3.1. Север
Российско-южнокорейские отношения.
Отношения с Советским Союзом.
Южная Корея пыталась наладить торговые отношения с Советским Союзом ещё до прихода к власти Михаила Горбачёва. Ещё в мае 1979 года, Южная Корея подписала соглашение с Финляндией, которая обязывалась оказывать помощь в поставке товаров в Советский Союз и Восточную Европу. Горбачев был сторонником иностранного капитала и высоких технологий, он также ожидал, что Сеул может помочь экономическому кризису Советского Союза через прямые вложения капитала, совместные проекты и торговые отношения.
В 1980-х годах, политика «Нордполитик» президента Республики Кореи Ро Дэ У и политика «Новое Мышление» Михаила Горбачева, были попытками развернуть недавний курс их наций. Горбачев показал, что Советский Союз готов к улучшению отношений со всеми странами Тихоокеанского региона Азии, включая Южную Корею, что стало известно из его выступлений в июле 1986 года во Владивостоке и в августе 1988 года в Красноярске.
Природные ресурсы, в которых сильно нуждалась Корея — нефть, металлы, лес, и рыба — в избытке имелись на Дальнем Востоке СССР. Торговля с Советским Союзом, Восточной Европой и Китаем также уменьшила зависимость Южной Кореи от США из-за новых рынков сбыта товаров. Развитие торговли с Восточной Европой и Советским Союзом изначально было поддержано Соединёнными Штатами, однако впоследствии Вашингтон стал более насторожен из-за возможной утечки высоких технологий.
Отношения между Москвой и Сеулом были запланированы в трех отраслях: спорт, торговля и политика. Сеульская Олимпиада 1988 года была большим ускорителем этого процесса. Более 6000 советских спортсменов отправились в Южную Корею, советские туристические теплоходы прибыли в Пусан и Инчхон, самолёты Аэрофлота приземлились в Сеуле.
Из-за недостатка дипломатических отношений, большинство начальной торговли между Кореей и Советским Союзом проводилось через посредников: Восточную Европу, Гон-Конг, Японию, и Сингапур. С увеличением торгового оборота, Сеул и Москва начали прямые торговые отношения используя торговые порты Владивостока и Пусана. Корейская организация развития торговли (KOTRA) и министерство торговли и промышленности СССР заключили торговый меморандум в 1988 году по сотрудничеству в торговой отрасли и основе торговых представительств в 1989 году. Корейское торговое представительство было открыто в июле 1989 года в Москве; советский офис в Сеуле открылся чуть ранее — в апреле 1989 года. В 1990 году несколько крупнейших южнокорейских корпораций, включая Daewoo, LG Group и Sunkyong, напрямую торговали с Советским Союзом.
Южнокорейская технологическая база и финансовая мощь притягивали к себе интерес стран социалистического блока. Существуют слухи, что во время планировки «Нордполитик», советник по зарубежной политике Ро Дэ У неофициально посетил Москву для консультации с советскими официальными лицами. Ким Ён Сам находился в Москве с 2 июня по 10 июня 1989 года, когда Кремль объявил о разрешении вернуться в Корею для тридцати тысяч сахалинских корейцев, находившихся в Советском Союзе после окончания Второй мировой войны. Советский Союз даже помог организовать встречу Ким Ён Сама с послом КНДР в СССР.
В июне 1990 года Ро Дэ У встретился с Михаилом Горбачевым в Сан-Франциско.
Отношения с Российской Федерацией.
После распада Советского Союза, Республика Корея и Российская Федерация основали дипломатические связи в 1991 году. В феврале 2001 года, президент Российской Федерации Владимир Путин, посетил Сеул, в сентябре 2004 года, президент Республики Кореи Но Му Хён посетил Москву. Республика Корея и Российская Федерация принимали участие в шестисторонних переговорах по ограничению ядерной программы КНДР.
20 сентября 2004 года президент Южной Кореи Но Му Хён, начиная визит в Россию, отметил в интервью газете «Известия», что в 2004 году отмечается 120-я годовщина Договора о дружбе и торговле между Россией и Кореей и 140-летие переселения корейцев в Россию.
Президент отметил, что Россия и Республика Корея заключили соглашение о сотрудничестве в области космоса и создали совместный исследовательский центр. РК осуществила запуск своего искусственного спутника земли с помощью российских технологий и планирует запустить второй спутник. Россия окажет Республике Корее поддержку при подготовке космонавтов.
По словам президента, добровольное переселение корейцев на российский Дальний Восток в 1864 году произошло в очень трудный для Кореи период, когда корейцы потеряли страну. Уже позднее в связи с различными политическими и экономическими изменениями в России 172 тысячи корейцев были насильственно переселены с Дальнего Востока в Среднюю Азию.
Несмотря на трудности, которые корейцы тогда переживали, Корея была слабой страной и не могла оказать им помощь. Поэтому Корея считает себя «должником» перед «русскими корейцами», которые благодаря своему трудолюбию достигли больших успехов в Советском Союзе и, в частности, внесли вклад и в установление дипломатических отношений между Советским Союзом и Республикой Корея в 1989.
Накануне визита президента Южной Кореи Но Му Хёна в Россию большая часть комментариев корейских чиновников была посвящена организации поставок в Южную Корею российских энергоресурсов, в первую очередь — газа Ковыктинского месторождения (Иркутская область). Южная Корея импортирует 70 % энергоносителей из стран Ближнего Востока и нуждается в диверсификации поставок за счет Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Компания «Газпром», однако, не считает разработку Ковыктинского месторождения первоочередной задачей, предпочитая вкладывать инвестиции в разработку месторождений на Сахалинском прибрежном шельфе.
В ходе визита президента Южной Кореи Но Му Хёна в Россию были подписаны:
меморандум по совместной разработке компаниями «Роснефть» и Корейской национальной нефтяной компанией («Korea National Oil Corporation») проекта «Сахалин-3» (добыча нефти на Венинском блоке шельфа Сахалина) и участка Западно-Камчатского шельфа Охотского моря (предполагаются инвестиции в геологоразведку в объёме 250 млн долларов);
-декларация о необходимости активизировать сотрудничество в области транспорта энергоносителей на Корейский полуостров;
-соглашение на проектирование, поставку оборудования и строительство нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Нижнекамске (Татарстан), предполагающее корейские инвестиции в объёме 1,7 млрд долларов;
-соглашение с Samsung по десятилетнему проекту модернизации Хабаровского НПЗ стоимостью 500 млн долларов;
-кредитные соглашения на 50 млн долларов для финансирования поставок южнокорейских товаров и услуг в Россию.
Общая сумма инвестиций по подписанным соглашениям превышает 4 млрд долларов.
Россия предложила выплату её $1,7 миллиардного долга Южной Кореи через совместные вложения в Северную Корею, например железнодорожный проект. По итогам 2010 года Корея заняла 3-е место среди стран Восточной Азии по объему товарооборота с Россией, пропустив вперед КНР и Японию.
- Глава 1. История
- Глава 2. Политика и государственное устройство
- Глава 3. Внешние отношения
- Введение
- Глава 1. История
- История Кореи до Второй мировой войны
- Развитие Кореи после II Мировой войны
- Глава 2. Политика и государственное устройство
- 2.1. Президент
- 2.2. Парламент
- 2.3. Вооружённые силы Республики Корея
- Глава 3. Внешние отношения
- 3.1. Север
- Список источников и литературы