко лжи и обману, насилию и злу. Макиав мораль не явл полной противоположностью христианск и демокр морали. Скорее это этика – нравственность, руководств-ся принципом «мы против них», кот требует от чел-ка не следовать абсолют этич правилам, а выбирать наилучшее из того, что позвол обстоят-ва, т.е. выбирать то, что позволяет как можно меньше жертвовать ценностями. Полит идеализм основ-ся на исключении необходимости применения силы для защиты междунар права, считая что для этого вполне достаточно мирового обществ мнения. Полит реализм не выступает против междунар морали. Г. Моргентау – 6 принципов полит реализма, 3 касаются взаимодейств морали и внешн политики гос-ва. Моргентау подчёркивает сущ-е противоречий между универс морал нормами и гос ценностями, настаивает на рассмотрения морал принципов в конкретн обстоят-вах места и времени. Высшая морал добродетель в политике – это осторожность и умеренность. Оморал ценностях нации-гос-ва нельзя судить на основе универсал морал норм. Свои нац интересы выше всего, они пересекаются с нац интересами других(и их надо уважать), конфликт между морал долгом и эффективн полит деят-тью. Арон считает, что следует исходить из учёта последствий полит решения. Действовать из предпосылок конкр ситуации. Т.е. реализм говор(Моргентау, Арон, и, в принципе, М.Вебер), что в междунар отнош-ях по-любому, приходится прибегать к «плохим» средствам. Высшая ценность явл сила гос-ва, средства не имеют знач-я. Гоббс считал также, рассматривая междунар отнош-я как сферу моральн конфликтов, разрешаемых силой. Но роль универсальн ценностей междунар отнош-й постоян растёт и их кол-во увеличивается. Всё важнее становится соблюд-е прав чел-ка. И эти ценности(напр. права чел-ка) оказ всё большее влияние на внешн политику гос-в. Различают 3 уровня (К. Холсти), морал норм: 1) ур-нь целей, провозглаш правит-вом(мир, справедливость и т.п.); 2) Ур-нь методов действия(принципы гос-ва) 3) Все реш-я, приним-мые «здесь и сейчас», именно на этом ур-не проявл реальн приверженность этич и морал правилам.