logo search
Seminary_i_kontrolnye_voprosy_po_Mirovoy_ekono

Тема 8. Геоэкономическое пространство:

ГЕОГЕНЕЗИС СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

Современная мирохозяйственная панорама. Интернационализация в условиях глобальных сдвигов. Экономические границы. Эволюция товарных форм. Институциональное обустройство хозяйственного мира.

Бизнес национальный и международный, пространственная классификация зон его хозяйствования. Мировой доход: сущность, создание, распределение и перераспределение. Мотивация выхода во внешнюю сферу: оперирование в мировом экономическом пространстве; получение доступа к формированию, распределению и перераспределению мирового дохода; обеспечение стратегического эффекта. Направления движения товаров, услуг, факторов производства, их расположение на геоэкономическом атласе мира (в том числе на его национальной части). Доступ к очагам мирового роста: притягивающие и отталкивающие факторы. Особенности ценообразования на мировом рынке: геоэкономический подход.

Мировой воспроизводственный процесс. Современное общественное разделение труда в мировом экономическом пространстве: международное, межрегиональное, межанклавное (межкорпорационное). Международная производственная кооперация. Воспроизводственные системы, сформировавшие мировые интернационализированные ядра. Глобальные силы международного бизнеса. Локальные силы международного бизнеса.

Детерминанты конкурентного преимущества: стратегия фирмы, структура и конкуренция; сопутствующие и поддерживающие отрасли; состояние факторов; состояние спроса; шанс; правительство; регион. Рейтинг всемирной конкурентоспособности. Неоклассическая теория сравнительных преимуществ в международном бизнесе. Неотехнологическая теория о современном международном предпринимательстве. Концепция жизненного цикла товаров и мировая хозяйственная деятельность. Концепции догоняющего и дополняющего развития в практике деловых внешних связей. Интернационализация бизнеса в концепциях иностранных инвестиций.

Экономическое содержание и этапы развития предпринимательства. Сущность международного бизнеса, эндогенные и экзогенные условия его функционирования. Состав и роль культурной среды, воздействующей на международный бизнес. Характерные черты современного международного бизнеса: ускоренный рост; доступность и всеобщность; технологическая детерминированность; активизация финансово-валютных инструментов; локализация конкурентного преимущества; глобальный характер.

Инсайдеры (ядра, прочие участники) и аутсайдеры транснационального производства, зоны их влияния. Необходимость и возможность формирования воспроизводственной (производственно-инвестиционной) модели внешних экономических связей: мировой опыт и российские реалии.

Семинар. Ориентиры развития международного бизнеса в России

  1. Российские фирмы в борьбе за мировой доход.

  2. Практика национальной организации международного бизнеса.

  3. Способы проникновения на зарубежный рынок.

  4. Практика регулирования международного бизнеса.

  5. Состав и роль культурной среды, воздействующей на международный бизнес.

  6. Эволюция международного бизнеса в России: усиливающие и лимитирующие факторы.

Семинар. Кросс-культурные взаимодействия в международном бизнесе*

  1. Этика и особенности человеческого взаимодействия: история возникновения и развития; психологические механизмы и особенности коммуникации.

  2. Бизнес-культура как составляющая международной конкурентоспособности компании.

  3. Международная культурная среда.

  4. Воздействие национальной культуры на особенности международного предпринимательства.

  5. Международные стандарты в области ведения деловых переговоров: прием иностранной делегации, неформальное общение на международном уровне.

Практикум. Методы ценообразования в международном бизнесе:

 ценообразование с ориентацией на издержки производства;

 ценообразование с ориентацией на мировой спрос;

 ценообразование на основе анализа уровня международной конкуренции.

Дискуссия. Возможности замены торгово-посреднической и снабженческо-сбытовой моделей производственно-инвестиционным типом международного бизнеса в России.