Глава 4
Русская школа геополитики
Русская школа геополитики имеет несколько течений, Наиболее мощное из них — евразийское. Его центральной задачей было отстаивание самобытных основ российской истории и культуры, разработка новых взглядов на русскую и мировую историю. Евразийцы рассматривали Россию как особый этнографический и культурный мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы.
4.1. История евразийского движения * (Параграф подготовлен доцентом Л.И. Чернышевой)
Евразийское движение возникло в среде русской послеоктябрьской эмиграции в начале 20-х годов. Период его становления и распространения евразийства охватывает 1921 —1926 гг. Зародилось оно в Софии, но вскоре переместилось в Прагу и затем в Берлин. Основателями евразийства были лингвист и филолог Н.С. Трубецкой (1890-1938), географ и экономист П.Н. Савицкий (1895-1968), православный богослов, впоследствии священник Г.В. Флоровский (1893-1979) и искусствовед П.П. Сувчинский (1892—1985).
В 1921 г, в Софии вышел первый евразийский сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения», а в 1922г. —-второй сборник «На путях. Утверждения евразийцев». В них в сжатой форме излагались основные принципы нового движения. Евразийство сразу же привлекло к себе внимание нетрадиционным анализом традиционных проблем, дерзкими проектами преобразования существующего общественного строя России.
В евразийском движении на разных его этапах принимали участие лучшие интеллектуальные силы русского зарубежья в лице философа Л.П.Карсавина (1882—1952), историка Г.Е.Вернадского (1887—1973), правоведа Н.Н. Алексеева (1879—1964) и ряда других. Расцвет движения связан с изданием «Евразийского временника», а позже, в 1926г., — программного документа «Евразийство. Опыт систематического изложения», большая часть которого написана П.Н. Савицким, бесспорным лидером и идеологом евразийства, основоположником русской геополитики как науки.
На втором этапе (1926—1929 гг.) центр движения перемещается в Париж, где продолжают выходить «Евразийские хроники» и начинает издаваться газета «Евразия». Издание газеты было Организационным оформлением «левого» крыла движения.
Пражский центр евразийства, главным теоретиком которого был Л. П. Карсавин, ориентировался на идейно-политическое движение и сотрудничество с советской властью. Н.С. Трубецкой П.Н. Савицкий назвали это самоликвидаторством. В тридцатые годы евразийство как движение перестало существовать. Идеи евразийства были возрождены в 60-х годах Л.Н. Гумилевым.
Наиболее ранние источники своих идей сами евразийцы относят к концу XV и началу XVI вв., периоду осознания русским народом его роли защитника Православия и наследника византийской культуры. Таким источником, указываемым евразийцами, являются «послания старца Филофея». После падения Константинополя в 1453 г. Русь осталась единственной великой православной страной, хранительницей восточно-христианской традиции. Именно в этом качестве старец Елизарова монастыря Филофей называл Русь третьим Римом:
Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит. А четвертому не бывать1.
Мессианская идея высокого исторического предназначения России, сформулированная Филофеем в XVI в., получила развитие в русском историософском мышлении XIX в., прежде всего в русле славянофильства (А. Хомяков, И. Киреевский, С.Аксаков и др.), оказавшем непосредственное влияние на формирование геополитических взглядов евразийцев:
С точки зрения причастности к основным историософским концепциям, «евразийство», конечно, лежит в общей со славянофилами сфере2.
Евразийцы разделяли основную мысль славянофилов о самобытности исторического пути России и ее культуры, неразрывно связанной с православием. Вслед за славянофилами они утверждали, что культура России по системе своих духовных ценностей радикально отличается от западно-европейской.
Однако отношение евразийства к славянофильству нельзя сводить к простой преемственности идей. Основания этих идей у евразийцев и славянофилов носили принципиально разный характер. Евразийцы считали, что в общей постановке проблемы, связывая культуру с религией, а русскую культуру — с судьбами православия, славянофилы были правы. Но, решая проблему России и русской культуры, они пошли по ложному пути «романтической генеалогии», обращаясь к славянству как к тому началу, которое определяет культурное своеобразие России. В связи с этим П. Н. Савицкий отмечает, что нет оснований говорить о славянском мире, как о культурном целом, а русскую культуру отождествлять со славянской. Культура России не является ни чисто славянской, ни преимущественно славянской. Своеобразие русской культуры определяется сочетанием в ней европейских и азиатских элементов, что составляет ее сильную сторону. В этом плане культура России сопоставима с культурой Византии, которая, сочетая западные и восточные элементы, тоже обладала «евразийской» культурой. В отличие от славянофилов евразийцы утверждали примат духовного, культурного родства и общности исторической судьбы над этнической общностью.
Более близкими для евразийцев были идеи К. Н. Леонтъева, который сформулировал мысль о том, что славянство есть, а общеславянской культуры нет. К. Н. Леонтьев отошел от узкого этнокультурного национализма славянофилов и первым обратился к восточным корням русской культуры, отнеся ее к византийскому типу. Идеи К. Н. Леонтьева об органической связи Православной церкви с русской культурой и государственностью нашли развитие во многих программных документах евразийцев, особенно в трудах Л. П. Карсавина.
Наиболее существенное влияние на становление евразийской концепции оказали идеи Н. Я. Данилевского. Выделение евразийцами особого типа «евразийской» культуры базировалось на его теории культурно-исторических типов, разработанной в труде «Россия и Европа». Если сравнить работу Н. С. Трубецкого «Европа и человечество», давшую интеллектуальный толчок евразийскому движению, с трудом Н.Я. Данилевского, то идейное влияние последнего на концептуальные построения евразийцев становится очевидным.
