logo search
file_461095

3.2 Российско-Японские отношения

Японо-российские экономические отношения переживают в настоящее время застой: развитию двусторонних торгово-экономических связей, в особенности увеличению экспорта и инвестиции из Японии, препятствуют проблема задолженности японским частным компаниям, неотлаженность налоговой и юридической систем в России и ряд других факторов. Для того, чтобы сделать возможным планирование стабильного развития японо-российских отношений в этой области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, обе страны должны добиваться устранения этих препятствий. В частности, крупномасштабные проекты на Дальнем Востоке, например проект разработки нефти и природного газа на шельфе Сахалина, осуществляются силами частных компаний, и для нормальной реализации таких проектов требуется совершенствование упорядочение внутреннего российского законодательства.

Состоявшийся в октябре 1993г. визит Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в Японию и подписанные в ходе этого визита документы создали благоприятные предпосылки для стабилизации торгово-экономических связей и вывода их на качественно новый уровень. [13]

Для разрешения вышеупомянутых проблем и поддержки расширения двусторонних экономических связей в ноябре 1994 года во время визита в Японию первого вице-премьера РФ Олега Сосковца была достигнута договоренность о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Ее сопредседателями стали Сосковец и заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Йохэй Коно. При этой комиссии были образованы три подкомиссии, перед которыми были поставлены следующие задачи:

“В ноябре 1995 года в Москве состоялось заседание этих трех подкомиссий; после проведенной ими подготовительной работы в марте 1996 года в ходе визита в РФ министра иностранных дел Юкихико Икэда состоялось первое заседание Межправительственной комиссии. После оживленного обмена мнениями на нем был принят совместный доклад, подготовленный в указанных подкомиссиях.

Другим важнейшим событием в развитии двусторонних контактов, но уже на деловом уровне, стало проведение в Токио в период 26-29 марта 1996г. второго совместного совещания Российско-японского и Японо-российского комитетов по экономическому сотрудничеству. Основными проблемами, которые были подробно обсуждены представителями российских и японских деловых кругов в ходе совещания, явилось состояние и перспективы инвестиционного сотрудничества, а также презентация основных положений новой Программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. [3]

В Токио 9 июня 1997 года первый вице-премьер Борис Немцов и министр иностранных дел Икэда провели 2-е заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. На нем, в частности, была единодушно отмечена важность увеличения притока внутренних и внешних инвестиций в Россию, а также необходимость решения задачи привлечения частных инвестиций. Стороны выразили единое мнение, что следует уделить особое внимание экономическим отношениям между Дальним Востоком и Японией и стремиться к активизации экономических обменов.

24-25 марта 1998 года в Южно-Сахалинске одновременно с 3-м заседанием подкомиссий по Дальнему Востоку Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам прошла встреча дальневосточного отделения неправительственного японо-российского экономического комитета и российской дальневосточно-забайкальской ассоциации. А после этого впервые была проведена совместная конференция представителей государственных структур и частного сектора. Продолжалось также осуществление японских программ технического содействия России, включая создание японских центров по подготовке российских кадров (20 млн. долл.), финансирования конкретных проектов технической помощи российским предприятиям и организациям (подготовка ТЭО, консультационные услуги – 20 млн. долл.). Следует также отметить участие Японии в финансировании Регионального венчурного фонда в Хабаровске под эгидой ЕБРР, выделившего на эти цели около 30 млн. долл. Рассматриваются новые проекты осуществления инвестиций в перспективные отрасли промышленности с целью развития и поддержки приватизированных предприятий. [12]

При оценке расширения перспектив российско-японского торгово-экономического сотрудничества в дальнейшем могут получить развитие такие направления российско-японского сотрудничества как:

В целом реальные перспективы дальнейшего развития российско-японских торгово-экономических связей будут зависеть от воздействия на них ряда объективных экономических факторов:

ВЫВОДЫ

В заключение можно сделать следующие выводы. Япония доказала главную суть постиндустриального общества - не обязательно страна должна обладать богатой сырьевой базой для того, чтобы процветать.

