Глава 2. Формирование новой системы международных отношений
Глобальный масштаб и радикальность происходящих в наши дни изменений в политической, экономической, духовной областях жизни мирового сообщества, в сфере военной безопасности позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличной от тех, которые функционировали на протяжении завершающегося столетия, а во многом и начиная с классической Вестфальской системы.
В мировой и отечественной литературе сложился более или менее устойчивый подход к систематизации международных отношений в зависимости от их содержания, состава участников, движущих сил и закономерностей. Считается, что собственно международные (межгосударственные) отношения зародились в период формирования национальных государств на относительно аморфном пространстве Римской империи. За точку отсчета принимается завершение «тридцатилетней войны» в Европе и заключение Вестфальского мира в 1648 г. С той поры весь 350-летний период международного взаимодействия вплоть до наших дней рассматривается многими, особенно западными исследователями, как история единой Вестфальской системы международных отношений. Доминирующими субъектами этой системы являются суверенные государства. В системе отсутствует высший арбитр, поэтому государства независимы в проведении внутренней политики в пределах своих национальных границ и в принципе равноправны Суверенитет предполагает невмешательство в дела друг друга. Со временем государства выработали основанный на этих принципах свод правил, регулирующих международные отношения, - международное право.
Большинство ученых сходится во мнении, что основной движущей силой Вестфальской системы международных отношений было соперничество между государствами: одни стремились увеличить свое влияние, а другие - не допустить этого. Коллизии между государствами определялись тем фактом, что национальные интересы, воспринимаемые как жизненно важные одними государствами, вступали в конфликт с национальными интересами других государств. Исход этого соперничества, как правило, определялся соотношением сил между государствами или союзами, в которые они вступали для реализации своих внешнеполитических целей. Установление равновесия, или баланса, означало период стабильных мирных отношений, нарушение баланса сил в конечном счете вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других. Эту систему для наглядности и, естественно, с большой долей упрощения сравнивают с движением бильярдных шаров. Государства сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации, и затем движутся снова в бесконечной борьбе за влияние или безопасность. Главный принцип при этом - собственная выгода. Главный критерий - сила.
Вестфальскую эпоху (или систему) международных отношений разбивают на несколько этапов (или подсистем), объединенных общими, указанными выше закономерностями, но отличающихся друг от друга особенностями, характерными для конкретного периода отношений между государствами. Обычно историки выделяют несколько подсистем Вестфальской системы, которые часто рассматриваются в качестве как бы самостоятельных: систему преимущественно англо-французского соперничества в Европе и борьбы за колонии в XVII-XVIIIвв.; систему «европейского концерта наций» или Венского конгресса вXIXв.; более глобальную по географии Версальско-Вашингтонскую систему между двумя мировыми войнами; наконец, систему холодной войны, или, по определению некоторых ученых, Ялтинско-Потсдамскую. Очевидно, что во второй половине 80-х - начале 90-х годовXXв. в международных отношениях произошли кардинальные изменения, которые позволяют говорить о завершении холодной войны и формировании новых системообразующих закономерностей. Основной вопрос сегодня заключается в том, каковы эти закономерности, в чем специфика нового этапа по сравнению с предыдущими, как он вписывается в общую Вестфальскую систему или отличается от нее, каким образом можно обозначить новую систему международных отношений.
Большинство зарубежных и отечественных международников принимают в качестве водораздела между холодной войной и нынешним этапом международных отношений волну политических изменений в странах Центральной Европы осенью 1989 г., а наглядным его символом считают падение Берлинской стены. В названиях большинства монографий, статей, конференций, учебных курсов, посвященных сегодняшним процессам, формирующаяся система международных отношений или мировой политики обозначается как относящаяся к периоду «после холодной войны» (post-coldwar). Такое определение акцентирует внимание на том, чего в нынешнем периоде нет по сравнению с предыдущим. Очевидными отличительными моментами зарождающейся сегодня системы по сравнению с предыдущей являются снятие политико-идеологического противостояния между «антикоммунизмом» и «коммунизмом» ввиду стремительного и почти полного исчезновения последнего, а также свертывание военной конфронтации блоков, группировавшихся в годы холодной войны вокруг двух полюсов - Вашингтона и Москвы. Такое определение так же неадекватно отражает новую суть мировой политики, как в свое время формула «после Второй мировой войны» не вскрывала нового качества формировавшихся закономерностей холодной войны. Поэтому при анализе сегодняшних международных отношений и попытках прогноза их развития следовало бы обратить внимание на качественно новые процессы, зарождающиеся под влиянием изменившихся условий международной жизни.
