logo search
SNG

Переговорный процесс

Приднестровский конфликт. В июне 1990 г. парламент Молдавии принял решение об отмене Закона СССР от 2 августа 1940 г., согласно которому была создана Молдавская ССР, но второй съезд народных Советов Приднестровья избрал Временный Верховный Совет, принял «Декларацию о государственной власти Приднестровской МССР», «Декларацию о суверенитете ПМССР» и другие документы. В декабре 1990 г. жители Приднестровья провели референдум, на котором высказались за создание государства Приднестровская Молдавская Республика.

Руководство Молдовы признало эти акции незаконными, потребовало отменить итоги референдума и ликвидировать созданные в Приднестровье органы власти. Началось жесткое противостояние Тирасполя и Кишинева. После нескольких вооруженных попыток руководства Молдовы взять территорию Приднестровья под свой контроль, переросших летом 1992 г. в полномасштабные боевые действия, начался трудный процесс поиска взаимоприемлемых политических решений.

Аналитики обычно отмечают две основные причины конфликта. Глубокий кризис центральной власти в СССР в 1989–1990 гг. подтолкнул правящие круги Молдавской ССР к культурной румынизации страны. Некоторые из исследователей даже полагают, что можно было говорить о подготовке государственного присоединения к Румынии. Это раскололо общество.

В соответствии с двусторонним Соглашением между РФ и Республикой Молдова «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 г. созданы разъединительные силы. В состав их в начале операции входили только российские ВС, но затем их состав был расширен за счет воинских контингентов Молдовы и Приднестровья.

На эти силы возложено решение задач поддержание мира в зоне конфликта, пресечение и подавление деятельности незаконных вооруженных формирований и отдельных лиц, не подчиняющихся требованиям установленного в зоне вооруженного режима по защите населения от преступных посягательств, оказание помощи местным правоохранительным органам в поддержании установленного в зоне конфликта порядка. Объединенная Контрольная Комиссия (ОКК) – орган управления миротворческой операцией. На декабрь 2004 г. в Приднестровье были дислоцированы 1720 российских военнослужащих.

Успешная реализация двустороннего Соглашения между Россией и Молдовой позволила не только прекратить вооруженный конфликт, но обеспечить условия для его урегулирования политическими средствами. С этого же времени Тирасполь и Кишинев ведут переговоры по определению правового статуса Приднестровья. Функции посредников при этом выполняют Россия, ОБСЕ и Украина. Двусторонние переговоры ведутся в рамках Совместной конституционной комиссии (СКК). Также для урегулирования конфликта создано пятистороннее постоянное совещание по политическим вопросам (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина), формат которого осенью 2005 г. был расширен до «5+2» с присоединением США и ЕС.

В 2003 г., казалось, переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки. Российской стороной был подготовлен и согласован с молдавским правительством и главой Приднестровья меморандум «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства» от 17 ноября 2003 г. Но в последний момент Кишинев под давлением США отказался подписать это соглашение. Пребывание на территории ПМР российских военных является одним из наиболее противоречивых моментов урегулирования конфликта. Молдавия и ОБСЕ настаивает на скорейшем их выводе, в то время как жители Приднестровья полагают, что в регионе должно сохраниться российское военное присутствие. Конфликт находится в «замороженном» состоянии.