5. Цветная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам.
Цветная металлургия включает добычу и обогащение руд цветных, благородных и редких металлов, их выплавку, производство сплавов и переработку вторичного сырья. Развитие мировой цветной металлургии на протяжении длительного времени характеризовалось устойчивым ростом. Мировое потребление основных цветных металлов за 1973-1997 г.г. возросло с 26 до 37 млн. тонн. В настоящее время производится 70 различных видов цветных металлов. Основная доля выплавки приходится на алюминий (45,4%), медь – 25,3%, цинк-15,8%, свинец-11%. Заметное место на рынке цветной металлургии занимают также никель, олово, кобальт, вольфрам, молибден. Одной из обобщающих характеристик уровня развития экономики в современных условиях стало потребление алюминия на душу населения. Алюминий и его сплавы в условиях все возрастающих конструкционных и экологических требований вытесняет черные металлы и их сплавы там, где снижение массы изделий обеспечивает экономию топлива и увеличение скорости. Среднедушевое потребление алюминия в середине 90-х годов составляло в кг: 31,3, в Японии – 31,6, в Германии: 21, в России – 3.
Для цветной металлургии развитых стран характерны следующие отличительные черты: а) растущая доля сырья вторичного металлолома, б) повышенное внимание к выплавке редких металлов (титана, магния, ниобия), в) т.ч. и стратегически важных. в) преобладание производства проката и готовой продукции, г) выплавка тяжелых металлов окончательно переместилось в развивающиеся страны, которые все больше и больше осваивают заключительные стадии производства. Алюминий: Россия, США, Канада, Австралия. Россия в 90-е годы стала мировым лидером по экспорту черных и цветных металлов. 20% алюминия, 11% – меди. Это объясняется высоким спросом внешнего роста по причине дешевизны, падающего спроса на внутреннем рынке из-за экон. спада в 90-е годы.
6. Машиностроение: особенности развития в постиндустриальную эпоху. Машиностроение явл. главной отраслью мировой промышленности, на его долю приходится около 35% стоимости мировой пром. продукции. В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32-38% стоимости промышл. производства, в странах с переходной экономикой – 20 – 25%, в Новоиндустриальных странах – 15-25%. Выделяют 4 главных машиностроительных региона мира: ведущее место среди них по масштабам производства занимает Северная Америка-30%, которая выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетнокосмической техники и др. видов вооружений. Регион Зап., Центр., и Восточной Европы дает около 30% продукции мирового машиностроения. 3-й регион, включающий страны Восточной и Юго-Вост. Азии, производит около 25% продукции мирового машиностроения. В этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах. 4-й регион образуют Россия и др. бывшие советские республики. СНГ относятся к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. В этих странах большое развитие получили отрасли ВПК, сравнительно несложное производство (сельхоз. техника и станки), в то же время по наукоемким отраслям, кроме авиационной и ракетно-космической промышленности и бытовой электроники. У них отмечается серьезное отставание. Машиностроение подразделяется на: общее, транспортное и электротехнику. Последние годы опережающими темпами растет электроника, умеренными – общее машиностроение, тогда как доля транспортного машиностроения уменьшается. В развитых странах преобладает производство оборудования, станкостроения, выпуск с/х машин и несложного оборудования перемещается в развивающиеся страны. В структуре транспортного машиностроения произошел интенсивный рост автомобилестроения; судостроение и выпуск подвижного состава ж/д уменьшается. Автомобилестроение во второй половине 20-го века превратилось в одну из наиб. динамичных отраслей машиностроения. Мировой выпуск автомобилей вырос с 10 млн. штук в 1950 г. до 50 млн. штук в середине 90-х. 70% из них – легковые авто. На первое место по производству авто вышла Япония. Резко растет производство легковых авто в НИС (Новоиндустр. странах) – Южная Корея, Бразилия. В РФ и СНГ отмечается высокая доля грузовых машин. Судостроение развивалось в 60-е годы и первую половину 70-х. – в эпоху «дешевой нефти». Южная Корея вышла на 1-е место в мире, опередив Японию. Крупными производителями судов стали: НИС – Бразилия, Аргентина, Мексика, а также Китай и Тайвань. В электротехнич. промышленности увеличилось производство энергетического оборудования. Особенно быстро растет электронная индустрия. Выделяют 2 подотрасли: военно-промышленная и бытовая электроника. Главными центрами являются США и Япония. Бытовая электроника, ориентирующаяся на дешевую рабочую силу, получила развитие в НИС и Китае. Развитые страны постепенно свертывают выпуск бытовой электроники, переключаясь на импорт ее из НИС. В целом вторая половина XX в. стала периодом, когда машиностроение перестало быть уделом лишь развитых стран и получило широкое распространение в развивающемся мире. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37%, в экспорте развитых стран – 43%, развивающихся стран – 19. Свыше 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на развитые страны. Доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования составляет около 10%. На Россию приходится менее 1% мирового экспорта машиностроительной продукции.