В последнее время все чаще можно услышать пессимистические сетования по поводу того, что новая международная ситуация менее стабильна, предсказуема и даже более опасна, чем в предыдущие десятилетия. Действительно, четкие контрасты холодной войны яснее, чем многообразие полутонов новых международных отношений. Кроме того, холодная война - уже достояние прошлого, эпоха, ставшая объектом неспешного изучения историков, а новая система только зарождается, и ее развитие можно лишь предсказывать на основе еще небольшого объема информации. Эта задача тем более усложняется, если при анализе будущего исходить из закономерностей, характеризовавших прошлую систему. Частично это подтверждается тем
Фактом, что, по существу, вся наука о международных отношениях оперирующая методологией объяснения Вестфальской системы, оказалась не в состоянии предвидеть крушение коммунизма и окончание холодной войны. Ситуация усугубляется и тем, что смена систем происходит не мгновенно, а постепенно, в борьбе нового со старым. Видимо, и ощущение повышенной нестабильности и опасности вызвано этой изменчивостью нового, пока еще непонятного мира.
- Современные международные отношения
- Редакционный совет:
- Авторский коллектив:
- Раздел I. Современная система международных отношений 6
- Раздел II. Региональные проблемы международных отношений 155
- Раздел III. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях 252
- Введение
- РазделI. Современная система международных отношений глава 1. Природа и закономерности международных отношений
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 2. Формирование новой системы международных отношений
- Новая политическая карта мира
- Глобальная демократическая волна
- Глобальный экономический организм
- Новые параметры военной безопасности
- Космополитизация мировой политики
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Политико-правовой режим современных международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 4. Экономическая безопасность Мировая экономика как система производительных сил и форм их общественной организации
- Становление системы мировых производительных сил
- Тенденции и противоречия мирового экономического развития
- Макроэкономическая стабилизация – условие глобальной экономической безопасности
- Рекомендованная литература
- Глава 5. Военный фактор в современных международных отношениях
- Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета
- Стратегический паритет и контроль над вооружениями
- Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе
- Рекомендованная литература
- Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг
- Рекомендованная литература
- Глава 7. Общемировые проблемы
- Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов
- Новые вызовы
- Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения
- Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций
- Рекомендованная литература
- Глава 8. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений Роль международных организаций
- Организация Объединенных Наций (оон)13
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе)
- Организация Североатлантического договора (нато)
- Европейский союз (ес) и Западноевропейский союз (зес)
- Совет Европы
- Содружество Независимых Государств (снг)
- Другие региональные структуры
- Рекомендованная литература
- Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений
- Рекомендованная литература
- Раздел II.Региональные проблемы международных отношений Глава 1. Внешнеполитическая стратегия сша после холодной войны
- Альтернативные концепции
- Контуры новой глобальной стратегии
- Мир по-американски?
- Рекомендованная литература
- Глава 2.Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе Окончание холодной войны в Европе
- Поиск механизмов управления ситуацией
- Основные дилеммы формирования новой Европы
- Институционализация и преобразование сбсе в обсе
- Процессы трансформации в цве
- Европейский союз: углубление и расширение интеграции
- Нато: адаптация и расширение
- Основные контуры будущей системы отношений в Европе
- Институционализация отношений России с европейскими организациями
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии
- Основные компоненты обеспечения региональной стабильности
- Экономическая составляющая региональных отношений
- Региональные экономические организации интеграционного типа
- Новая роль Китая
- Тайваньская проблема
- Тайваньский мини-кризис 1996 г.
- Решение проблемы Гонконга
- Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря
- Эволюция союза сша с Японией
- Место Южной Кореи в региональной политике
- «Ядерная тревога» 1993 г. В Корее
- Положение в Индокитае
- Нормализация обстановки вокруг Вьетнама
- Монголия в региональной политике
- Политика России в регионе
- Отношения с Китаем
- Туманганский проект
- Российско-японские отношения
- Россия и положение в Корее
- Рекомендованная литература
- Глава 4. Международные отношения в Южной Азии
- Рекомендованная литература
- Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке
- Кувейтский кризис и война в Заливе
- Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование
- Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке
- Рекомендованная литература
- Глава 6. Латинская Америка в современных международных отношениях
- Рекомендованная литература
- Глава 7. Африка в современных международных отношениях
- Рекомендуемая литература
- РазделIii. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях Глава 1. Движущие силы внешней политики Российской Федерации
- Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи
- Внешняя политика и внутренние ресурсы государства
- Внешняя политика и национальные интересы
- Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки
- Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования
- Рекомендованная литература
- Глава 2. Эволюция российской внешней политики Истоки
- Причины перемен
- Какой путь выберет Россия?
- Дипломатия России на рубеже веков
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Внешнеполитические процессы в снг
- Распад ссср и образование снг
- Членство в снг
- Органы снг
- Порядок принятия решений в снг
- Основные этапы сотрудничества стран снг
- Организация экономического сотрудничества
- Многостороннее военно-политическое сотрудничество
- Политика Российской Федерации
- Состояние и перспективы снг
- Рекомендованная литература
- ПриложениеХронология событий (1989 -1999 гг.)
- 1989 Г.
- 1990 Г.
- 1991 Г.
- 1992 Г.
- 1993 Г.
- 1994 Г.
- 1995 Г.
- 1996 Г.
- 1997 Г.
- 1998 Г.
- 27 Апреля Совет Европейского союза принял решение о распространении на Россию антидемпинговых процедур, применяемых к странам с рыночной экономикой.
- 1999 Г.