logo search
Китай

11.Экономические отношения с другими странами. Структура мэо Китая.

Китайская Республика была одной из стран-основательниц Организации Объединённых Наций (наряду с США, Советским Союзом, Великобританией и Францией).

Большое внимание уделяется в Китайской Республике сотрудничеству с Всемирной торговой организацией. Китайская Республика не только является полноправным членом этой важнейшей международной торговой организации, но и активно участвует в ее деятельности, в некоторых вопросах влияет на принятие важных решений ВТО.

После долгих и активных усилий Китайская Республика вступила во Всемирную Ассамблею Здравоохранения. Это стало большим успехом правительства в его политике по присоединению к крупнейшим международным организациям и по координации программ здравоохранения с ВОЗ-ом и другими международными медицинскими структурами.

Китайская Республика также принимает активное участие и в работе одной из важнейших международных организаций Организации Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Тайбэй уже на протяжении многих лет входит в эту организацию и активно участвует в ее работе на правах полноправного члена.

Основными целями внешней политики Китая в Центральной Азии продолжают оставаться следующие: создание зоны безопасности на западных рубежах КНР; недопущение вхождения региона в орбиту влияния США и прихода к власти в центрально азиатских странах недружественных режимов; обеспечение гарантированного доступа к богатой минерально-сырьевой базе и дальнейшее открытие рынков государств региона для сбыта китайской продукции. При этом следует отметить пока все еще сохраняющееся стремление Пекина на сближение с Москвой, базирующееся на близости оценок геополитической ситуации в Центральной Азии и вокруг нее, в первую очередь в контексте тактических по своему характеру задач по ограничению регионального влияния Вашингтона и его ближайших союзников. Однако, очевидно и то, что китайская стратегия ориентирована исключительно на отстаивание своих собственных, пусть и долгосрочных, но все же узко-национальных интересов, тем более в условиях наметившегося скорее всего краткосрочного сближения позиций США и РФ в ЦА.

Китайский Премьер Вэнь Джибао и Премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун присутствовали 23 октября в Пекине при подписании двустороннего Соглашения о свободной торговле (ССТ) между этими двумя странами. Соглашение о свободной торговле между Китаем и Сингапуром вступило в силу 1 января 2009 г., после того как обе стороны завершили необходимые законодательные процедуры.

На рубеже XXI века происходит исторический процесс объединения некогда разрозненных частей единого Китая. Процесс сближения КНР с бывшей британской колонией Гонконгом (ныне специальный район Сянган), а также с Тайванем носит комплексный характер.

Формирование так называемого «Большого Китая» имеет несколько аспектов, включая политические отношения, торгово-экономические связи, проблемы безопасности, культурные и гуманитарные контакты.

Доли Китая и России в мировой экономике, вполне сопоставимые полтора десятилетия назад, в настоящее время в связи с разной динамикой экономического развития в 1990-е годы заметно различаются (среднегодовой прирост ВВП КНР в период 1990-2007 годов составил 9,3%; в России, несмотря на положительные темпы прироста в 1999-2007 годы, уровень ВВП 1990 года пока не восстановлен).

Экономика Китая при расчетах ВВП по ППС с середины 1990-х годов является второй в мире по общим масштабам, составляя в настоящее время примерно 55% от экономики США. Следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что все прогнозы, предрекающие выход Китая по абсолютным размерам экономики на уровень США примерно к 2015-2020 годам, основаны именно на использовании показателя ВВП по ППС.

Характерная черта современной китайской экономики — зависимость её от внешнего рынка. По объёму экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт дает 80% валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс. наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55 % внешнеторгового оборота. Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело - , мото - и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. С 2004 года Китай уверенно лидирует в мире по объемам экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования, с 2005 года - в целом по объемам высокотехнологичного экспорта. Текстильная индустрия КНР — первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высшие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира. Эта продукция отличается низким качеством и ценой, совпадающей с ценой аналогичных качественных продуктов. Между тем, положительное сальдо торгового баланса Китая по итогам 2011 года составит 150 млрд. долл. Такой прогноз представило Министерство торговли страны. Таким образом, данный показатель существенно сократится - в 2010 году он составлял 183 млрд долл., а в 2009 году и вовсе превышал 196 млрд долл. В документе отмечается, что перспективы роста экспорта ухудшились в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры.

При изучении МЭО Китая были использованы статистические, аналитические и экономические методы анализа.

Независимая, самостоятельная, мирная внешняя политика - такого курса придерживается Китай в международных отношениях.

Китай независимо и самостоятельно вырабатывает свою позицию и политический курс по всем международным вопросам; он не вступает ни в какие союзы и не устанавливает никаких стратегических отношений с крупными державами или блоками стран, выступает против гегемонизма и политики силы.

Целью внешней политики Китая является защита мира во всем мире и создание мирной международной обстановки, благоприятствующей модернизации страны.

Китай стремится развивать отношения со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования, а именно: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.

Укрепление солидарности и сотрудничества с развивающимися странами «третьего мира», развитие добрососедских дружественных отношений с сопредельными странами -- таков краеугольный камень внешней политики Китая.

Китай выступает за создание системы международных отношений и нового международного политического и экономического порядка на основе пяти принципов мирного сосуществования.

В целом в китайской экономике ситуация в 2012 г. значительно ухудшилась. Рост ВВП замедлился до 8,1% в первом квартале, по сравнению с более 9% на протяжении почти всего 2011 г. (8,9% в конце года), а во втором – до 7,6%. Это самый низкий показатель с начала 2009 г., пика финансового кризиса. Прибыль в сфере промышленного производства упала в июле на 5,4% в годовом исчислении. Причем у многих экспертов есть сомнения в достоверности официальных китайских данных. Даже некоторые представители китайского правительства открыто признают, что эти данные носят лишь «справочный» характер.

Фундаментальной проблемой Китая остается пузырь на рынке недвижимости, рост государственного и корпоративного долга (в условиях падения экспорта и прибыли предприятий). Точных данных о госдолге Китая нет. Поэтому эксперты затрудняются давать какие-либо однозначные прогнозы об эффективности монетарной политики китайских властей. Корпоративный долг оценивается как 100% ВВП и это в условиях высокого уровня избыточных  производственных мощностей и продолжительных сроков окупаемости инвестиций.