logo search
SNG

Особенности развития и общая характеристика хозяйства

Располагая бедной минерально-сырьевой базой и квалифицированными трудовыми ресурсами, Беларусь в советский период представляла собой своеобразный «сборочный цех». Приоритетное развитие получили станкостроение, автомобилестроение, электронная промышленность, нефтехимия. В 80-е гг. производство химической продукции на душу населения превышало среднесоюзный уровень, отрасль получила широкое развитие благодаря нефти и газу из России. Процесс приватизации находится в начальной стадии и не затронул ведущие отрасли реального сектора экономики, доля госсектора составляет 65%, а частного – 33% (в основном в торговле и сфере услуг). Страна имеет высокоразвитое сельское хозяйство, показатели его продуктивности превосходили среднесоюзные, но в 90-е гг. производство сельскохозяйственной продукции снизилось.

Снижение ВВП Беларуси по сравнению с другими странами СНГ происходило медленнее, хотя нарушение хозяйственных связей и рост цен на топливно-энергетические ресурсы повлияли на ухудшение экономической ситуации, появилась проблема безработицы. ВВП в постсоветский период достиг минимальной отметки в 1995 г. и составил 65,1% от уровня 1990 г. (менее глубокий спад в СНГ отмечался только в Узбекистане). С 1996 г. белорусская экономика стала уверенно набирать темп, достигнув к 2003 году советского уровня ВВП. Из стран СНГ раньше это смог сделать только Узбекистан. К 2009 г. ВВП Беларуси превысил показатель советского периода уже на 67,2%. По масштабам экономического роста за пореформенный период Беларусь уступает лишь Азербайджану.

Таблица 3

Индексы ВВП Беларуси (1990 = 100)

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

89,1

65,1

88,5

127,0

139,7

151,7

166,9

167,2

В 2009 г. на долю промышленности приходилось 39,3% ВВП республики, сельского хозяйства – 9,3%, третичного сектора – 51%.

Промышленность. Спад промышленного производства в постсоветской Беларуси продолжался до 1995 г., когда объём производства снизился на 41% по сравнению с показателями 1990 г. с 1996 г. началось постепенное восстановление отрасли. Рост в белорусской промышленности был ещё более впечатляющим, чем рост ВВП. Уровень 1990 г. был превзойдён уже в 2000 г., а к 2008 г. промышленность Беларуси превосходила показатели советского периода уже более чем вдвое. Факторами столь быстрого подъёма стали активная государственная поддержка отечественного производителя, а также умелое использование потенциала российско-белорусского союзного государства. Таким образом, в отличие от большинства государств СНГ восстановление экономики в Беларуси происходило не за счёт развития третичного сектора, и именно за счёт развития промышленности. Крайне существенно и то, что промышленный подъём в республике происходил не за счёт отраслей, связанных с добычей и первичной переработкой минерального сырья, а исключительно благодаря обрабатывающим отраслям. Эти производства в период независимости не только были сохранены, но и потенциал их был значительно приумножен.

Таблица 4

Индексы промышленного производства Беларуси (1990 = 100)

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

90

61,4

100,7

152,8

170,2

185,0

206,3

200,8

В кризисном 2009 году спад в белорусской промышленности был в общем относительно небольшим (–2,7%), хотя некоторые отрасли пострадали весьма сильно. Так, объём производства в машиностроении снизился более чем на четверть, причём особенно сильно кризис проявился в автомобильной промышленности.

Особенностью территориальной структуры промышленности республики является некоторая концентрация в восточных районах, главным образом, в крупных городах – Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве. В 2008 г. Гомельская область давала 23% промышленной продукции республики, Минск – 20%. Наименьший вклад в общереспубликанское производство отмечался у Брестской, Гродненской и Могилёвской областей. Но в общем межобластные различия в уровне индустриализации не очень велики.

В довоенный период в республике развивались торфяная промышленность, станкостроение, моторостроение, льняная, швейная, кожевенная, пищевая промышленность. После войны были созданы тракторостроение, автомобилестроение, производство мотоциклов и велосипедов, радиоэлектронная промышленность, и совсем недавно – нефтепереработка, нефтехимия и черная металлургия. Отраслями специализации в рамках СССР были: тракторостроение, станкостроение и автомобилестроение (90% грузовых автомобилей вывозилось), производство калийных удобрений, синтетического волокна (второе место после России), ЭВМ.

