27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между конфликтующими, чтобы найти мирное решение: В древности в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые люди. В средневековой Европе до того, как были образованы национальные государства, важнейшую роль в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов играл папа римский. Выполняя скорее функции арбитра, чем посредника, он решал, как должен закончиться спор.
Начиная с 1648 г. и по сегодняшний день участие государств в урегулировании конфликтов весьма значительно. Однако в современном мире наряду с государствами третьей стороной выступают: группа государств, объединенных ad hoc для урегулирования конкретного конфликта; международные и региональные организации; церковь; неправительственные организации; отдельные лица.
Понятие «третья сторона» является широким и собирательным, включающим в себя такие понятия, как «посредник», «наблюдатель за ходом переговорного процесса», «арбитр». В настоящее время в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов выступают НПО - второе направление дипломатии. Под третьей стороной может пониматься также любое лицо, не имеющее статуса посредника или наблюдателя, однако занятое вопросами урегулирования конфликтных отношений между другими сторонами. Важно, что третья сторона вмешивается в конфликт именно с целью мирного урегулирования, а не для оказания помощи одному из участников. В последнем случае в зависимости от характера вмешательства третья сторона становится прямым или косвенным участником конфликта.
Средства воздействия третьей стороны на участников конфликта крайне разнообразны. Если же необходимо подчеркнуть специфику этого воздействия с использованием технологии переговоров, говорят о посредничестве, оказании добрых услуг, наблюдении за ходом переговоров, арбитраже.
Обычно под посредничеством понимается участие третьей стороны с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения.
Наиболее близкое к посредничеству понятие - оказание добрых услуг. Гаагской конвенцией 1907 г. о мирном завершении международных столкновений не предусматривается проведение различий между посредничеством и оказанием добрых услуг. Однако Э.А. Пушмин выделяет три основных критерия, по которым различаются эти понятия7: по способу возникновения (согласие одного или обоих участников конфликта), по целям и задачам и по практике применения.
Для того чтобы осуществить посреднические услуги, необходимо согласие обеих конфликтующих сторон, в то время как добрые услуги могут оказываться при согласии лишь одного участника конфликта. В этом случае третья сторона выступает от его имени в контакте с другим участником.
Посредничество и добрые услуги, как подчеркивает Пушмин, совпадают по своим конечным целям - содействовать мирному урегулированию конфликта, но различаются по ближайшим задачам -что и как делать. Добрые услуги направлены на то, чтобы побудить конфликтующие стороны разрешить конфликт мирными средствами и предоставить им условия для этого. Например, третья сторона может предложить свою территорию для проведения встреч между конфликтующими участниками или быть своеобразным почтальоном, доставляя сообщения от одного участника конфликта другому. Посредничество же предполагает, как правило, более существенное участие третьей стороны в урегулировании конфликта. Она не только организует переговоры, но и участвует в них, помогая найти взаимоприемлемые формулы решения. Поэтому иногда предлагается различать посредничество и добрые услуги по тому, насколько активна роль третьей стороны (посредничество) или, напротив, пассивна (оказание добрых услуг).
В отношении практики применения более распространенным является посредничество.
Наблюдатель за ходом переговоров еще в меньшей степени вовлечен в процесс урегулирования. Однако сам факт наблюдения создает условия для снижения напряженности между сторонами, так как сдерживает их от проявления враждебных действий по отношению друг к другу или нарушения ранее достигнутых договоренностей и тем самым способствует поиску переговорного решения.
В целом же различия между понятиями посредничества, оказания добрых услуг, наблюдения за ходом переговоров довольно условны. Иногда по тем или иным причинам стороны соглашаются на предоставление им добрых услуг при урегулировании конфликта или наблюдение третьей стороны за переговорным процессом при его урегулировании, хотя на самом деле речь идет о полноправном посредничестве. Например, в конце 1980-х гг. при урегулировании намибийской проблемы СССР и США формально выступали как наблюдатели, но реально выполняли посреднические функции.
Международный арбитраж отличается от остальных понятий юридической силой своих решений для спорящих сторон. Участники должны следовать арбитражному решению, хотя могут быть и не согласны с ним.
Главными средствами воздействия третьей стороны при посредничестве, предоставлении добрых услуг, наблюдении за переговорным процессом являются убеждение и оказание помощи в нахождении мирного решения, для чего третья сторона прибегает к консультациям с конфликтующими сторонами и методам челночной дипломатии (поочередного согласования вопросов с каждым из участников конфликта). Однако в арсенале средств воздействия третьей стороны на участников конфликта имеются средства ограничения и принуждения (например, отказ в предоставлении экономической помощи в случае продолжения конфликта, применение санкций к участникам и т.п.).
Деятельность неправительственных организаций в условиях конфликта может быть крайне разнообразна: доставка гуманитарной помощи, сбор информации о реальном положении дел, помощь в установлении контактов и внедрение образовательных программ, ставящих своей целью изменение ориентации людей с конфликтного поведения на поиск согласия. Иногда деятельность неправительственных организаций непосредственно связана с восстановлением разрушенных военными действиями коммуникаций, обеспечением населения продовольствием и водой.
