logo search
Внешнеэкономическая деятельность

Тема 1: Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность

  1. Современное состояние внешнеэкономической сферы страны

  2. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: понятие, содержание и взаимосвязь

  3. Субъекты внешнеэкономической деятельности

  4. Реформирование внешнеэкономической сферы – основа интегрирования экономики в мировое хозяйство

Современное состояние внешнеэкономической сферы страны

Находясь в составе СССР Беларусь выделялась объемами поставок продукции в другие республики. Кардинальное изменение ее геополитического положения вызванного распадом СССР, превращение РБ в суверенный субъект мирохозяйственных связей выделили внешнеэкономический фактор страны в один из решающих.

РБ осуществляет внешнеторговые операции более чем со 150 странами мира. Основными торговыми партнерами являются: Россия, Германия, Великобритания, Нидерланды, Украина, Польша, Венесуэла. Несмотря на значительный рост экспорта в страны вне СНГ и положительное сальдо в торговле с ними, внешнеторговый баланс Беларуси остается дефицитным, что объясняется в основном значительными поставками из России энергоресурсов.

В товарной структуре экспорта ведущие позиции занимают: машины и оборудование, минеральные продукты, продукция химической промышленности, легкой, продовольственные товары и сельхоз сырье, кроме текстильного. В импорте преобладают: минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные средства, продукция пищевой промышленности, черные и цветные металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, включая химические волокна и нити. Значение внешнеэкономической сферы для стабильного функционирования белорусской экономики более значимо, чем в других странах. Это объясняется тем, что национальная экономика с одной стороны импортозависима, с другой – экспортоориентирована. Доля экспорта в ВВП составляет около 60%, импорта – 67%.

Беларусь обеспечивает потребности своего производственного потенциала в сырье, материалах, полуфабрикатов на 60% за счет импорта из России и бывших союзных республик. Она получает 99% необходимых ей черных металлов, 97% цветных металлов, 100% газа, 100% хлопка, 93% нефти, 25% электроэнергии.

Обеспечение потребностей страны в продуктах питания находится в определенной зависимости от импортных поставок. Анализ основных показателей внешнеторгового оборота РБ показывает, что его стоимостной объем не соответствует потенциалу экономики страны, стоимость экспорта хотя и постоянно увеличивается, но отрицательное сальдо остается и негативно сказывается на валютных ресурсах государства. А этот фактор в условиях жесткой зависимости экономики от импорта сырья и энергоносителей осложняет экономическую ситуацию в республике.

Основным торговым партнеров РБ является Россия. Доля России в белорусском экспорте составляет 47%, импорта – 68,2%. В тоже время удельный вес таких стран как Германия, Великобритания, Нидерланды, Польша, Украина, Латвия, Литва не превышает 2,5-8%. Участие других стран в торговом сотрудничестве в РБ еще меньше. Их удельный вес во внешнеторговом обороте находится в диапазоне от десятых до 1%. Недостаточно эффективной остается товарная структура экспорта. Удельный вес наукоемкой продукции составляет в нем лишь 4%. Доля машин и оборудования поставляемых за рубеж в 2 раза меньше, чем среднемесячный уровень.

Беларусь располагает потенциальными возможностями для увеличения внешнеторгового оборота и в первую очередь экспорта. Включение РБ в систему Международного разделения труда способствует ее геополитическое положение. Достаточно перспективны: развитие международного туризма, сферы услуг, создание наукоемких производств.

В настоящее время особую важность приобретают заключение двусторонних соглашений о взаимной защите инвестиций, соглашений с ведущими мировыми инвесторами, совершенствование правовой базы для привлечения иностранных инвестиций. Большая работа предстоит по вступлению во Всемирную торговую организацию, что позволило бы:

  1. Устранить дискриминационные ограничения в отношении белорусского экспорта и облегчить доступ на мировые рынки конкурентоспособных белорусских товаров и услуг

  2. Перевести торгово-экономические отношения с третьими странами на стабильную, долговременную и равноправную экономическую правовую основу

  3. Использовать механизм разрешения споров существующих в рамках ВТО

  4. Совершенствовать законодательную базу с целью дальнейшего реформирования внешнеэкономической сферы Беларуси

Радикальное реформирование внешнеэкономического комплекса страны способствовало бы интегрированию ее экономики в мировое хозяйство. Изменение геополитического положения существенно повысило бы роль внешнеэкономического фактора, усилив зависимость национальной экономики от внешних рынков. Одним из последствий этих изменений явилась трансформация характера участия предприятия в системе внешнеэкономического комплекса страны, из положения технического исполнителя до статуса реального равноправного субъекта. Таким образом, наряду с традиционным понятием «внешнеэкономические связи» появилось понятие «внешнеэкономическая деятельность».

Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: понятие, содержание и взаимосвязь

Внешнеэкономические связи можно определить как форму международного сотрудничества осуществляемого между странами на правительственном уровне, на торгово-экономическом, валютно-финансовом и производственно-техническом направлениях. Сферой внешнеэкономических связей являются: обмен товарами и услугами (внешняя торговля), производственное сотрудничество (международная специализация и кооперирование производства), научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, валютно-финансовое и иные формы сотрудничества. Цель внешнеэкономических связей состоит в обеспечении поставок для государственных нужд и межгосударственных экономических. В том числе валютно-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений. Планирование объемов внешнеэкономических связей и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляются сверху, т.е. на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему госзаказа с выделением лимита на материальное обеспечение и валютных ресурсов субъектами, определенных в качестве заказчика.

В отличие от внешнеэкономических связей, внешнеэкономическая деятельность относится к микроуровню, т.е. к уровню фирм и предприятий. Но различия не только и не столько в уровнях. Внешнеэкономическая деятельность – это прежде всего производственно-хозяйственная деятельность и потому не может быть предметом деятельности государственных органов власти и управления.

Внешнеэкономическая деятельность – это часть рыночной сферы, она основывается на критериях предпринимательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченные рамками национального законодательства.

Таким образом, можно сказать, что внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно экономических и коммерческих функций.

Основными видами внешнеэкономической деятельности являются:

  1. Внешняя торговля (товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности)

  2. Производственная кооперация (сотрудничество между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда)

  3. Инвестиционное сотрудничество (объединение финансовых и материально-технических ресурсов, иностранных партнеров, реализуемое через совместное предпринимательство путем создания совместных производств, образования концессий, консорциумов, акционерных компаний)

  4. Валютные и финансово-кредитные операции реализуемые в финансовой, банковской, валютной сфере, а также сопровождающие коммерческую внешнеторговую сделку.

Было бы ошибочно считать внешнеэкономические связи и внешнеэкономическую деятельность как две раздельно функционирующие сферы. Появление понятия «внешнеэкономическая деятельность» является результатом либерализации внешнеэкономической сферы государства. Характер внешнеэкономических связей принципиально определяет стратегию внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования от первичных звеньев до специализированных и отраслевых внешнеэкономических объединений, действующих на принципах хозяйственного расчета.

Реформирование внешнеэкономического сектора государства способствовало бы значительному увеличению числа субъектов внешнеэкономической деятельности. Система правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, действующая в отдельных странах создает условия для участия во внешнеэкономической деятельности практически всех субъектов хозяйствования.

Субъекты внешнеэкономической деятельности

Участников ВЭД можно классифицировать по ряду признаков. Важнейшие из них:

  1. Профиль внешнеэкономической деятельности

  2. Характер совершаемых внешнеторговых операций

  3. Организационно-правовые формы

Классификация по профилю ВЭД учитывает ее функционально-целевую направленность. Она способствует дифференциации воздействия механизмов государственного регулирования, прежде всего через налогообложение и инвестиционные льготы, а также через определение приоритетных участников ВЭД.

В этой классификационной группе можно выделить следующих субъектов ВЭД:

  1. Субъекты, работающие на внешнем рынке без посредников, т.е. обеспечивающие выпуск и самостоятельную реализацию продукции и услуг на внешнем рынке:

— предприятия сферы производства товаров и услуг действующие на основе валютной самоокупаемости

— консорциумы – это объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности с целью достижения определенных результатов в совместные предприятия и иностранные предприятия

  1. Субъекты ВЭД, представляющие организации-посредники, их характерная черта – это обеспечение внешнеторговых операций на внешнем рынке от имени производителей

