logo search
57-68

65. Культура в эпоху перестройки.

Решающее значение для развития отечественной культуры имела политики гласности, начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства и в документах КПСС классовый подход в оценке художественного творчества с его идейной непримиримостью и "борьбой с буржуазными влияниями" постепенно заменялся распространением и утверждением общедемократических и общечеловеческих принципов, "социалистическим плюрализмом", который вскоре вышел далеко за рамки "социалистического" выбора.В области литературы и искусства в период перестройки произошли принципиальные изменения. С одной стороны, писатели, художники, артисты, режиссеры и другие представители творческих профессий были полностью избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако с другой стороны, они постепенно оказывались вынуждены подчиняться законам рынка. На первое место вышли в конце 80-х гг. проблемы финансирования искусства и творчества. Профессиональный уровень большинства фильмов, спектаклей, развлекательных эстрадных программ заметно снизился. Роль и влияние телевидения и видеопродукции, активно приспосабливавшихся к рыночным отношениям и легко "перестраивавшихся" под вкусы потребителей, значительно возросли. Электронные СМИ и бульварная литература составили конкуренцию серьезным произведениям художественного творчества, а дешевые поделки западной масскультуры постепенно подменили в восприятии значительной части общества подлинные образцы искусства, которые довольно быстро стали и вовсе недоступны для большинства публики. Происходило заметное снижение общекультурного уровня советского общества. Перестройка в кино, начавшаяся с выхода на экран ранее запрещенных фильмов ("Агония" Э. Климова, "Комиссар" А-Аскольдова, картины К. Муратовой, А. Са-курова и др.), была отмечена интенсивными творческими поисками отечественных кинематографистов. Заметным явлением стала кинопублицистика и документальное кино. "Больше света" М. Бабака, "Власть соловецкая" М. Голдовской, "Так жить нельзя" С. Говорухина явились подлинными событиями в политической жизни страны. Огромный.общественный резонанс вызвало появление на советских экранах фильма Т. Абуладзе "Покаяние" (1987). Но постепенно в кинематографе проявились те же тенденции, что и в других сферах отечественной культуры. Так, вышедшие, наконец, на широкий экран фильмы великих мастеров мирового кинематографа - А. Тарковского, Ф. Феллини, И. Бергмана и др. - уже не вызвали такого зрительского интереса, как раньше, уступая пальму первенства по посещаемости западным боевикам, комедиям и фильмам ужасов. Кроме того, кинотеатры не смогли конкурировать по разнообразию репертуара с видеосалонами, получившими большое распространение с конца 80-х гг. Создатели фильмов столкнулись с острой проблемой отсутствия финансирования. Коренным образом изменилась ситуация по отношению к Русской православной церкви. Переломом в отношении советского государства к церкви стал также 1988 г., когда Русская православная церковь официально отмечала 1000-летие принята христианства на Руси. По всей стране стали возрождаться храмы и монастыри, закрытые еще в первые годы советской власти. Были сняты запреты на отправление религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Помимо христианства обрели свободу и другие традиционные мировые конфессии, прежде всего мусульманство и иудаизм. В то же время политика открытости в религиозной сфере привела к тому, что в СССР устремились сотни проповедников самого разного толка, и в том числе представляющие серьезную опасность для общества. Началось также массовое распространение и увлечение астрологией, магией, экстрасенсорикой.Таким образом, в годы перестройки советское общество вступило в эпоху серьезной трансформации всей системы культурно-нравственных установок, ценностных и мировоззренческих ориентиров, которая продолжается до настоящего времени и посвоим масштабам может иметь непредсказуемые последствия для дальнейшего развития нашего общества.