logo search
Bileti_MO

Вопрос 60. Российско-американские отношения

За последние годы в рос-американских отношениях начала утверждаться модель партнерства. Партнерство означает, что РФ и США строят свои отношения исходя не из идеологических догм (как в годы холодной войны) и не из союзной солидарности, а из своих национальных интересов. В случае если их интересы совпадают, никакие идейные расхождения более не помешают взаимовыгодному сотрудничеству двух стран. В тех же областях, где позиции двух держав расходятся, они действуют в соответствии со своими национальными интересами, а не с пожеланиями партнера (расширение НАТО, войны против Югославии и Ирака, поставки оружия Китаю и т.д.)

Рос-американские отношения стали гораздо более сбалансированными. Период значительной односторонней зависимости России от американской помощи и поддержки уходит в прошлое, теперь уже США нуждаются в российском содействии и в борьбе с терроризмом, и в предотвращении распространения оружия массового поражения, и в урегулировании ряда локальных конфликтов. Это обстоятельство в полной мере проявилось после 11 сентября 2001 года. Так как США и Россия располагают крупнейшими военно-промышленными комплексами в мире, они несут за нераспространение ОМП особую ответственность. Бесспорно за последние 13лет рос-американское сотрудничество стало важным фактором, содействующим укреплению режима нераспространения. Стоит упомянуть, что все же сохраняются серьезные разногласия между Россией и США по вопросу о последствиях для нераспространения российского военно-технического сотрудничества с третьими странами, и прежде всего с Ираном. Иран, впрочем, не единственная страна, военно-экономическое сотрудничество России с которой за последние 10 лет вызывало озабоченность в США. Кроме того, американская сторона высказывала свои возражения по поводу продаж российских вооружений таким странам, как Китай, Сирия, и Кипр.

Тем не менее, похоже, правы те специалисты-международники, которые полагают временным сближение РФ и США на почве борьбы с международным терроризмом. Достаточно было России занять твердую самостоятельную позицию по вопросу войны в Ираке, чтобы началось рос-американское охлаждение. Трагические события 11 сентября показали, что главная угроза безопасности США исходит из центра Евразии. Именно туда перемещается в настоящее время ось мировых проблем, и это обстоятельство потенциально превращает Россию и США в заинтересованных партнеров друг для друга в деле обеспечения международной стабильности. Ведь, как показали события вокруг Афганистана после 11 сентября, только США и РФ могут предоставить друг другу реальную помощь в борьбе с общими врагами, среди которых самым опасным является исламский радикализм.

Пока же США в своей международной политике по-прежнему придерживаются двойных стандартов: с одной стороны, единолично определяют страны, представляющие угрозу миру и национальным интересам США, и без мандата Совета Безопасности ООН осуществляют интервенцию против Ирака; с другой – не хотят признавать вполне законное право России на формирование системы безопасности на постсоветском пространстве. Пример применения США двойных стандартов приводится даже в докладе Комиссии по национальным интересам США в отношении России. По мнению авторов доклада, одной из ошибок администрации Дж.Буша-младшего является чрезмерная поддержка гос департаментом Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Такая тактика неизбежно вызывает раздражение российских официальных лиц.

В заключении стоит сказать, что России еще предстоит на деле продемонстрировать готовность соблюдать признанные нормы международных отношений и занять место в мировом сообществе; а США предстоит отказаться от ”эгоизма сильного”, научиться учитывать национальные интересы своих реальных и потенциальных союзников и воспринимать Россию как нормальную страну – партнера в разрешении наиболее острых проблем современного мира.