2. Теория сравнительных преимуществ во внешней торговле.
Английский экономист начала XIX в. Давид Риккардо был сторонником свободной торговли и придавал большое значение развитию торговых связей с другими странами. В своей теории он показал воздействие внешней торговли на потребление, производство и норму прибыли. Риккардо видел полезность внешней торговли в том, что она увеличивает массу и разнообразие товаров, на которые может расходоваться доход. Иными словами, внешняя торговля увеличивает потребление и делает его более разнообразным.
С другой стороны, как считал Риккардо, внешняя торговля увеличивает и производство. Внешняя торговля, благодаря обилию и дешевизне импортных товаров, создает склонность к сбережению и к накоплению капитала за счет сокращения потребительских расходов. Кроме того, внешняя торговля может увеличивать и прибыль за счет снижения зарплаты, если ввозятся более дешевые потребительские товары.
Риккардо полагал, что при системе свободной торговли каждая страна сможет затрачивать свой труд и капитал на такие отрасли промышленности, которые доставят ей наибольшие выгоды. И надо следовать этому принципу, т.к. он приводит к самому эффективному и наиболее экономному разделению труда между нациями. Риккардо утверждал, что именно этот принцип определяет, что вино должно производиться во Франции и Португалии, хлеб - в Америке и Польше, а различные металлические изделия и другие товары - в Англии.
Риккардо показал, что возможности выгодного товарного обмена между странами значительно больше, чем это предполагал А.Смит. По Смиту, стране следует руководствоваться абсолютными преимуществами перед своими партнерами и продавать на внешнем рынке те товары, которые она делает дешевле других стран. Развивая идеи Смита, Риккардо доказал, что любая страна может участвовать с выгодой для себя во внешней торговле, а не только страны с абсолютными преимуществами.
Даже если страна не имеет абсолютных преимуществ, она всегда имеет сравнительные преимущества, т.е. всегда есть что-то, что она делает лучше и дешевле, чем всё остальное. В его примере Англия по сравнению с Португалией не имеет никаких абсолютных преимуществ, т.к. и сукно, и вино требуют большего количества рабочих (труда) в Англии, чем в Португалии. Вместе с тем в Англии производство сукна требует труда 100 рабочих в течение года, а вина - 120 рабочих, поэтому Англии выгоднее ввозить вино и вывозить сукно.
Португалия обладает абсолютными преимуществами перед Англией в производстве и сукна, и вина, ибо она затрачивает меньше труда на производство и того, и другого товара. Тем не менее, Португалии выгоднее употреблять свой капитал на производство вина, за которое она получит больше сукна из Англии, чем она произвела бы сама, если бы переместила часть своего капитала из виноделия в производство сукна. Согласно теории Риккардо, каждая страна должна производить и вывозить товары с относительно меньшими издержками, хотя они могут быть выше, чем в других странах.
- Тема 1: Мировая экономика
- Тема 2. Роль государства в мэ и мэо
- Тема 3. Характеристика развитых стран.
- Тема 4. Характеристика развивающихся стран.
- 2. Место рм в классификации стран мира.
- Тема 5. Природные ресурсы как база развития мировой экономики
- Тема 6. Человеческий фактор в национальной и мировой экономике.
- Тема 7. Мировой рынок. Мировые запасы.
- 4. Черная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам.
- 5. Цветная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам.
- Тема 8. Мировая валютная система и мировые валютные отношения.
- 5. Международный кредит.
- Тема 9. Внешняя торговля.
- 2. Теория сравнительных преимуществ во внешней торговле.
- 3. Основные формы организации международной торговли и методы расчетов.
- 4. Международная торговля патентами, лицензиями, секретами (ноу-хау).
- 5. Международный рынок технологий – некоммерческие формы.
- Тема 10. Международная экономическая интеграция
- 5. Природные ресурсы Китая.
- 7. Успехи и неудачи китайской экономики в 1949-1979 г.Г.
- Тема 11. Специфический характер экономики Японии и Кореи.
- 4. Природные ресурсы Кореи (Северной и Южной).
- Тема 12. Платежный баланс.
- 1. Платежный баланс и его структура.
- Тема 13. Внешний рынок.
- Тема 14. Международный маркетинг
- 3. Особенности оформления транспортных документов на международном рынке транспортных услуг.
- Тема 15 : « Международный финансовый менеджмент»
- Выход на внешний рынок.
- Валютный рынок.
- Основные факторы , определяющие валютообменные курсы.
- Фиксированные валютные курсы.
- Прочие ценовые соотношения .
- Хеджирование валютообменных рисков.
- Международные инвестиции и финансовые решения.
- 8.Международное финансирование.