В 2008 г. отраслевая структура белорусской промышленности выглядела следующим образом: ТЭК давал 26,8% общего объёма производства, машиностроение и металлообработка – 23,2%, пищевая промышленность – 14,6%, химия и нефтехимия – 13,4%, промышленность стройматериалов – 5,1%, лесной комплекс – 4,4%, лёгкая промышленность – 3,6%, на долю прочих производств приходилось 8,9%.

Энергетика. До середины 60-х гг. главным видом топлива был торф, Беларусь даже называли «торфяным Донбассом». После строительства трубопроводов доля торфа в ТЭБ резко снизилась (с 80% до менее 10% ныне). Добыча нефти в 2009 г. составила 1,7 млн. т; она невысокого качества и используется лишь для производства масел и смазочных материалов. Годовая потребность в нефти – 25 млн. т. Добыча газа – 0,2 млрд. м³, а потребность – 16 млрд. м³. Беларусь получает нефть и газ из России. НПЗ Новополоцка и Мозыря работают не на полную мощность. Уголь республика ввозит из России и Украины, но ввоз сокращается из-за снижения добычи в этих странах.

Выработка электроэнергии сократилась с 40 млрд. кВт·ч в 1990 г. до 30,1 – в 2009 г. Основная часть производится на ТЭС на мазуте, угле и торфе. Наиболее крупные из них – Лукомльская (2444,5 МВт), Смолевичская (987 МВт), Березовская (920 МВт), Минская ТЭЦ-4 (1035 МВт).

Роль гидроэнергетики невелика. Гидроэнергетический потенциал республики оценивается в 220–250 МВт, суммарная мощность 30 ГЭС составляет всего 12 МВт. Строятся Гродненская ГЭС мощностью 17 МВт на реке Неман, каскад из 4 электростанций на р. Западная Двина суммарной мощностью 120–140 МВт. В ближайшее время начнется возведение каскада из 2 ГЭС на Днепре, еще одной (Немновской) ГЭС на р. Неман, строительство и восстановление 12 малых и микро-ГЭС на других реках республики.

После Чернобыльской катастрофы страна отказалась от строительства АЭС, однако недавно вопрос о строительстве атомной станции был вновь поставлен на очередь. В конце 2008 года было принято решение о строительстве станции в Островецком районе Гродненской области. Станция будет иметь два энергоблока, проектная мощность Белорусской АЭС составляет 2400 МВт. Согласно планам, первый энергоблок будет сдан в эксплуатацию в 2016 году, второй – не позднее 2018 года.

Новой отраслью для республики является черная и цветная металлургия, хотя объёмы производства в этих отраслях незначительны. Так, производство проката в 2009 г. составляло всего 2,3 млн. т. Действует передельный завод в Жлобине, работающий на металлоломе, в Глубоком – завод алюминиевых сплавов, а в Молодечно – завод порошковой металлургии. Отрасль испытывает недостаток в сырье. Недостающая часть проката поступает из России и Украины.

Машиностроение – ведущая отрасль белорусской промышленности. В постсоветский период белорусскому машиностроению удалось не только удержать ведущие позиции в структуре промышленности, но и значительно диверсифицировать свою структуру. С целью снижения зависимости от импорта в Беларуси после обретения независимости развёрнуто производства целого ряда изделий, ранее не выпускавшихся белорусскими заводами – зерноуборочных и свеклоуборочных комбайнов, автобусов, средств городского электротранспорта и др.

Одной из главных подотраслей машиностроения является автомобилестроение, развивающееся с 1944 г. В годы германской оккупации в Минске был построен авторемонтный завод Daimler-Benz. После освобождения города в корпусах этого предприятия была начата «отвёрточная» сборка автомобилей GMC и Studebaker, поступавших в СССР из США по ленд-лизу. Ныне ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) производит грузовые автомобили грузоподъемностью от 7,5 до 30 т, тягачи с полуприцепами, лесовозы и самосвалы. В 1958 году близ Жодино был запущен Белорусский автомобильный завод, который специализируется на производстве большегрузных автомобилей БелАЗ грузоподъёмностью от 30 до 320 т для работы в карьерах открытой добычи. В Могилеве выпускаются карьерные самосвалы, мощные тягачи, подземные автопоезда и самоходные скреперы. Производство автомобилей в 1985 г. составляло 43,3 тыс. штук, в 2008 – 26,3 тыс. Кризис 2008 г. больно ударил по белорусскому автомобилестроению: в 2009 г. производство сократилось более чем вдвое – до 11,5 тыс. штук.

