logo search
Международная экономика 2

Внешний долг государства: понятие, структура, проблемы и пути их решения.

Валовой внешний долг – на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

В состав внешнего долга не включаются:

Показатель валового внешнего долга Республики Беларусь включает обязательства перед нерезидентами, классифицированные по институциональным секторам, по срокам погашения и по типам долговых инструментов.

Валовой внешний долг представлен в разбивке на следующие секторы экономики: сектор органов государственного управления, сектор органов денежно–кредитного регулирования, банки и другие секторы.

Сектор органов государственного управления включает все республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы Республики Беларусь, а также дипломатические и иные официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь.

Сектор органов денежно–кредитного регулирования включает органы, владеющие и управляющие международными резервами государства и, как правило, осуществляющие денежную эмиссию. В Республике Беларусь к ним относится Национальный банк Республики Беларусь.

Банковский сектор включает банки Республики Беларусь и небанковские кредитно–финансовые организации;

Другие секторы включают физические лица, юридические лица (их структурные подразделения), не указанные в определениях вышеперечисленных секторов.

Разграничение между долгосрочными и краткосрочными обязательствами основано на критерии первоначального срока погашения.

Долгосрочный внешний долг определяется как долг со сроком погашения свыше одного года или без установленного срока погашения.

Краткосрочный внешний долг определяется как долг, выплачиваемый по требованию или с первоначальным сроком погашения не более одного года.

В классификации обязательств по финансовым инструментам выделяются следующие категории: долговые ценные бумаги, ссуды, торговые кредиты, другие долговые обязательства. Межфирменные кредиты между единицами, состоящими в отношениях прямого инвестирования, отражаются отдельно. Другие долговые обязательства и межфирменные кредиты непосредственно подразделяются на просроченную задолженность и прочие.

Методологической основой формирования внешнего долга Республики Беларусь является Руководство по платежному балансу (пятое издание, 1993 г.), Руководство по статистике внешнего долга Международного валютного фонда (2003 г.).

Валовой внешний долг Беларуси за девять месяцев 2011 года вырос на 4 млрд 114,6 млн долларов, или на 14,5%. На 1 октября он составил 32 млрд 515,7 млн долларов, или 54,8% ВВП (28 млрд 401,1 млн долларов, или 52% ВВП на начало года).

В расчете на душу населения валовой внешний долг на 1 октября составил 3 тыс. 443,3 доллара против 2 тыс. 995 долларов на 1 января 2011 года. При этом внешний долг органов государственного управления за январь—сентябрь вырос на 18,2% и достиг 11 млрд 885,4 млн долларов. Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования на 1 октября 2011 года составил 1 млрд 328,1 млн, снизившись за три квартала на 28,4%. Задолженность коммерческих банков выросла за девять месяцев на 17,3% до 6,75 млрд долларов. Внешний долг прочих секторов экономики составил 11 млрд 634,5 млн, увеличившись на 17,4%. Прямые инвестиции (межфирменное кредитование) выросли на 11,2% до 917,9 млн долларов на 1 октября 2011 года.

Методы управления государственным долгом:

Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.