36. Взаимодействие морали и права в современных международных отношениях.
Есть полит, прав и моральные нормы. Полит – правила повед, договоренности. Но они не имеют юрид силы. Релятивны, зависят от интересов.
Межд договоры- прав нормы – требуется ратификация, юрид сила.
Мораль – споры на протяж столетий о возд на политику. Макиавелли- неприменимость морали в пол-ке.Ленин – есть только целессобразность. Кант-противолпол – мораль первична по отн к праву.
Политика возникает как дополнение к морали. Главн соц функции совпад. Шмитт – мораль –«добро-зло», политика – «свой-чужой».
М. Вебер – ввел понятия этика убеждений и этика ответственности. 1-оценка поступков с т.зр. 1 шкалы, раз и навсегда утвержд. 2- с учетом обстоятельств места и времени. 2- важна в сфере политики.
Моргентау, Арон – главные добродетели гос деятелей явл осторожность, взвеш-ть, понимание необх-ти соответствия целей и средств.
Формир норм междунар морали началось одноврем с нормами междунар права. Но мораль опережала право. Работорговля, агрессия, колониализм – счит безнравств, но было законным.
Из этого не след дел вывод о более важном знач морали. Есть недостатки. 1- наруш морали не влечет юрид ответственности.2-субъективны., могут при желании оправдать любые действия.3- общественное мнение, оценивает политику с т.зр.морали и этики. Но не всегда независимо.
Вывод: мораль оказывает определ воздействие на мир политику, но первенство – нормам права.
37.Теоретические концепции внешней политики и внешнеполитического процесса государства. Изначальная «анархичность» МО, которая была задана Вестфальским миром, предполагает, что государства, будучи суверенными и независимыми, формируют свою внешнюю политику, то есть цели и приоритеты относительно внешнего мира, а также основные направления деятельности. Внешняя политика осуществляется путем принятия внешнеполитического решения и реализации его посредством дипломатии, как основного инструмента. Характер принятия внешнеполитического решения зависит от географического положения государства, наличия военной и экономической мощи, культурных и исторических традиций... Обычно при рассмотрении полюсов в системе МО выделяют сверхдержавы, средние страны и малые страны, отсюда и характер внешнеполитического курса. Австралийский автор Р. Ричардсон выделяет пять основных теоретических направлений в рассмотрении проблемы принятия внешнеполитического решения: «Теория рационального выбора» – принятие решения с точки зрения наибольшей целесообразности, при этом могут использоваться как формальные процедуры принятия решения, так и неформальные, то есть определение предпочтений исходя из национального интереса, а не логики; «Психологическое направление» – решение особенно в условиях конфликта или кризиса далеко от рациональности, американские исследователи У. Юри и Р. Смоук выделяют четыре уязвимых места в кризисной ситуации (высокие ставки участников/высокие потери, недостаток времени, неточность и несвоевременность информации, ограниченное число альтернатив), влияние на принятие решения личных или групповых пристрастий («сдвиг выбора», коллективное решение более рискованно); «Институциональное направление» – анализ проблем связанных с организацией процесса принятия решения, итоговый вариант зависит от ряда показателей (Дж. Розенау): размер государства, уровень экономического развития, тип политической системы, в последние годы анализируется роль информационных технологий в принятии внешнеполитического решения («информационный шум» – непроверенная информация), отдельно рассматривается явление стандартных операциональных процедур принятия решения (SOP’s), которые различаются в демократических (прозрачность, но затянутость и популизм) и авторитарных (случайный характер) странах, а также зависят от лоббизма (групп интересов) и коррупции; «Интеракционалисткое направление» - рассматривает влияние участников взаимодействия друг на друга (дружелюбное отношение или наоборот), зависимость от предыдущих решений; «Системное направление» - любое решение необходимо рассматривать в рамках системы МО, анализируя всех акторов (включая ТНК, Международные организации…). Отдельный аспект представляет дипломатия и ее роль во внешней политике. Сегодня произошел переход от двусторонней дипломатии к многосторонней, что связано с усложнением и увеличением участников МО. Открытость дипломатии связана с демократизацией. Переговоры широко освещаются в прессе, что вовлекает общественность в процесс принятия решений. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. формируется особая сфера дипломатии – неофициальная дипломатия. Основными ее участниками становятся исследователи, журналисты, дипломаты в отставке. Важную роль приобретают переговоры на высоком и высшем уровне, при совместном участии дипломатов и глав государств. Наблюдается переход от стратегии жесткого торга к дипломатическому диалогу.
- 27.Типология междунар акторов.
- 28. Типы и уровни мо
- 29. Теоретические модели системы мо м. Каплана
- 30. Новый порядок
- 31. Социальная, внесоциальная среда системы мо
- 32.Концепция м/н конфликта в системе мо.
- 33.Система, структура и процесс развития междунар конфликта
- 34. Пути регулирования совр междунар конфликтов
- 35.Этическое измерение междунар отнош-й
- 36. Взаимодействие морали и права в современных международных отношениях.
- 38. Теор модели принятия внешнеполит решения.
- 39. Теоретические концепции интеграции
- 40. Теория международных режимов
- 41. Военно-полит аспекты междунар безопасности.
- 44. Сущность и типология терроризма.
- 45. Проблемы борьбы с терроризмом в современном мире
- 46. М/н право как соц институт.
- 47. Нормы и принципы м/н права.
- 48. Сущность и типология межуданродных организаций
- 49. Структура и организационные принципы деятельностимежд.Организаций
- 50. Проблема реформирования оон
- 51. Проблема глобализации в современном Мире
- 52. Глобальные проблемы своременности
- Вопрос 53. Политическая система и внешняя политика
- 54. Дипломатия и дипломатическая служба.
- Вопрос 57. Концепция национальной безопасности и внешняя политика
- Вопрос 58. Военно-политические факторы обеспечения национальной безопасности России
- Вопрос 60. Российско-американские отношения
- 61. Внешняя политика фрг и российско-германские отношения.
- 62. Внешняя политика Франции и российско-французские отношения.
- 63. Россия и нато.
- 64. Россия и ес.
- 65.Проблемы российско-японских отношений.
- Вопрос 66. Россия и страны атр
- Вопрос 67. Российско-китайские отношения
- 68. Россия и гос-в Восточной Европы.
- Вопрос 69. Отношения России со странами Южной Азии.
- 70. Россия и ближневосточный конфликт.
- 71. Отношения Росси с Арабскими странами.
- 72. Отношения России с Ираном и Турцией.
- Вопрос 74. Россия и Латинская Америка.
- Вопрос 75. Российско-украинские отношения
- Вопрос 76. Проблемы и перспективы российско-белорусского союза
- Вопрос 77. Россия и государства Закавказья
- Вопрос 78. Россия и государства Центральной Азии.
- 79. Проблемы отношений России с государствами Балтии.
- Вопрос 80. Проблемы развития снг