В автомобилестроении происходят изменения: сокращается производство большегрузных автомобилей, расширяется номенклатура изделий. В Жодино осваивается производство польских автомобилей «Люблин», легких грузовиков, автофургонов и микроавтобусов. На МАЗе развёрнуто производство автобусов различных классов по немецким и венгерским технологиям, в Лиде – сборка автобусов из российских деталей. Всего в 2008 г. произведено 2196 автобусов, в 2009 г. объём производства из-за мирового кризиса сократился до 1514 штук. Легковые автомобили и автобусы Беларусь традиционно ввозила из России и Украины, сейчас значительная часть их поступает из европейских стран.

Тракторостроение также является отраслью специализации. Головное предприятие находится в Минске (РУП «Минский тракторный завод»), детали и узлы производятся в Витебске и Бобруйске. В 1991 г. производство тракторов составило 95,5 тыс., в 2008 г. – 65,1 тыс. Кризис затронул и эту отрасль машиностроения – в 2009 г. производство снизилось до 45,3 тысяч. В отличие от России, Беларусь смогла уберечь свою тракторную отрасль от краха. По выпуску тракторов Беларусь опережает Россию в несколько раз, хотя потенциал российской тракторной промышленности, конечно, несравненно выше белорусской. Большая часть производимых в Беларуси тракторов экспортируется.

Сельскохозяйственное машиностроение развивается в Гомеле (ПО «Гомсельмаш»; различные комбайны, универсальные энергетические средства), Лиде (ОАО «Лидсельмаш»; картофелеуборочные машины) и в Барановичах (оборудование для животноводческих ферм). Зерноуборочные комбайны Беларусь традиционно ввозила из России, ныне производство их налажено на ПО «Гомсельмаш» (в 2009 г. произведено 1584 штуки), более того, гомельские комбайны начали экспортироваться в Россию и производиться на российских заводах.

Станкостроение специализируется на производстве металлорежущих станков, автоматических линий с ЧПУ, кузнечно-прессового оборудования. Главными центрами являются Минск (завод автоматических линий и агрегатных станков – крупнейший в Европе), Витебск (завод заточных станков), Гомель, Барановичи и Орша. В 90-е годы производство станков сократилось более чем в четыре раза, в 2008 г. произведено 4,6 тыс. единиц. Однако в кризисном 2009 г. производство снизилось до 2,5 тыс. штук.

Одной из составляющих специализации Беларуси является приборостроение, радиоэлектронная и электротехническая промышленность: в Минске производятся радиоприемники и телевизоры, холодильники, в Витебске и Гомеле – силовые трансформаторы, кабель, в Лиде – электроизделия. Ныне эти предприятия испытывают сильную конкуренцию со стороны европейских стран.

Из других отраслей машиностроения следует упомянуть производство оборудования для торфяной промышленности (Гомель), пассажирских катеров (Витебск), катеров на подводных крыльях (Гомель). В Минске на заводе «Белкоммунмаш» с 1995 г. развивается производство троллейбусов – в 2008 г. их было произведено 446 штук (в советский период этот завод занимался только ремонтом электротранспорта). Значительная часть белорусских троллейбусов поступает на внешний рынок, в том числе в Россию. На этом же предприятии начат выпуск и трамвайных вагонов.

Химическая промышленность развивается с 1961 г., когда на базе Старобинского месторождения началось производство калийных удобрений, в 80-е гг. оно составляло 5 млн. т (четвертое место в мире после Канады, ФРГ и России), в 2008 г. оно достигло 5,9 млн. т, хотя в 90-е годы наблюдалось значительное сокращение их производства. В Гомеле на базе хибинских апатитов было развёрнуто производство фосфорных удобрений. Азотные удобрения производятся в Гродно на базе природного газа из России.

Нефтехимический комплекс создан на базе Новополоцкого и Мозырского НПЗ. В Новополоцке работает крупнейшее предприятие по производству синтетического волокна (в 1990 г. давало 40% союзной продукции), в Могилеве производится лавсан, а в Борисове и Полоцке – пластмассы. Крупный шинный завод работает в Бобруйске, Минск стал центром фармацевтики.

Значительная роль принадлежит лесной и деревообрабатывающей отрасли. Промышленная заготовка древесины ведется в Гомельской, Витебской, Минской и Брестской областях, но за счет собственной древесины обеспечивается лишь производство клееной фанеры. Деловая древесина ввозится из России. Деревообработка развита в Мозыре, Витебске, Борисове и Речице. Для производства бумаги и картона используется как своя древесная масса, так и привозная целлюлоза. Центрами являются Шклов, Борисов, Слоним и Светлогорск. В бумажной промышленности в 90-е годы произошёл обвальный спад, который в следующее десятилетие был преодолён лишь частично. В 2008 г. производство бумаги составляло лишь треть от советского уровня.