7. Особенности развития третичной сферы в современном мире. Всемирное хозяйство с точки зрения его отраслевой структуры подразделяется на 3 сектора: 1. первичный – сельское хоз-во и лесное, добыча ископаемых и т.п., 2. вторичный – промышленность, 3. третичный – услуги. Кроме этого, теперь выделяют и четвертичный – наиб. квалифицированные отрасли, сферы услуг: наука, высшее образование, банковское дело, управление высшего уровня (Гус. управление, макрорегиональное), СМИ, некоторые сферы культуры. (См. 1-й вопрос). В экономике развитых стран на этапе пост-индустриального развития ведущую роль играет сектор услуг – 60% ВВП. К сфере услуг относят: традиционные отрасли, транспорт и связь, торговля. 2. такие отрасли хоз. деятельности как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и др. деловые услуги. 3. социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, бытовое, жилищное и коммунальное хоз-во, искусство, туризм, и др. рекреационные услуги. Одна из наиболее динамичных отраслей услуг – туризм, особенно международный. Число международ. туристов постоянно растет. Туризм обеспечивает работой по всех странах мира свыше 100 млн. человек. В России туризм развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж значительно превышает число иностр. туристов, посещающих РФ. Это неблагоприятный для России баланс возможных поступлений от туризма. В зависимости от уровня развития сферы услуг страны можно подразделить на 3 группы: 1. страны постиндустриального типа – высокий уровень развития, 2. к странам со средним уровнем развития сферы услуг относят НИС (Новоиндустр. страны) Юго-Вост. Азии и Лат. Америки, а 3 страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или 2-х отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. 3. большинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг. На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля импорта услуг (США). Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами постепенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экспортерами услуг (Ю. Корея – инженерно-консультационных и строительных; Мексика – туристических). Россия с переходной экономикой располагает значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг.
8. Туризм как отрасль мирового хозяйства: понятие, структура, типология, значение. Значительную и все увеличивающуюся долю в международной торговле услугами составляет туризм. Туристом, в соответствии с международной статистикой, явл. любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают 3 осн. вида международного туризма: 1. Рекреационный, 2. Научный, 3. Деловой. Рекреационный туризм – который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встречи с друзьями и родственниками. Научный туризм – это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях. Деловой туризм – это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контракта. В наст. время индустрия туризма явл. одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сферы услуг мирового хозяйства. За последние годы темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составили 5,1% ежегодно, а валютных поступлений – 14%. Международный туризм является одной из 3-х крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности. По прогнозам экономистов, в 21 веке туризм станет ведущей экспортной отраслью в мире. Для многих государств иностранный туризм явл. важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Например, 50% ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма сост. около 19 млрд. долл. (около 5% ВВП).США – 45,2 млрд. долларов – свыше 5% стоимости экспорта, Турции – 20% стоимости экспорта. Мировой опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров: во Франции – одежду и косметику, в Италии – обувь, в Швейцарии – часы. Во-вторых, туризм способствует созданию доп. рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информации, научными знаниями. Индустрия туризма отличается достаточно высокой капиталоемкостью. В крупных туристических центрах в структуре затрат 50-60% сост. затраты на размещение и питание, хотя инвестиции в индустрию туризма относятся к числу наиболее перспективных, но в связи с высокой капиталоемкостью и трудоемкостью, а также сезонностью отрасли, капитал довольно избирательно относится к сфере туризма. В развитых странах часть затрат, связанная со строительством дорожной сети, оборудованием зон отдыха, организацией выставочных центров и т.п., обычно финансируются государством, а частный капитал финансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслуживанию туристов. В туристической индустрии прослеживается процесс концентрации капитала, ведущей к образованию монополий, например, в Великобритании процесс слияния значительного количества турагенств в крупные национальные туроператорские группировки начался более 10 лет назад и в настоящее время там наблюдается высокая степень концентрации туристического бизнеса. Все большее распространение получают новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства и др. предприятия, которые уже приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженную сбытовую сеть.
