2. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития национальной экономики России.
Развитие внешнеэкономической сферы любой страны рассматривается, как фактор, дополняющий и стимулирующий внутреннюю экономическую динамику посредством переплетения национальных и мировых воспроизводственных процессов, что в конечном итоге ведет к повышению уровня и качества жизни населения.
Функции внешнеэкономической сферы страны:
1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в стоимостной форме.
2. Организация международного денежного обращения.
3. Повышение ВВП страны и на этой основе рост благосостояния нации.
Таким образом, выстраивается причинно-следственная связь через механизм внешнеэкономических отношений, спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок отдельного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, финансовых учреждений.
Обобщенным результатом развития внешнеэкономической сферы страны явл:
- экономия народно-хозяйственных результатов,
- ускорение научно-технического прогресса,
- прогрессивные структуры сдвига в национальной экономике,
- рост национального дохода страны,
- рост уровня жизни населения.
ВЭД способствует интеграции России в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический и торговый центр.
( благодаря газу и нефти)
Характерные особенности ВЭД:
является составной частью общей экономической деятельности, через каналы внешней торговли обеспечивается реализация производимой в стране экспортной продукции и за счет импорта более полно удовлетворяются внутренние потребности страны.
ВЭД тесно связана с внешнеполитической деятельностью и способна активно содействовать ВЭП страны.
Функции ВЭД:
организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме.
Организация международного денежного обращения
повышение ВВП страны и на этой основе рост благосостояния нации
На современном этапе развития РФ ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы) формируют значительную долю бюджета.
Вместе с этим, на фоне положительных тенденций в РФ есть и отрицательные стороны:
- Привлекаемый иностранный капитал концентрируется, прежде всего, в торговле, в том числе в значительной степени во внешней, а также в топливно-сырьевых отраслях. России нужны новые технологии и развитие предпринимательства.
- На долю 5 товарных групп приходится около 80% экспорта (топливо, Ме, хим.товары, лесоматериалы, с/х сырье). Происходит активное исключение из структуры экспорта продукции машиностроения.
Влияние ВЭД на национальную экономику проявляется в сферах:
бюджетная – за счет притока таможенных платежей и увеличения налоговых платежей экспортно-ориентированных и совместных предприятий;
инвестиционная – за счет притока иностранных инвестиций и увеличение отечественных инвестиций;
производственная – за счет модернизации технологической и производственной базы;
социальная за счет увеличения занятости при наращивании экспортного производства и открытия совместных предприятий.
3) Основные участники ВЭД.
ВЭД стала широко употребляться в нашей стране в последнюю четверть 20 века. Содержание понятия ВЭД было расшифровано в Федеральном законе «Об экспортном контроле» 1999 г.: «внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».
В 1990-е годы участниками ВЭД стали сотни тысяч юридических лиц и миллионы физических лиц, ВЭД приобрела массовый характер.
Участники ВЭД - российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ. Глава 3. Участники внешнеторговой деятельности. Статья 10. Российские лица и иностранные лица как участники внешнеторговой деятельности. Любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Статья 11. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в осуществлении внешнеторговой деятельности. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.
4) Основные виды и формы ВЭД.
Виды | Формы |
1. внешняя торговля | Экспорт, импорт, бартерные сделки, компенсационные сделки. |
2. международное инвестиционное сотрудничество | Прямые зарубежные инвестиции, портфельные, кредитные соглашения, международный финансовый лизинг, совместное производство в рамках совместного предприятия. |
3. международное производственное техническое сотрудничество | Международные производственные кооперации, совместное сооружение объектов, совместно-производственные программы, подрядное сотрудничество. |
4. международное научно-техническое сотрудничество | Купле – продажа патентов и лицензий, совместные научные исследования, показания технической помощи, обучение персонала, оказание консультационных услуг. |
5. международные валютно-финансовые кредитные отношения | Предоставление кредитов и займов, проведение международных расчетов, купля – продажа валюты и ценных бумаг. |
Бартерная сделка - прямая товарообменная операция, проводимая на сбалансированной по стоимости основе с взаимной передачей права собственности на товар без использования денежных операций.
Для бартерных сделок характерны: - участие двух сторон; относительно короткий срок (не более года) исполнения сделки; оформление бартера единым контрактом; согласование контрактной спецификации до момента заключения сделки. В бартерном контракте оговариваются: либо эквивалентные по стоимости количества взаимопоставляемых товаров; либо сумма, на которую стороны обязуются поставить конкретные товары. Компенсационная сделка - обмен товаров на другие товары или услуги такой же стоимости; взаимное удовлетворение интересов контрагентов в той или иной форме. В основе компенсационной сделки лежит компенсационный договор, который может предусматривать частичное денежное покрытие, что отличает компенсационную сделку от бартерной сделки. КОНТРАГЕНТ (от лат. contrahens - договаривающийся; англ. co-signatory, contractor) - сторона в двустороннем или многостороннем гражданско-правовом договоре. ИНВЕСТИЦИИ ПРЯМЫЕ — 1) вложения непосредственно в материальное производство и сбыт определенного вида продукции; 2) вложения, в том числе в уставный капитал, обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций компании.
Портфельные инвестиции - инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль над предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.
КРЕДИТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ — договор между кредитором и заемщиком, определяющий размер и условия предоставления кредита, права и обязанности субъектов кредитных отношений. ЛИЗИНГ — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем (ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 г.).ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ — вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его.
5) Порядок выхода экспортоориентированных предприятий на внешний рынок. Стратегические аспекты принятия решения о выходе на внешний рынок.