Н.Я. Данилевский сформулировал теорию культурно-исторических типов как антитезу универсалистским концепциям истории, которые носили ярко выраженный европоцентристский характер. В основе европоцентризма лежала рационалистическая теория прогресса с ее трактовкой истории как одномерного линейного процесса. Европоцентризм выражался в отождествлении судеб человечества с судьбами западноевропейской цивилизации. Главное возражение Н.Я. Данилевского против евроцентризма заключалось в том, что этот подход не давал объяснения ни истории России, ни истории народов Востока, превращая их в приложение к европейской истории.
Вместо моноцентризма европейской цивилизации Н.Я. Данилевский предложил концепцию полицентризма типов культур, вместо линейности — многовариантность развития. И для Н.Я. Данилевского, и для евразийцев прогресс — это реализация разнообразных возможностей, заложенных в различных культурах. Расхождение во взглядах евразийцев и Н.Я. Данилевского проявлялось в том, что евразийцы относили Россию к особому типу евразий1кой культуры, а Н.Я. Данилевский — к славянскому культурно-историческому типу. Н.Я. Данилевский предвосхитил геополитический подход к анализу взаимоотношений России и Европы одним из первых пришел к выводу, что политические интересы России и Европы не только не совпадают, но и противоположны по своей сути:
... сопредельность России с Европой — причина того, что интересы России не только иные, чем интересы Европы, но что они взаимно противоположны, что, следовательно, в политическом смысла Россия не только не Европа, но Анти-Европа1
Он показал, что Россия неизбежно втягивалась в бессмысленные войны за чуждые ей политические интересы европейских государств, а ее собственные интересы, несмотря на военные успехи, постоянно ущемлялись. Отсюда, заключает ученый:
России ничего не остается, как... открыто, прямо и безоговорочно осознать себя русской политикой, а не европейской, и притом исключительно русской без всякой примеси, а не какого-нибудь двойственного русско-европейского или европо-русского, ибо противоположности несовместимы4
Евразийцы под этот тезис Н.Я. Данилевского подвели геополитические обоснования.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие геополитики
- 1.2. Источники геополитики
- 1.3. Предмет геополитики
- 1.4. Геополитические эпохи
- 1.5. Основные законы геополитики
- 1.6. Категории геополитики
- 1.7. Методы геополитической науки
- 1.8. Функции геополитики
- Глава 2
- 2.1 «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 2.2. Рудольф Челлен — автор категории «геополитика»
- 2.3. «Географическая ось истории» Хэлфорда Макиндера
- 2.4. Теория «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 2.5. Концепция «поссибилизма» Видаля де ла Бланша
- 2.6. Автор концепции Rimland — Николас Спайкмен
- 2.7. Карл Хаусхофер — автор теории «континентального блока»
- Глава 3
- 3.1. Политические перемены в Европе
- 3.2. Атдантизм: от д.У. Мэйнига
- 3.3. Мондиализм
- 3.4. Другие современные школы геополитики
- Глава 4
- 4.2. Понятие «месторазвития»
- 4.3. Евразия как особый географический мир
- 4.4. Концепции культуры Евразии
- 4.5. Экономическое и политическое единство Евразии
- 4.6. Геополитическая концепция русской истории
- Глава 5
- 5.1. Идея пассионарности л.Н. Гумилева
- 5.2. Наследники идей л.Н. Гумилева
- 5.3. Неоевразийство и будущий мир
- Раздел II
- Глава 6
- 6.1. Геополитические последствия распада ссср для России
- 6.2. Россия на распутье
- 6.3. Новое геополитическое качество
- 6.4. Будущее России: Евразийская держава или колония Запада?
- 6.5. Россия — сша: партнерство или соперничество?
- 6.6. Россия и североатлантический регион
- 6.7. Россия и нато
- 6.8. Российско-китайские отношения на пороге нового тысячелетия
- Глава 7
- 7.1. Тернистый путь Европы
- 7.2. Германия и Россия
- 7.3. Поневоле друзья
- 7.4. Россия — Италия
- 7.5. Балканы — «пороховая бочка»?
- 7.6. Восточная Европа: новые геополитические реальности
- 7.7. Россия и страны Прибалтики
- 7.8. Судьба Калининградской области
- Глава 8
- 8.1. Из истории международных отношений сша
- 8.2. Геостратегия для Евразии
- 8.3. Россия в XXI в. В геополитике сша
- 8.4. Американские интересы в Средней Азии, на Кавказе, в Индии
- 8.5. Китай в геополитике сша
- 8.6. Япония в геополитике сша
- Глава 9
- 9.1. История российско-кигайских отношений
- 9.2. Специфические условия развития Китая
- 9.3. Внешнеэкономические связи кнр
- 9.4. Демографическая политика Китая
- 9.5. Интеграция в «Большой Китай»
- 9.6. Сущность геополитики Китая
- 9.7. Еще один подход
- 9.8. Другое видение проблемы
- Глава 10
- 10.1. Земля духов
- 10.2. Так кто же открыл Курилы?
- 10.3. История отношений России с Японией
- 10.4. Роль «третьей силы»
- 10.5. Курилы — золотое дно
- 10.6. Какие проблемы мы должны решить?
- Глава 11
- 11.1. Россия и Иран: новая реальность
- 11.2. Россия - Турция: что впереди?
- 11.3. Роль Саудовской Аравии в регионе
- 11.4. Россия — Ирак: стратегические союзники
- 11.5. Ударная армия Ислама: Афганистан — Пакистан
- Глава 12
- 12.1. Север и Юг — два мира
- 12.2. Африка - кипящий континент
- 12.3. Латинская Америка: