logo search
SNG

Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития интеграционные и трансформационные процессы в современном мире

Интеграционные тенденции – один из основных признаков современного миростроительства. Мир быстро меняется под влиянием глобализации, всеобщих экологических проблем, угроз и вызовов международной безопасности. Тенденции глобализации экономики однозначно ориентируют на углубление и расширение интеграционных отношений. Сохранение и укрепление отношений между государствами СНГ, продуктивное многостороннее сотрудничество отвечают интересам всех членов нашего регионального объединения как региона формирующихся интеграционных процессов1. Поисками адекватного ответа на вызовы и угрозы глобализации занимаются структуры Содружества и созданные в его рамках: Союзное государство, ЕврАзЭС, ОДКБ.

Интеграционные процессы разворачиваются в различных сферах деятельности. Но наиболее важной сферой, в настоящее время является экономика.

В основе региональной интеграции лежат, с одной стороны, стихийный процесс усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем и национальных рынков, рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие и углубление международного разделения труда, а с другой – сознательное совместное регулирование государствами их взаимных экономических связей, создание наднациональных структур по управлению интеграционными процессами.

Интеграция отличается от других мирохозяйственных процессов. Она представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса, ориентированного на потребности региона в целом. Международная региональная интеграция – это процесс сближения экономик нескольких государств, способный доходить до полного слияния и образования единого хозяйственного целого, в котором экономические отношения между странами ничем существенно не отличаются от тех, которые обычно существуют между регионами отдельной страны, а решающую роль в экономической политике начинают играть не органы управления отдельных государств, вошедших в интеграционную группу, а общие для них управленческие органы.

Существуют два основных пути превращения экономики нескольких стран в единое целое:

Интеграция – противоречивый и многомерный процесс. Один из основоположников экономической теории интеграции, американский экономист Б. Балашша, впервые двояко посмотрел на интеграцию как на процесс и на состояние: «мы предполагаем определять экономическую интеграцию как процесс и как состояние. Рассматривая как процесс, она включает меры, призванные устранить дискриминацию между хозяйственными единицами, относящимися к различным национальным государствам; рассматриваемая как состояние, она может быть представлена как отсутствие различных форм дискриминации между национальными хозяйствами»2.

Региональные объединения различаются по глубине и характеру «сращивания» экономик стран-партнеров, по выбранной интеграционной стратегии и институциональному устройству, по сферам и масштабам их деятельности, по количеству государств-членов, по социокультурным признакам.

Интеграция характеризуется некоторыми существенными особенностями, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

Первая форма экономической интеграции – простейшая – зона свободной торговли, когда государства договариваются о снятии таможенных барьеров во взаимной торговле. Эта форма интеграции требует минимальных измерений существующей системы международных экономических связей и минимального отказа от национального суверенитета, однако даже она ставит государства-члены перед серьезными проблемами. В частности, ассоциации свободной торговли делают неэффективными меры таможенной защиты большинства из членов, направленные против импорта товаров из третьих стран, поскольку и после образования таких групп остаются неодинаковые таможенные барьеры, призванные препятствовать чрезмерному импорту товаров из третьих стран. При этом зачастую экспортеры из третьих стран везет товары не непосредственно через границы той страны, для которой они предназначены, а выбирают государство – члена ассоциации с наименьшими таможенными пошлинами, экспортируют товары туда, а уже затем беспошлинно доставляют их в истинную страну назначения3. В таможенном деле даже появилась название соответствующей проблемы – вопрос происхождения страны товара. В таких условиях теряется возможность регулирования размеров импорта путем повышения и понижения пошлин, что ведет к потере доходов от импорта из третьих стран.

Вторая форма интеграции предусматривает формирование таможенного союза. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории4.

Это особая интеграционная группа, которая характеризуется не только отсутствием ограничений во взаимной торговле, но и договоренностью о единых таможенных тарифах по отношению к третьим странам, а также свободным перемещениям товаров и услуг внутри этой группы стран5. Таможенный союз является достаточно завершенной формой. В то же время, ограничиваясь сферой торговли, он сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к более сложным формам.

С другой стороны, – такая форма создает, иногда, существенные различия в правилах торговли внутри и вовне, что можно рассматривать как режим дискриминации торговли с точки зрения, например, ГАТТ. Вместе с тем ВТО признает таможенные союзы. По мнению ряда экспертов, это дань истории, – именно таможенные союзы сыграли огромную роль в развитии средневековой Европы.

Третья форма интеграции носит название – международное экономическое сообщество или общий рынок. При этом термин «рынок» свидетельствует о приверженности государств принципам свободной конкуренции, а термин «общий» не только говорит о стремлении достичь в конечном счете объединения экономик государств-членов, но и определяет совместный характер их образа действий для достижения поставленной цели. Если ЗСТ и ТС устанавливает лишь свободу перемещения товаров в пределах интеграционного блока, то в настоящее время границы пересекают не только товары, но также услуги, капиталы и рабочая сила, в последних случаях государство жестко регулирует этот процесс. Таким образом, беспрепятственное движение товаров через границы еще не обеспечивает установления такого же порядка пересечения этих границ для услуг, капиталов и рабочей силы6.

Иными словами ОР предполагает устранение препятствий для движения всех факторов производства7. Но также важно, что происходит сближение национальных законодательств, стандартов, а также развития институциональных основ интеграции, формирование общих органов управления объединительными процессами.

Четвертая форма интеграции – экономический и валютный союз, которому присущи общая система регулирования экономической политики и общая валютная система. Он отличается от общего рынка тем, что национальные валюты интегрирующихся стран заменяются единой для всех стран союза, регулируемой общим центральным банком.

При создании экономического союза все национальные системы государственного регулирования хозяйства ликвидируются и заменяются одной, разработанной общими управленческими органами интеграционного блока. Эта политика претворяется в жизнь государством каждой страны.

Реализация четырех перечисленных процессов по сути означает завершение экономической интеграции. Полная экономическая и политическая интеграция. В данном случае речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование. Это предполагает не просто согласование, но проведение унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.

Создание политического союза предполагает глубокое, всестороннее сотрудничество государств-партнеров на постоянной и долгосрочной основе, порождающей специфические институционализационные и организационные формы их повседневного взаимодействия.

В целом, можно сказать, что различия между экономикой группы стран и экономикой отдельной страны, которые ликвидируются в процессе региональной международной экономической интеграции, сводятся к следующим:

1. Если в пределах одной страны товары, услуги, капитаны и рабочая сила перемещаются свободно, то переход их из одного государства в другое обычно является объектом государственной регистрации и контроля. Чаще всего существенно ограничивается и используется государствами для пополнения своих доходов за счет взимания значительных денежных сумм в форме таможенных пошлин, платы за получение лицензий на ввоз товаров и т.п.

2. Товары, услуги, капиталы и рабочая сила, мигрирующие из одного региона страны в другой, все время остаются в пределах действия системы государственных законов этой одной страны, в том числе таких, которые регулируют экономические отношения. В отличие от этого товары, услуги, капиталы, рабочая сила, перемещаются за границу, переходят из одного юридического пространства в другое, что создает ряд сложностей (двойное налогообложение, несовпадение технических, экологических, санитарных норм и др.)

3. В масштабах групп стран существует несколько валют и центральных банков, регулирующих обращение денег, в то время как во всех регионах одной страны в обороте находится одна национальная валюта, регулируемая одним центральным банком.

4. Международное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы являются объектом специальных межправительственных договоров и соглашений, положения которых не распространяются на экономические отношения, существующие внутри страны. Уменьшение всех этих различий вплоть до их полной ликвидации и есть процесс международной региональной экономической интеграции.

На этом этапе вызревает необходимость и постепенно формируется новый многонациональный субъект международных отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства.

Н.К. Исингарин, Председатель Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации в 1996 г., предложил рассматривать и политическую интеграцию как процесс, проходящий определенные этапы. По его мнению, это:

  1. Самостоятельность. Суверенные государства и нормальные, построенные на международных нормах и правилах отношения между ними.

  2. Взаимодействие. Установление более тесных двух- или многосторонних отношениях на основе договоров о дружбе и взаимопомощи, иных отношений, определяющих близость внешней и внутренней политики.

  3. Согласованность. Формирование отношений, устанавливающих практику взаимного согласования внутренней и внешней политики, совместных действий по тем или иным проблемам, затрагивающих интересы договаривающихся государств. Создание координирующих органов с определенными функциями.

  4. Единство. Проведение договаривающимися сторонами единой политики по основным проблемам жизнедеятельности государств. Формирование единой системы управления такими вопросами, как оборона, внешняя политика, внешнеэкономическая деятельность и ряд других, при сохранении суверенитета участников. Структурно – это может быть союз, сообщество государств.

  5. Конфедерация. Формирование структур общей государственности с единым управляющим центром, который наделен правами и функциями, добровольно делегированными государствами, в результате чего их суверенные права значительно сужаются.

  6. Федерация. Формирование единого государства, в котором вошедшие в его состав государства на принципах добровольности передают основные властные права федеральному центру, сохраняя за собой оговоренную компетенцию в своей внутренней жизни.

  7. Унитария. Суверенное государство, в котором административно-территориальные образования обладают правами деятельности в пределах законов этого государства.

Очевидно, что это справедливо с точки зрения концепции федерализма. Функционализм говорит о неком новом функциональном содружестве. Развитием интеграционных процессов по К. Дойчу является «сообщество безопасности».

Переход от низших стадий (форм) интеграции к более высокой ее форме есть этап интеграции8.

Одна из наиболее значительных тенденций развития международных отношений в последние годы – рост числа региональных торговых объединений. Сейчас фактически каждая страна входит, по меньшей мере, в одну такую группировку. В последнее время наряду с бурным количественным ростом наблюдается также качественные изменения в характере договоренностей о региональной интеграции. По мнению М. Шиффа и А. Уинтерса, – три из них заслуживают особого внимания9:

Происходящая в последнее время активизация процесса региональной интеграции обусловлена целым рядом факторов:

Из более фундаментальных причин мы бы выделили следующие:

Процесс сотрудничества и интеграция – различные процессы. По Балашши процесс сотрудничества предполагает проведение действий, направленных на уменьшение различного рода дискриминаций, то процесс интеграции предполагает уничтожение дискриминации.

Основой традиционного анализа интеграции является концепция Дж. Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зоны свободной торговли или ТС.

В своей модели Винер выделял эффект «создания торговли» (trade creation) – замещение производства в стране более дешевым импортом из стран – членов интеграционной группировки, и эффект «искажения», или «отклонения торговли» (trade diversion) – замещение импорта из стран, не входящих в группировку, более дорогим импортом из стран-членов. По его мнению, «отклонение торговли» негативно влияет на благосостояние страны, так как ухудшает глобальную эффективность, а «создание торговли» – положительно, поскольку ведет к углублению специализации стран в связи с созданием зоны беспошлинной торговли12.

Таким образом, региональная интеграция может рассматриваться как торговая политика. При этом возникновение РИС почти всегда увеличивает объем торговли между входящими в него странами. Международная торговля предлагает важное средство усиление конкуренции в виде доступа к рынкам для новых поставщиков.

Следующий положительный эффект следует из рассмотрения региональной интеграции и получения инвестиций. РИС стимулируют инвестиции. Логика здесь состоит в следующем: более обширные рынки, усиление конкуренции и повышение доверия к политике должны стимулировать инвестиции и тем самым увеличивать доходы.

И, наконец, региональная интеграция стимулирует экономический рост и способствует рациональному размещению производства.

Современная теория роста – так называемая теория эндогенного роста – придает особое значение роли знаний в стимулировании производительности и экономического роста. Знания можно с успехом передавать из одной страны в другую по каналам международных связей и посредством торговли13.

Очевидно, что как преимущества, так и издержки интеграционных процессов зависят от многих факторов. В их числе такие как: уровень развития экономики в целом, развитие основных отраслей, взаимодополняемость экономик или наоборот их конкурентность. Для региона СНГ важнейшей задачей развития считалась задача интегрирования в мировую экономику. Что сделать было невозможно без соответствующей модернизации.

Понятие «модернизация» широко используется в различных науках, политических декларациях, публицистике, образовании и тесно связано с такими предполагающими позитивные изменения понятиями как «перестройка», «нововведение», «развитие». Использование этого понятия естественно в меняющимся информационном обществе. Символами экономической модернизации настоящего времени является»экономика знаний», «инновационная экономика», «экономика разнообразия», «глобализация экономики»14.

Изначально в западной теории под модернизацией понималась обусловленность индустриализации развивающихся стран переходом к демократическим формам правления. Политическая модернизация страны на основе демократических ценностей рассматривалась как залог встраивания страны в международное сообщество индустриальных демократий15. В общем плане политическая модернизация отрицает формирование, развитие и распространение политических институтов, способность улучшить позиционирование государства в международных экономических и политических отношениях. Под экономической модернизацией в связи с этим следует понимать структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее международной конкурентоспособности.

Мировой опыт показывает, что модернизация осуществляется при одновременном использовании национальных ресурсов и привлекаемых в страну иностранных инвестиций, новых знаний и технологий. При этом модернизация становиться креативной (пионерской), если разрабатываемые в стране технологические и институциональные нововведения получают признание и начинают распространятся по миру, принося стране определенный рентный доход.

Другой тип модернизации, который можно назвать адаптивным (имитационным), осуществляется путем внедрения заимствованных нововведений (в виде, например, промышленной сборки), что связано с определенными издержками на приобретение авторских прав, патентов, лицензий, оборудования, на инжиниринг, сервисное обслуживание и т.д. (выплатой инновационной ренты). Креативный и адаптивный типы модернизации в странах сочетаются в разной пропорции, отражающей их экономический и инновационный потенциал.

В экономическом росте всегда присутствуют составляющие, связанные как с наращиванием традиционных производств, так и с развитием новых видов экономической деятельности. Соотношение между традиционной и «новой» составляющей постепенно изменяется, вызывая, тем самым, структурные изменения в национальной экономике. Потенциал наращивания старого и нового у стран разные. Вместе с тем до сих пор наиболее высокие темпы роста наблюдаются у тех стран, у которых имеются возможности существенно нарастить экспортный потенциал традиционных сферах.

Очевидно, что интеграционные процессы не могут идти только в одной сфере. Для развития, например, экономической интеграции необходимы политические решения. Но в тоже время сферы интеграции следует рассматривать раздельно. Если вернуться к сфере политической, то следует сказать, что участие в СНГ, на первоначальном этапе, рассматривалось большинством стран бывшего СССР в качестве дополнительной возможности скорее создать собственную государственность и войти в международное сообщество суверенных государств. Этот процесс стал весьма конфликтным. Поэтому, особенно на первом этапе развития, политическая интеграция в СНГ свелась к политико-военной, связанной с преодолением военных конфликтов.