Беларусь полностью обеспечивает себя сырьем строительной индустрии за исключением цемента. Одной из старейших отраслей является стекольная промышленность.

Также в республике развиты легкая и пищевая промышленность, ориентирующиеся на собственную сырьевую базу. Отраслью специализации является льняное производство, которое представлено 53 заводами по первичной обработке льна и Оршанским комбинатом, где завершается льноперерабатывающий цикл. Существенную роль играет и обувная промышленность, значительная часть продукции которой поступает на экспорт.

Сельское хозяйство. В постсоветский период объём сельскохозяйственного производства в Беларуси снижался до 1999 г., затем начался устойчивый рост. В 2008 г. по этому показателю был превзойдён уровень советского периода. Отраслями специализации сельского хозяйства являются молочно-мясное животноводство, свиноводство, производство льна и картофеля.

Таблица 5

Индексы сельскохозяйственного производства Беларуси (1990 = 100)

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

87

73,6

71,4

89,3

94,7

98,9

107,4

108,7

Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 9,3 млн. га, пятая часть их – осушенные земли (осушение ведется уже более 100 лет). Посевные площади сокращаются и в настоящее время составляют 5,6 млн. га (в 1990 г. – 6,1 млн.). Структура посевных площадей выглядит следующим образом: 46% занято под зерновыми культурами, 8% – под техническими, 8,7% – под картофелем и овощебахчевыми, 37% – под кормовыми. За постсоветский период посевные площади не претерпели существенных изменений в своей структуре, в частности, не наблюдается резкого сокращения площадей под кормовыми культурами, типичного для СНГ.

Валовой сбор зерна снижался в 90-е гг. из-за сокращения посевных площадей, но в следующее десятилетие республика смогла преодолеть уровень советского периода. По производству зерна на душу населения (в 2008 г. – 931 кг) Беларусь устойчиво опережает Россию и занимает второе место в СНГ после Казахстана.

Таблица 6

Производство зерна в Беларуси, млн. т

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

7,0

5,5

4,9

6,4

5,9

7,2

9,0

8,5

Из зерновых на первом месте находится яровой ячмень, второй культурой традиционно являлась озимая рожь, однако в постсоветский период эту позицию заняла пшеница, оттеснив рожь на третье место. Кроме того, в больших количествах выращивается тритикале (гибрид ржи и пшеницы). По валовому сбору этого гибрида Беларусь занимает четвёртое место в мире. Новым явлением в зерновом хозяйстве постсоветской Беларуси стало значительное расширение посевов кукурузы. В 2008 г. её валовой сбор достиг 495 тыс. тонн.

Из технических культур в Беларуси производится сахарная свекла, лен (по его производству Беларусь превосходит Россию), конопля и махорка. Важное место принадлежит и картофелю – валовой сбор его в 2009 г. составил 7,1 млн. т. По урожайности картофеля Беларусь в бывшем СССР уступает лишь странам Балтии.

Животноводство дает меньшую часть продукции по стоимости (45%). Производство ее на душу населения в советское время превышало среднесоюзный показатель в 1,5–2 раза. Ведущее положение принадлежит разведению крупного рогатого скота молочно-мясного направления, вторая отрасль – свиноводство. По производству мяса (87 кг) и молока (643 кг) на душу населения Беларусь уверенно занимает первое место в СНГ, далеко опережая другие страны Содружества.

Таблица 7

Поголовье скота в Беларуси, млн. голов (на конец года)

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Крупный рогатый скот

Свиньи

Овцы и козы

7,0

5,1

0,4

5,1

3,9

0,3

4,2

3,4

0,2

4,0

3,5

0,1

4,0

3,6

0,1

4,0

3,6

0,1

4,1

3,7

0,1

3,9

2,8

Выделяется несколько зон сельскохозяйственной специализации: Север отличается более благоприятными климатическими условиями для льноводства и животноводства молочно-мясного направления (дает более 70% продукции сельского хозяйства страны). Запад с более теплым и мягким климатом и плодородными почвами является районом молочно-мясного животноводства, свиноводства и свеклосеяния (здесь расположены почти все сахарные заводы). Полесье – основной район естественных пастбищ – специализируется на мясомолочном животноводстве, свиноводстве и льноводстве, а юго-восток – на разведении крупного рогатого скота молочно-мясного направления, производстве картофеля и овощей, имеет мощные пригородные хозяйства.