— специализированные внешнеэкономические организации призванные обслуживать внешнеэкономические связи, обеспечивая выполнение межправительственных соглашений. Наряду с этими функциями специализированные внешнеэкономические организации на договорных условиях могут осуществлять экспортно-импортные операции по поручению непосредственных субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, фирм. Специализированные внешнеэкономические объединения создаются при отраслевых министерствах с целью содействия развитию ВЭД предприятий отрасли, изыскания новых форм сотрудничества с иностранными партнерами на основе совместного предпринимательства и прямых связей

— смешанные общества – это форма организации компании, объединяющая капитал, партнеров из двух или нескольких стран. Этот термин употребляется для обозначения действующих на территориях зарубежных стран компаний, созданных там отечественными хозяйственными организациями при долевом участии местных партнеров с целью формирования товаропроводящий сети обеспечивающей промышленный экспорт. Они занимаются сбытом, доработкой, послепродажным обслуживанием, маркетингом, транспортировкой, складированием, хранением отечественных товаров зарубежом, их страхованием и кредитованием, продают на месте иностранным покупателям лицензии, ноу-хау, предоставляют им различного рода услуги. Деятельность совместного общества регулируется законодательством страны пребывания, в большинстве которых действует принцип применения национального режима по отношению к иностранным компаниям

— торговый дом – это тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующих в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей. Торговый дом реализует комплекс сделок взаимосвязанный по эффективности заинтересованности партнеров, по взаимным расчетам с использованием различных форм внешнеэкономических связей

  1. Субъекты, содействующие ВЭД – профиль их деятельности это оказание различного рода услуг в обеспечении выхода на внешний рынок, поиска партнера, организации выставок, ярмарок, рекламы, проведение экспертизы, оформление финансово-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешнеторговых транспортных перевозок

Состав этой группы насчитывает ассоциации внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами: торгово-промышленная палата и ее региональные отделения, транспортные, кредитные и … организации, а также международные неправительственные организации.

Реформирование внешнеэкономической сферы – основа интегрирования экономики в мировое хозяйство

Разнообразен состав субъектов ВЭД – классифицируем их по характеру внешнеторговых операций. Прежде всего, необходимо выделить группу субъектов, выступающих в роли экспортеров и импортеров и группу специализированных посредников. Это весьма важная и неотъемлемая часть субъектов ВЭД. Причины, вызывающие необходимость их использования виды посреднических операций, условия работы на мировых рынках настолько разнообразны, что требуют подробного рассмотрения.

Предприятия, участвующие во внешнеэкономической деятельности в независимости от ее профиля и характера совершаемых операций имеют организационно-правовую форму, определенную ГК РБ и выступают как коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации действуют на внешних рынках в форме хозяйственных обществ и товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью кооперативов, акционерных обществ, унитарных предприятий и имеют целью своей деятельности получение прибыли.

Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность в пределах тех целей, ради которых они создаются. Для них получение прибыли, которая не распределяется между ее участниками не является основной целью деятельности. Формами их функционирования выступают общественные, религиозные и другие организации.

В настоящее время РБ как независимое государство активно вырабатывает и осуществляет внешнеэкономическую политику, определив в качестве стратегической цели наращивание экспортного потенциала и вхождение в мировое экономическое сообщество.

Повышение роли предприятий во внешнеэкономических связей, расширение и углубление международных экономических связей – это основные направления развития экономики республики, важнейшие факторы повышения эффективности производства. Экспорт продукции с меньшими национальными затратами и закупка товара зарубежом, изготовление которых в республике требует больших затрат. Дает значительный экономический эффект. Возможность закупки зарубежом товаров, где для их производства сложились благоприятные природные и социально-экономические условия освобождает субъектов хозяйствования от необходимости вкладывать средства в их производство в своей стране, где нет таких условий, и позволяет направлять освободившиеся средства в другие сферы. В результате увеличиваются объемы производства продукции, расширяется ассортимент товаров, повышается их качество.

Участие любого государства в международном разделении труда создает условия для совершенствования технического уровня производства, роста производительности труда, использования мировых достижений науки и техники. Привлечение иностранных инвестиций, что позволяет получать дополнительные средства для капитальных сложений в народное хозяйство.

Роль внешнеэкономических связей – повышение эффективности производства выражается и в том, что они создают условия для использования передового зарубежного опыта.