logo search
ВЭД кроме 7,9,12,19

18. Становление и развитие экспортного контроля в России.

В настоящее время в РФ действует Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (с изм. и доп. от 18 июля 2005 г.). Он устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон «Об экспортном контроле» гласит: Экспортный контроль – комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Цели экспортного контроля:

В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю в РФ создана Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации. Экспортный контроль осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Международный уровень экспортного контроля связан прежде всего с организацией многосторонних режимов, в частности, режим нераспространения ядерного оружия. Основу политики сдерживания процесса распростран-я ОМУ составляют международные соглашения. Одним из наиболее важных в ядерной области является Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о запрещении ядерных испытаний. После вступления этих договоров в силу создан Комитет Цангера, затем Группа ядерных поставщиков – Россия участвует в них с момента их создания.

Режим контроля над ракетной технологией – Россия стали членом в 1995г.

Режим контроля над нераспространением химического, бактерицидного и токсинного оружия (австралийская группа). Россия участвует.

Вассенарские договоренности об экспортном контроле над обычными вооружениями и технологиями двойного применения. Россия участвует.

Предотвращение незаконного распространения технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, вооружений и военной техники, является одним из важнейших направлений реализации принятых РФ международных обязательств и политики обеспечения безопасности. Уполномоченным органом исполнительной власти в области экс­портного контроля определена Федеральная служба по техническому и экспортному контролю при Министерстве обороны РФ. Закон устанавливает обязательное создание внутрифирменных программ экспортного контроля.

Под внутрифирменными программами экспортного контроля понимаются мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля. Закон определил порядок лицензирования внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, возможность их государственной экспертизы, а также порядок установления запретов и ограничений на внешнеэкономическую деятельность.

Для осуществления экспортного контроля используются следу­ющие методы правового регулирования внешнеэкономической дея­тельности: определение перечня товаров, являющихся объектами экспортного контроля; лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями; таможенный контроль; валютный контроль; применение мер государственного принуждения (санкций) к лицам, нарушившим установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении данных товаров.

Перечень товаров, на которые распространяется особый порядок экспорта, достаточно велик (более 300 позиций). В первую группу входят военная техника, вооружение, а также изделия для их производства; работы, выполняемые в сфере военно-технического сотрудничества, ядерные материалы, технология и оборудование; военная технология и научно-техническая информация; наркотические и психотропные средства. Во вторую группу товаров, имеющих «двойное назначение», включаются материалы и оборудование, применяемые в создании ракетного, ядерного, химического и бактериологического оружия (например, металлические сплавы, различные возбудители заболеваний). Экспортный контроль предусматривает также цели защиты национальных ценностей. Этим объясняется существование третьей группы товаров, в состав которой включены драгоценные природные камни; изделия из них; лекарственное сырье животного и растительного происхождения; коллекционные материалы по минералогии и информация о недрах и месторождениях важнейших видов природного сырья.

Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию. Указами Президента РФ утверждаются списки товаров и технологий, таможенное оформление которых производится только при условии представления лицензий, выдаваемых Минэкономразвития России.

Россия не должна допускать неконтролируемую передачу жизненно важных для страны разработок и технологий за рубеж, научно-технической продукции, имеющей большое научное значение, выгодное отдельному производителю, но не стране в целом. Следовательно, необходимо найти разумный баланс между степенью открытости национальной экономики и соблюдением международных договоров, обеспечение национальных интересов и безопасности государства. Реальным способом решения этой проблемы является создание жесткой системы государственного экспортного контроля, закрепленной в соответствующих нормативно-правовых актах. (ФЗ «Об экспортном контроле» и указы президента на его основе).