Япония - высокоразвитая страна и входит в "тройку" важнейших экономических центров. Экономика Японии сочетает в себе традиционные и современные элементы.

На развитие экономики огромное влияние оказали следующие факторы: эффективное использование иностранной экономической помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка; широкое использование иностранных научно-технических достижений, закупкой патентов, ноу-хау и т.д.

Особенностями современной экономики Японии являются: редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней и сложившаяся система принятия решений; традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным работником; стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы, особенно в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь в области электроники.

Эти факторы в последнее время дополняются следующими:

Гомогенностью японской нации, что выражается в осмыслении необходимой концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединение всех на традиционных японских ценностях;

Отсутствием сырьевых ресурсов; Япония импортирует 99% необходимых ей природных ресурсов, в том числе 100% бокситов, хлопка, натурального каучука, 99,7% сырой нефти, 99,5% железной руды, что заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства, внедрять материало- и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива;

Действующей антивоенной Конституции Японии, которая декларировала три неядерных принципа - не иметь, не производить, не ввозить ядерное оружие; не содержать армии, ограничившись силами самообороны, а также выделять средства на оборону в рамках 1% от ВНП;

Выгодным географическим положением, которое объясняется тем, что со второй половины 20 века Азиатско-Тихоокеанский регион стал стратегическим центром развития мировой экономики. [14]

В японской модели широко используются психологические традиции населения, сформировавшееся в сложных природных и исторических условиях, на базе философских, религиозных и моральных ценностей, таких как: жесткая дисциплина; исключительное трудолюбие; удивительная аккуратность; настойчивость, терпение; минимальные потребности; ярко выраженное чувство коллективизма (противовес западному индивидуализму); преданность работодателю; подчинение и уважение старших; понимание своего места; желание учиться.

В начале ХХII века Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баскова М.П. «Японская экономическая модель»// Жкрнал – Мировая экономика и международние отношения 2004 №1. с.98-107.

  2. Булатов А.С. Мировая экономика. М.:Юристъ, 2002.с.67-78.

  3. Волгин Н. Японский опыт, который стоит изучать и разумно заимствовать// Человек и труд. – 2004. - №6. - с. 50- 58.

  4. Добринская О.А. «Отношения Японии с крупными державами»// Жкрнал – Мировая экономика и международние отношения 2003 №3. с.95-101.

  5. Леоньтьева Е. Япония: Преодоление кризиса//МЭ и МО.–2000–№8.– с. 108

  6. Леоньтьева Е. Япония: Трудный год//МЭ и МО.–1999–№8–с.96

  7. Маляров И. Японский прорыв. Значение для российского общества // Свободная мысль. - 2001. - № 15. - с.102 - 110.

  8. Мировая экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. – М., Юристъ, 2004. с.202 - 212.

  9. Международные экономические отношения: Учебник для студентов экономических вузов./ Под ред. В. Е. Рыбалкина.- 4-е изд., перераб. и доп.–М.: Юнити,2008 с. 53 – 68.

  10. Михайлов А. Главный секрет японского «экономического чуда»// Япония. – 2003. - №5. - с. 5 – 12.

  11. Паркинсон Н., Ростомдгин М.К., Сапри С.А. «Эти невероятные японцы» - М., Академия, 2002. с. 156 - 173

  12. Раджабова З.К. «Мировая экономика» 2007. с. 187 - 192.

  13. Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные отношения. М.: Феникс,2005. с. 67-78.

  14. Хачатурян В.М. «История мировых цивилизаций»- М.: «Дрофа», 2004 г. с. 23 – 32.

  15. Черников Г.П., Ч ерникова Д.А. Мировая экономика, М.: Дрофа, 2003. с. 46-56.

  16. Визит Президента России В.Путина в Японию //www.embjapan.ru

  17. Страны мира. Справочник М., 2003.

30