Вопрос 67. Российско-китайские отношения
КНР – одно из важнейших государств современного мира. Китай занимает территорию около 10 млн квадратных км и является самой многонаселенной страной мира, в которой в начале 21 века проживает более 1 млрд человек. Темпы роста китайской экономики были и остаются высокими и в среднем составляют 8-9% в год. Хотя по качественным показателям Китай экономически уступает наиболее развитым государствам, но по общему ВВП он вышел на одно из ведущих мест в мире. Благодаря политике открытости, емкому рынку и огромному экспортному потенциалу роль КНР в мировой политике возрастает. Эта страна – весьма привлекательный объект для иностранных инвестиций. Так же, как в России, в КНР была популярна идея многополярного мира. Предполагалось, что Китай будет одним из его полюсов. Объективно Китай имеет все предпосылки для того, чтобы стать одним из важнейших центров мировой политики, поскольку кроме огромного экономического он обладает немалым политическим и военным потенциалом. После удаления представителей Тайваня КНР занимает место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, располагает третьим в мире запасом ядерного оружия.
Тайваньская проблема был и остается одной из наиболее острых во внешней политике КНР. Руководство КПК всегда рассматривало остров Тайвань в качестве одной из провинций КНР. Власти КНР очень жестко относятся к любым действиям иностранных государств, которые можно квалифицировать как официальное признание Тайваня. Например, после установления официальных отношений между Тайванем и Республикой Македония представитель Китая в Совете Безопасности ООН голосовал против продления срока пребывания миротворческих сил в этой маленькой балканской стране. Проблема Тайваня была одним из камней преткновения в отношениях между Китаем и США, т.к. между США и Тайванем существуют многочисленные связи, в том числе и в военной сфере. Но несмотря на наличие проблем Китай и США в последнее время взаимодействуют на международной арене, например в урегулировании кризиса вокруг северокорейской ядерной программы.
На съезде КПК в 2002г. произошло радикальное обновление партийного руководства, что может иметь определенные последствия для российско-китайских отношений. Как известно, в отношениях между СССР и Китаем в 60-70гг. 20в. имел место конфликт, проявляющийся в разных сферах. С началом экономических реформ в КНР и перестройки в Сов союзе двусторонние отношения стали ухудшаться. Крах КПСС и развал СССР вначале вызвали настороженность у руководства КПК, однако исчезновение идеологического фактора повлияло благотворно на отношения между двумя странами.
В 2001г. между РФ и КНР был подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором российско-китайские отношения были и охарактеризованы как стратегическое партнерство.
Но вскоре начали возникать некоторые проблемы. Так, руководство Китая выразило недовольство в связи с тем, что Россия заблаговременно не поставила в известность своих стратегических партнеров об изменении рос позиций по поводу сотрудничества с НАТО и американских планов развертывания нестратегических систем противоракетной обороны.
Быстро растущая и энергоемкая экономика Китая испытывает острую потребность в нефти и газе, а Россия не может определиться по поводу возможных маршрутов транспортировки, что вызывает недовольство у китайских партнеров. Российские предприятия также не получили тех заказов на поставку энергетического оборудования в Китай, на которые они рассчитывали. КНР ставит перед Россией жесткие условия присоединения к ВТО.
Т.о., российской дипломатии предстоит выстраивать диалог с новым китайским руководством для решения этих проблем и продолжения сотрудничества и партнерства с крупнейшим из всех соседних с Россией государств.
- 27.Типология междунар акторов.
- 28. Типы и уровни мо
- 29. Теоретические модели системы мо м. Каплана
- 30. Новый порядок
- 31. Социальная, внесоциальная среда системы мо
- 32.Концепция м/н конфликта в системе мо.
- 33.Система, структура и процесс развития междунар конфликта
- 34. Пути регулирования совр междунар конфликтов
- 35.Этическое измерение междунар отнош-й
- 36. Взаимодействие морали и права в современных международных отношениях.
- 38. Теор модели принятия внешнеполит решения.
- 39. Теоретические концепции интеграции
- 40. Теория международных режимов
- 41. Военно-полит аспекты междунар безопасности.
- 44. Сущность и типология терроризма.
- 45. Проблемы борьбы с терроризмом в современном мире
- 46. М/н право как соц институт.
- 47. Нормы и принципы м/н права.
- 48. Сущность и типология межуданродных организаций
- 49. Структура и организационные принципы деятельностимежд.Организаций
- 50. Проблема реформирования оон
- 51. Проблема глобализации в современном Мире
- 52. Глобальные проблемы своременности
- Вопрос 53. Политическая система и внешняя политика
- 54. Дипломатия и дипломатическая служба.
- Вопрос 57. Концепция национальной безопасности и внешняя политика
- Вопрос 58. Военно-политические факторы обеспечения национальной безопасности России
- Вопрос 60. Российско-американские отношения
- 61. Внешняя политика фрг и российско-германские отношения.
- 62. Внешняя политика Франции и российско-французские отношения.
- 63. Россия и нато.
- 64. Россия и ес.
- 65.Проблемы российско-японских отношений.
- Вопрос 66. Россия и страны атр
- Вопрос 67. Российско-китайские отношения
- 68. Россия и гос-в Восточной Европы.
- Вопрос 69. Отношения России со странами Южной Азии.
- 70. Россия и ближневосточный конфликт.
- 71. Отношения Росси с Арабскими странами.
- 72. Отношения России с Ираном и Турцией.
- Вопрос 74. Россия и Латинская Америка.
- Вопрос 75. Российско-украинские отношения
- Вопрос 76. Проблемы и перспективы российско-белорусского союза
- Вопрос 77. Россия и государства Закавказья
- Вопрос 78. Россия и государства Центральной Азии.
- 79. Проблемы отношений России с государствами Балтии.
- Вопрос 80. Проблемы развития снг