При выходе на внешний рынок пред-е попадает в условия жесткой межд конкуренции. В этих условиях можно успешно работать лишь применяя современные методы упр-я в том числе и маркетинг, концепция маркетинга состоит в том, что вся деятельность пред-я, включая программы научно-технических исследований, произ-ва, капиталовложений, финансы, использование раб силы, а также программы сбыта технического обслуживания и т.д. основывается на современном состоянии потребительского спроса и прогнозирований его изменений в перспективе. И в том и в другом случае используется разнообразные методы, ср-ва, приемы и принципы в маркетинговой деятельности. Однако учитывать особенности зарубежных рынков при управлении предприятием весьма необходимо. Внеш рынки представляют более высокие требования и предлагаемым на них товарам, их упаковке сервису, рекламе и т.д. это объясняется острой конкуренцией между фирмами, производителями товара и преобладанием рынка покупателя, т.е. заметным повышением предложения над спросом. Изучение внеш рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует изучения большого кол-ва инф-ии из обычных источников. Эффективная работа на внеш рынке невозможна без творческого и гибкого использования маркетинговых методов, правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применение различных методов стимулирование сбыта деловой деятельности, рекламы и др. Для эффективной работы необходимо учитывать требования внеш среды, маркетинга, особенностей действующего законодательства, межд правила, соц-культурную среду, обычаи, правила валютно-фин расчетов и политику.
Исследование рынка служит основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара.
Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара, хар-ра деятельности предприятия, масштабов произ-ва экс товаров и др факторов.
Есть 3 способа выхода на внешний рынок.1-создание собственной бытовой сети. При выборе этого способа проникновения на зарубежный рынок, необходимо хорошо знать и иметь там постоянное представительство, которые являются сотрудниками данной фирмы экспортера, хорошо знающие продукцию. Этот способ хорош, если реализация продукции очень велика. 2-использование независимых торговых посредников. Целесообразность этого способа несомненно при внедрении на новые рынки, когда собственная система сбыта еще не создана, или требует больших затрат, создание неэффективно. Особое значение имеет использование независимых посредников, когда предприятие заинтересовано в обеспечении потребителя соответствующими услугами, которые она не в состоянии оказывать самостоятельно. 3-в отличии от предыдущих способов предполагающие, что товар создается на предприятии экспортера и в готовом виде поставляется на рынок, означает производство продукции, создание товаров полностью или частично в стране, на рынок которой стремится предприятие. Такой способ целесообразен, если данный рынок для фирмы чрезвычайно перспективен и если производство на месте может дать экономические выгоды (экономия на транспортировку, таможенных пошлинах).
6) Порядок проведения конъюнктурных и маркетинговых исследований рынка по выходу предприятия на внешний рынок.
При выходе на внешний рынок предприятия попадают в условии жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно работать лишь применяя современные методы управления в том числе и маркетинг. Его концепция состоит в том, что вся деятельность предприятия включая программы научно-технического исследования, производства, капиталовложения, финансы и т.д. основывается на современном состоянии потребительского спроса и прогнозирования его изменений в перспективе. Однако учитывать особенности зарубежного рынка необходимо. Нюансы: 1-внешние рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым товарам (упаковка, реклама). Это объясняется острой конкуренцией между фирмами. 2-изучение внешних рынков их возможности трудоемки и сложны, поскольку требует большого количества информации из рекламных источников. 3-эффективная работа на внешнем рынке неважна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: -правильного выбора сбытовой организации, контроль за работой торговых посредников, выбора и применение различных методов стимулирование сбыта, деловой деятельности , рекламы и т.д. 4-для эффективной работы необходимо учитывать требование внешней сферы маркетинга: -особенность действующего законодательства, -международные правила, -социально-культурную среду, -правила валютно-финансовых расчетов, -политику. Исследование рынка служит основой маркетинга и предполагает анализ всех условий имеющих значение для успешной реализации товара. Можно выделить след основные разделы маркетингового исследования рынка для ВЭД: изучение спроса, выявление потребности в товаре, уровень покупательной способности, требований покупателей к товару, факторы покупательного поведения, а также перспективы изменения потребности в товаре выраженных не только темпами роста, но и жизненным циклом товара. При выявлении потребности в товаре важен показатель емкости рынка, т.е. насколько он насыщен этим товаром. Емкость оценивается на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики. Если рынок насыщен, то при определении емкости рынка важное значение имеет определение потенциального круга покупателей. При анализе спроса, следует исходить из того, что покупатель сам определяет соответствие предлагаемого товара своим потребностям. Поэтому необходимо тщательно изучать требования потребителя к товарам имеющихся на рынке. Среди таких общих требований выделяют след: -высокое качество изготовления и безотказность в эксплуатации. –новизна, технический уровень изделия. –уровень послепродажного обслуживания. –количество и характер предоставляемых покупателям дополнительных услуг.
- 2. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития национальной экономики России.
- 8. Цели, задачи и основные принципы фз «Об основах государственного регулирования втд».
- 10. Классификация таможенных пошлин. Экономическая сущность таможенных пошлин во внешней торговле России.
- 11. Таможенная стоимость товара и методы ее определения.
- 13. Понятие, сущность и структура Товарной номенклатуры вэд России.
- 14.Понятие нетарифных методов регулирования во внешней торговле в России. Классификация нетарифных методов регулирования.
- 15. Основные направления внешнеэкономической политики, заложенные в Концепции социально-экономического развития России до 2020 г.
- 16.Применение защитных мер во внешней торговле России.
- 17.Особенности применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.
- 18. Становление и развитие экспортного контроля в России.
- 20. Основные инструменты государственной поддержки экспорта обрабатывающей промышленности России.