logo search
Bileti_MO

31. Социальная, внесоциальная среда системы мо

- американские ученые Гарольд и Маргарет Спроут выдвинули идею «экологической триады», состоящей из трех частей: международного актора, окружающей его среды (энвайромента) и взаимодействия между ними. Во-первых, — это взаимодействие, связанное с реальными возможностями существующего энвайромента, т.е. имеющейся совокупностью ограничений среды, которые актор не может преодолеть. Во-вторых, — это взаимодействие, формирующееся под влиянием вероятностных тенденций данного энвайромента: т.е. в любой ситуации существуют ограничения среды, которые делают вероятным какой-то вполне определенный характер «нормально ожидаемого» поведения. Наконец, в-третьих, — это тип осознанного поведения актора, или, иначе говоря, своеобразие его личностного восприятия окружающей среды (которое может кардинально отличаться от того, чем она является на самом деле) и, соответственно, реакции на ее изменения. Б. Рассет и X. Старр прибегают в этой связи к аналогии с меню: личность (актор), находясь в ресторане, сталкивается с меню (энвайроментом), которое не определяет его выбор, но ограничивает возможности. Исходя из этого, можно, при условии знания «меню» актора и индивидуального процесса принятия решений, проанализировать его поведение.

- Ф. Брайар подчеркивает, что любая система, по определению, не может не иметь среды, что однако не означает, что любая система обязательно находится во взаимодействии со своей средой. Существуют не только открытые, но и закрытые системы. Именно к числу этих последних и принадлежит глобальная международная система.

- позицию Ж. Модельски, согласно которой к среде международных отношений относится все то, что выходит за ее рамки, т.е. существует независимо от нее, идет ли речь о географическом окружении или о политических отношениях .

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА: Существует три подхода к анализу данного вопроса.

Первый из них отталкивается от характеристики цивилиза¬ции и культуры как некоей контролирующей и регулирующей инстанции, которая санкционирует (или не санкционирует) те или иные изменения в социальном порядке, связанные с взаимо-действием данной общности с другими общностями.

Второй подход связан с эволюционной (а вернее — «девелоп-менталистской») гипотезой, которую разделяли Э. Дюркгейм и М. Вебер, и согласно которой различия между цивилизациями и культурами носят временный и второстепенный характер. Пер-востепенным и постоянным является факт непрерывного движе-ния общества к универсальным культурным ценностям, которые становятся все более секуляризованными, более рациональными и более совершенными.

Третий — «диффузионистский» — подход основы¬вается на теории культурных потоков (П. Сорокин, Т. Парсонс), объединяющей положения о самобытности и о конвергенции куль-тур. В соответствии с этой теорией, более рациональные культу-ры имеют тенденцию распространяться на другие — путем заим-ствования последними их ценностей и норм. Результатом такого, по сути однонаправленного, движения культурных потоков и яв-ляется саморегуляция международной системы. Так, Р. Арон пи-шет, что планетарное распространение форм и методов диплома-тии, универсалий индустриального общества, триумф американ-ской концепции международного правового порядка имеют след-ствием размывание гетерогенности различных цивилизаций и их конвергенцию в одну и ту же международную систему, все уча-стники которой стремятся к обладанию одними и теми же сред-ствами богатства и силы.