logo search
Дугин А

7.2 Русские ресурсы

Россия является естественным поставщиком ресурсов в другие стра­ны. Такое положение дел имеет довольно долгую историю и стало, во многом, определяющим фактором в геополитическом статусе России. Рассмотрим подробнее геополитическое значение экспорта ресурсов и роль ресурсного обеспечения в целом.

В глобальном распределении ресурсов на планете существует неко­торое неравенство — две зоны из четырех развитых секторов Севера имеют доступ к ресурсам и способны обеспечить в случае необходимо­сти ресурсную автаркию (США и Россия), а две испытывают острый ресурсный дефицит (Европа и Япония). Таким образом, в значительной степени контроль над двумя небогатыми ресурсами зонами определяет­ся взаимоотношениями с двумя остальными. При этом есть и еще одна особенность — США стремится контролировать ресурсы колониальных или полуколониальных территорий и с их помощью влиять на развитые страны. Собственные ресурсы США стараются сберечь для самих себя и расходуют их крайне бережно, хотя в случае необходимости для США не составит большой проблемы создать для самих себя ресурсную ав­таркию и без колониальной стратегии в этой области. Россия же тради­ционно манипулирует экспортом собственных ресурсов. Это различие в позиции двух держав имеет, и с той и с другой стороны, как плюсы, так и минусы. США постоянно имеет неприкосновенным стратегический запас, но одновременно колониальные ресурсные базы всегда теорети­чески имеют шанс выйти из-под контроля. Россия, со своей стороны, может быть уверена в ресурсном обеспечении, поскольку ресурсы нахо­дятся на ее территории, но вместе с тем, экспортируя их, она тратит всегда собственные стратегические запасы.

Такое объективное положение дел в перспективе создания конти­нентального блока может быть использовано на благо русских следую­щим образом. На начальном этапе Россия может предложить потенци­альным партнерам на Востоке и Западе свои ресурсы в качестве ком­пенсации за обострение отношений с США, которое неминуемо про­изойдет уже на первых этапах реализации евразийского проекта. Это будет возможным еще и потому, что с Европой и Японией может быть установлена прямая сухопутная связь, не зависящая от того морско­го и берегового контроля, который является главным козырем в геопо­литической стратегии атлантизма. Естественно, такой экспорт не бу­дет односторонней помощью, так как этот процесс должен быть впи­сан в общий геополитический план, предполагающий активное финан­совое и технологическое участие Европы и Японии в стратегическом развитии самой России, а кроме того, существенное расширение ее политических и оборонных рубежей на Востоке и Западе.

В перспективе же следует ориентироваться на вытеснение США из Африки, с Ближнего Востока и тихоокеанского региона с соответст­вующим перераспределением богатых ресурсами территорий в пользу евразийских партнеров и самой России. Этот план является прямой противоположностью "плана анаконды" со стороны атлантистов, ко­торый предусматривает жесткий контроль США именно над южно-евразийскими, африканскими и тихоокеанскими пространствами в целях недопущения организации автаркийных экономических зон для своих геополитических конкурентов. Когда удастся загнать "анаконду" ат­лантизма обратно на американский континент, весь "бедный Юг" Ев­разии станет естественным дополнением более развитого евразийско­го Севера. Арабская нефть, африканские полезные ископаемые и ре­сурсы тихоокеанских пространств смогут поступать непосредственно в страны евразийского блока, минуя США. В таком случае, Россия сможет не только начать копить ресурсы для себя самой, но и получит новые ареалы в южном направлении. Евразийская Европа двинется на Юг, чтобы стать Евроафрикой, а Япония установит в Тихом океане тот "новый порядок", который она планировала осуществить в 30-е годы. Сама же Россия, используя тот технологический опыт, которая она либо уже имеет, либо приобретет за период снабжения ресурсами сво­их технологически развитых партнеров по блоку (на первом этапе кон­тинентального строительства), сможет принять активное участие в раз­работке новых месторождений в Средней и Восточной Азии и посте­пенно заморозит те месторождения, которые жизненно необходимы для обеспечения ее собственного стратегического будущего.

В вопросе ресурсов план создания "анти-Трилатераля" (блок Бер­лин — Москва — Токио) и в близкой и в далекой перспективах пред­ставляется в высшей степени реалистичным, так как переходный пе­риод для Западной и Восточной оси (для Берлина и Токио), которые испытают на себе жесточайшее давление США, будет смягчен ресурс­ными возможностями России, способной на переходном периоде сво­им экспортом полезных ископаемых создать все условия, необходимые для полноценного политического и стратегического возрождения Ев­ропы и Японии. А после этого и сами эти "большее пространства" смогут усилить свою экономическую и политическую экспансию по направлению Север — Юг. Особенно важно, что Россия за этот пере­ходный период сможет, в свою очередь, получить эффективное техно­логическое оснащение для разработок месторождений и апробировать, двигаясь по наилегчайшему пути, развитую методологию и техниче­ские модели, поставленные с европейского Запада и японского Даль­него Востока. А этот фактор в перспективе значительно усилит стра­тегическую автаркию русских независимо от того, как повернутся со­бытия в дальнейшем.

Естественно, что в настоящий момент проблема русских ресурсов решается как угодно, только не так, как это было бы выгодно России. Русские сегодня продают ресурсы по демпинговым ценам, за фиктивные деньги и иностранные товары, причем либо непосредственно США, ли­бо при их посредничестве (американские монопольные компании или ТНК, неявно контролируемые атлантистами) странам Западной Европы. В качестве альтернативы "националисты" выдвигают вообще неосуще­ствимое требование совсем прекратить экспорт ресурсов и полностью оставить для России и их разработку и их потребление. Последний про­ект потребует такого напряжения всех национальных сил, что может реализоваться только в условиях политической диктатуры, что почти невероятно в настоящей ситуации. Здесь дело обстоит так же, как и в случае высоких технологий. Только "третий путь" — ни ресурсный экс­порт в пользу США, ни полный отказ от какого бы то ни было экспорта — может быть реальным выходом в нынешней ситуации.

И снова все упирается в политическую необходимость скорейшего создания континентального евразийского блока.