Вопрос 53. Политическая система и внешняя политика
Наиболее важная роль в области внешней политики принадлежит исполнительной ветви государственной власти. В современной России исполнительная власть замыкается на главе государства. В его ведении находятся как дипломатические, так и иные каналы связи с иностранными государствами, разведывательные органы, научные центры и центры анализа информации, наконец, аппарат, необходимый для реализации принимаемых внешнеполитических решений. Полномочия президента в области международных отношений определены Конституцией и соответствуют стандарту, принятому в президентских республиках. Он осуществляет руководство внешней политикой РФ, утверждает военную доктрину РФ и, хотя это прямо не оговорено, доктрину внешней политики. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики, он вправе отключить одобренный Федеральным собранием закон, в том числе и по внешнеполитическим соображениям. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. Су четом Закона о международных договорах РФ президент может заключать и договоры, не нуждающиеся в ратификации парламентом. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах. Роль Фед собрания РФ, как и большинства других парламентов, сводится к принятию законодательных актов, необходимых для осуществления внешней политики. Не являясь официальным органом внешний сношений, парламент не может обращаться непосредственно к иностранным правительствам. Рос парламент в лице двух его палат – Гос думы и Совета Федерации – может оказывать определенное воздействие на внешнюю политику. В обеих палатах созданы профильные комитеты, занимающиеся проблемами международных отношений. Руководители палат Фед собрания РФ встречаются и ведут переговоры не только с руководителями зарубежных парламентов, но и с представителями исполнительной власти иностранных государств, лидерами политических партий и движений. Сегодня конституционное большинство в Гос думе принадлежит Единой России, которая полностью поддерживает президента и правительство. Т.о., открытый конфликт между парламентом и исполнительной властью по поводу внешней политики стал невозможным. Одновременно ослаб парламентский контроль над внешнеполитической сферой деятельности государства. Все возрастающее значение внешней политики и международной деятельности государств имеет институт судебной власти. Во многом это связано с возрастанием роли международного права во внешней политике государств и проникновением этого права в те сферы общественной жизни, которые ранее регулировались исключительно внутренним правом каждого государства.
Если рассматривать международные отношения в самом широком плане, то в них участвуют практически все министерства и ведомства. Поэтому большое значение имеет координация деятельности различных гос структур в международной сфере. В современной России подобную роль выполняет Совет Безопасности РФ. Как правило, в состав данного органа входят премьер-министр, министр обороны, министр ин дел, руководители органов безопасности и внешней разведки, т.е. те должностные лица, деятельность которых связана с обеспечением жизненно важных интересов общества и государства, в том числе и в сфере международных отношений. Подобного типа органы существуют и в других государствах. Важнейшим государственным ведомством в области международной политики в каждой стране является Министерство иностранных дел. В современной России на МИД РФ возложены следующие задачи: разработка общей стратегии внешней политики РФ, практическая реализация внешнеполитического курса России, правовое обеспечение внешнеполитической деятельности РФ, координация международных связей субъектов федерации и международной деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
При формировании внешней политики государства правящая партия в значительной мере исходит из своих программных установок и интересов тех общественных сил, которые она представляет. Однако и оппозиционные партии обладают некоторыми ресурсами для влияния на внешнюю политику, прежде всего через парламентскую деятельность, поскольку за парламентами, как правило, закреплено право ратификации международных договоров и принятия бюджетов. Именно бюджеты, а также международные соглашения и договоры имеют непосредственное отношение к международной политике.
Также на внешнюю политику современной России наибольшее влияние способны оказывать группы, представляющие интересы военно-промышленного комплекса и топливно-энергетического комплекса. А интересы ВПК и ТЭК выходят далеко за пределы страны, поэтому они объективно стремятся оказывать воздействие на принятие внешнеполитических решений.
- 27.Типология междунар акторов.
- 28. Типы и уровни мо
- 29. Теоретические модели системы мо м. Каплана
- 30. Новый порядок
- 31. Социальная, внесоциальная среда системы мо
- 32.Концепция м/н конфликта в системе мо.
- 33.Система, структура и процесс развития междунар конфликта
- 34. Пути регулирования совр междунар конфликтов
- 35.Этическое измерение междунар отнош-й
- 36. Взаимодействие морали и права в современных международных отношениях.
- 38. Теор модели принятия внешнеполит решения.
- 39. Теоретические концепции интеграции
- 40. Теория международных режимов
- 41. Военно-полит аспекты междунар безопасности.
- 44. Сущность и типология терроризма.
- 45. Проблемы борьбы с терроризмом в современном мире
- 46. М/н право как соц институт.
- 47. Нормы и принципы м/н права.
- 48. Сущность и типология межуданродных организаций
- 49. Структура и организационные принципы деятельностимежд.Организаций
- 50. Проблема реформирования оон
- 51. Проблема глобализации в современном Мире
- 52. Глобальные проблемы своременности
- Вопрос 53. Политическая система и внешняя политика
- 54. Дипломатия и дипломатическая служба.
- Вопрос 57. Концепция национальной безопасности и внешняя политика
- Вопрос 58. Военно-политические факторы обеспечения национальной безопасности России
- Вопрос 60. Российско-американские отношения
- 61. Внешняя политика фрг и российско-германские отношения.
- 62. Внешняя политика Франции и российско-французские отношения.
- 63. Россия и нато.
- 64. Россия и ес.
- 65.Проблемы российско-японских отношений.
- Вопрос 66. Россия и страны атр
- Вопрос 67. Российско-китайские отношения
- 68. Россия и гос-в Восточной Европы.
- Вопрос 69. Отношения России со странами Южной Азии.
- 70. Россия и ближневосточный конфликт.
- 71. Отношения Росси с Арабскими странами.
- 72. Отношения России с Ираном и Турцией.
- Вопрос 74. Россия и Латинская Америка.
- Вопрос 75. Российско-украинские отношения
- Вопрос 76. Проблемы и перспективы российско-белорусского союза
- Вопрос 77. Россия и государства Закавказья
- Вопрос 78. Россия и государства Центральной Азии.
- 79. Проблемы отношений России с государствами Балтии.
- Вопрос 80. Проблемы развития снг