Транспорт. Беларусь имеет более развитую транспортную систему в сравнении со странами СНГ. За исключением морского развиты все виды транспорта. Ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, ведущему свою историю с середины XIX в. Этот вид транспорта доминирует как в структуре грузооборота, так и грузоперевозок. Протяженность железных дорог – 5,5 тыс. км, а густота – 2,2 км на 100 км² (в России – 0,5). Электрифицировано лишь 897 км (16% общей протяжённости сети). Особенно важна роль железных дорог во внешних экономических связях. В перспективе предполагается реконструировать часть дорог, а также проложить магистраль, связывающую основную территорию России с Калининградской областью.

На втором месте находится автомобильный транспорт. Протяжённость автодорог в стране достигает 85,7 тыс. км, с момента обретения независимости она возросла более чем на 70%18. По густоте автомобильных дорог (413 км на 1000 км²) Беларусь занимает первое место в СНГ, однако по меркам европейских стран это весьма низкий показатель. Через белорусскую территорию проходит ряд важнейших в общеевропейском масштабе автомагистралей. К ним относятся: а) магистраль М1 Брест – Минск – Орша – граница РФ (часть панъевропейского транспортного коридора II Берлин – Нижний Новгород); б) магистрали М4 и М5 граница Литвы – Минск – Гомель (ветвь B панъевропейского транспортного коридора IX) и в) магистраль М8 граница РФ – Витебск – Могилёв – Гомель – граница Украины (основной рукав панъевропейского транспортного коридора IX). Парк автомобилей увеличился в 90-е гг. и составляет в настоящее время 2,4 млн. штук (2008 г.).

Большое значение имеет трубопроводный транспорт (11,5 тыс. км). По территории Беларуси проходит участок нефтепровода «Дружба» (Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь – Брест – Плоцк – Шведт – Росток, от Мозыря также ответвляется трубопровод на Броды). Второй нефтепровод построен от Ярославля через Полоцк – Мажейкяй к Вентспилсу. Однако прокачка нефти по участку западнее Полоцка с 2006 г. не осуществляется. Общая протяжённость сети нефтепроводов Беларуси – 3,0 тыс. км. Ещё одной важнейшей магистралью, проходящей через белорусскую территорию, является газопровод Ямал – Европа. Длина газопроводной сети республики – 7,5 тыс. км.

Роль речного транспорта в Беларуси всегда была невелика, а в постсоветский период уменьшилась ещё более. Судоходны Днепр с притоками, Неман и Западная Двина. 95% грузооборота речного транспорта приходится на Днепровско-Бугский водный путь от устья Припяти до порта Пинск (512 км) и далее по Днепровско-Бугскому каналу до Бреста (196 км). Канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е40 (Гданьск – Варшава – Брест – Пинск – Мозырь – Киев – Херсон). В советский период Днепровско-Бугский канал использовался в основном для перевозки криворожской железной руды на металлургические предприятия ГДР (с перегрузкой в Бресте на железную дорогу). Главными портами являются Гомель, Мозырь, Брест. Удельный вес водного транспорта в структуре грузовых перевозок ничтожно мал (0,2% грузооборота).

Воздушный транспорт Беларуси, как и в большинстве небольших по территории стран, обладает двумя ключевыми особенностями: а) перевозочная работа авиации практически полностью сосредоточена в одном – столичном – авиаузле, роль остальных аэропортов ничтожно мала, причём эта «моноцентричность» резко усилилась в постсоветский период и б) воздушный транспорт Беларуси используется почти исключительно в международных перевозках пассажиров и грузов. Внутриреспубликанское авиасообщение, относительно неплохо развитое в Советской Беларуси, практически сошло на нет в пореформенный период из-за отсутствия платежеспособного спроса со стороны населения.

Страны СНГ постепенно перестают быть приоритетным направлением для белорусского воздушного транспорта. Так, в настоящее время (зима 2009–2010 гг.) из 150 рейсов, отправляемых за неделю из национального аэропорта «Минск», 65 направлялись в страны СНГ (преимущественно в Москву), 71 – в зарубежную Европу, 14 – в зарубежную Азию. Объём пассажирских перевозок на воздушном транспорте Беларуси за постсоветский период уменьшился с 2,1 млн. человек в 1991 г. до 0,8 млн. в 2008 г.

Транспортная сеть Беларуси на сегодня обеспечивает до 70% поставок российского экспорта в европейские страны.