9. Наука как отрасль мирового хозяйства: особенности функционирования в условиях рыночной экономики. Следует различать фундаментальный и прикладной характер науки. Фундаментальная наука – это науч. исследования, имеющие чисто научный характер, далекий от коммерческого применения. Как правило, в таких исследованиях заинтересовано государство, т.к. эти исследования не дают «сиюминутной» выгоды – это исследования, которые наверняка будут полезными в дальнейшей перспективе. Например, исследования атомов. Когда-то эти исследования носили чисто научный характер, но в 20 веке они принесли громадный успех тем странам, которые развили эти исследования и довели до какого-л. результата: создание атомной бомбы, создание атомных электростанции. Теперь эти разработки приносят явные блага – безопасность страны, электроэнергия и т.п. Поэтому государство, не заинтересованное в чисто научных исследованиях, может отстать и многое потерять в недалеком или отдаленном будущем.
Прикладная наука – наука, используемая для исследования явлений, непосредственно связанных с нашей жизнью. Например, экономика.
В современных условиях наука – это целая отрасль для «выработки» знаний и исследований, которые могут приносить огромные выгоды и прибыль. Поэтому в настоящее время чрезвычайно развит коммерческий обмен научными открытиями и изобретениями. Они занимают значительную долю международного рынка. Это товар.
Необходимо отметить, что научными центрами преимущественно являются богатые развитые страны, которые могут материально обеспечить свою заинтересованность в научных разработках и достижениях. Крупнейшие научные центры – США, Россия (и некоторые страны бывш. СССР), Европа… Наш сильный научный потенциал обязан наследию, оставшемуся со времен СССР. Имеет место быть такая проблема, как «утечка мозгов». Это наблюдаем и мы в нашей стране, когда лучшие ученые кадры уезжают за рубеж, тем самым их дальнейшие открытия и достижения берет себе во благо уже другая страна. К примеру, многие лучшие выпускники математических школ СССР сделали себе отличную карьеру на Западе: в США, Европе, тем самым увеличивая потенциал тех стран, где они работают.
Вот почему необходима мощная государственная поддержка собственным научным объединениям, НИОКР – науч.-исслед. бюро. Необходимо и поощрять и создавать условия для эффективного обмена научными знаниями с др. странами.
- Тема 1: Мировая экономика
- Тема 2. Роль государства в мэ и мэо
- Тема 3. Характеристика развитых стран.
- Тема 4. Характеристика развивающихся стран.
- 2. Место рм в классификации стран мира.
- Тема 5. Природные ресурсы как база развития мировой экономики
- Тема 6. Человеческий фактор в национальной и мировой экономике.
- Тема 7. Мировой рынок. Мировые запасы.
- 4. Черная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам.
- 5. Цветная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам.
- Тема 8. Мировая валютная система и мировые валютные отношения.
- 5. Международный кредит.
- Тема 9. Внешняя торговля.
- 2. Теория сравнительных преимуществ во внешней торговле.
- 3. Основные формы организации международной торговли и методы расчетов.
- 4. Международная торговля патентами, лицензиями, секретами (ноу-хау).
- 5. Международный рынок технологий – некоммерческие формы.
- Тема 10. Международная экономическая интеграция
- 5. Природные ресурсы Китая.
- 7. Успехи и неудачи китайской экономики в 1949-1979 г.Г.
- Тема 11. Специфический характер экономики Японии и Кореи.
- 4. Природные ресурсы Кореи (Северной и Южной).
- Тема 12. Платежный баланс.
- 1. Платежный баланс и его структура.
- Тема 13. Внешний рынок.
- Тема 14. Международный маркетинг
- 3. Особенности оформления транспортных документов на международном рынке транспортных услуг.
- Тема 15 : « Международный финансовый менеджмент»
- Выход на внешний рынок.
- Валютный рынок.
- Основные факторы , определяющие валютообменные курсы.
- Фиксированные валютные курсы.
- Прочие ценовые соотношения .
- Хеджирование валютообменных рисков.
- Международные инвестиции и финансовые решения.
- 8.Международное финансирование.