Неправительственные организации в основном ориентируются на оказание воздействия на массовом уровне. Они обычно устанавливают обширные связи с различными слоями населения. При этом сами НПО воспринимаются на уровне массового сознания в большинстве случаев как более нейтральные и независимые посредники по сравнению с официальными. Работая на уровне масс, неправительственные организации часто располагают детальной информацией с мест событий. Для официальных посредников в силу их обычно меньшей численности и ряда других причин оказывается затруднительным сбор такой информации. Этот фактор влечет за собой еще одно преимущество неправительственных организаций с точки зрения возможности влияния на конфликтующие стороны - наличие доверия со стороны участников конфликта к представителям НПО как к наиболее знающим реальное положения дел лицам.
В то же время подобная деятельность имеет и ряд ограничений. Нередко преимущества, которыми обладают неофициальные посредники, являются одновременно и недостатками. Так, работая с отдельными лицами в конкретном районе и получая информацию от них, представители неофициальной дипломатии нередко не видят картины в целом, что, естественно, затрудняет урегулирование конфликта. Более того, информация не всегда перепроверяется неофициальными представителями, а в некоторых случаях она искажается в процессе передачи.
Другим ограничением деятельности неправительственных организаций является то, что их представители не всегда подготовлены с профессиональной точки зрения. В НПО в качестве волонтеров порой работают люди, не имеющие профессиональных знаний и навыков.
Наконец, разные НПО работают в условиях конфликта на основе своих принципов и норм, которые далеко не всегда совпадают, а то и противоречат друг другу, в результате чего возникают новые конфликты. Вице-президент одной из крупнейших неправительственных организаций «World Vision» A.C. Натсиос приводит пример распространения гуманитарной помощи во время конфликта в Руанде в 1994 г. в двух соседних деревнях различными неправительственными организациями. Одна НПО обеспечивала гуманитарной помощью всех нуждающихся, в то время как другая НПО доставляла гуманитарную помощь только при условии участия жителей деревни в проекте, ориентированном на снижение напряженности. В результате между жителями двух деревень возник конфликт.
Посредничество - одна из наиболее значительных сфер деятельности третьей стороны. Процедуры посредничества были разработаны еще в Древней Греции и применялись при урегулировании споров между греческими городами. Упоминание о посредничестве можно найти в Библии, «Илиаде» Гомера и других источниках. Оно широко использовалось в древнем Китае.
Особенно интенсивно посреднические услуги стали применяться после Второй мировой войны. По данным Л. Сасскинда и Е. Баббита, с 1945 г. по начало 1990-х гг. посредничество использовалось примерно в 2/3 конфликтов в Африке и Латинской Америке; в 80% случаев в конфликтах на Ближнем Востоке. Практически во всех современных международных конфликтах в той или иной степени участвуют посредники.
Посредничество - относительно дешевый и достаточно гибкий способ воздействия на конфликт с целью его урегулирования мирными средствами. Оно в большинстве случаев принимается населением и не вызывает негативных реакций, которые, например, порождает применение санкций или введение войск.
Важнейшим моментом в посредничестве является то, что оно, хотя и не исключает использование средств давления (угрозы, отказ в предоставлении экономической помощи в случае продолжения конфликта и т.п.), в целом ориентировано на диалог конфликтующих сторон между собой и каждой из них с посредником.
Обычно к посредничеству прибегают, когда:
участники конфликта не видят выхода из конфликтной ситуации;
стороны крайне подозрительно и недоверчиво относятся к друг другу;
имеются серьезные различия в культуре, идеологии или религии, которые создают дополнительные коммуникационные барьеры;
по крайней мере одна из сторон отказывается признать другую;
участники конфликта проявляют желание урегулировать его мирными средствами.
Эти условия являются наиболее типичными, но не обязательными для участия посредника в конфликте. Например, в 1960-х и 1970-х гг. начались прямые контакты между США и Китаем при отсутствии официальных дипломатических отношений между ними.
Выделяются следующие основные функции посредника:
формирование и поддержка ориентации участников конфликта на поиск взаимоприемлемого решения проблемы на уровне как лидеров, так и общественного сознания;
оздание условий для обмена информацией и точками зрения между участниками конфликта (обеспечивает каналы коммуникации), помощь сторонам в формировании адекватных образов относительно интересов и целей друг друга;
помощь в диагностике ситуации и поиске взаимоприемлемых решений, содействие в интерпретации информации, оценке предложений, выявлении возможных вариантов решений и соглашений, внесение собственных предложений;
помощь в «сохранении лица» участников при выходе из конфликта;
контроль за взаимодействием сторон, а также выполнением ими договоренностей.
Посредничество не обязательно предполагает реализацию всех пяти названных выше функций в полном объеме. Например, посредник может сконцентрировать свое внимание на оказании помощи в получении и оценке информации (информационная помощь) или создании каналов коммуникации для обмена взглядами. К посредничеству прибегают в сложных ситуациях, что предъявляет высокие требования к посреднику. Как правило, при выборе посредника исходят из соображений того, что посредник должен:
быть компетентным лицом (иметь соответствующие знания, умения и навыки);
быть незаинтересованным в решении вопроса в пользу какой-нибудь одной из сторон, независимым от участников конфликта, нейтральным и объективным;
обладать влиянием, престижем и авторитетом.
Говоря о нейтральности посредника, следует подчеркнуть, что это понятие является относительным. У посредника всегда есть свои интересы или, по определению Т. Шеллинга, своя «платежная матрица». Посредник заинтересован по крайней мере в том, чтобы конфликт был разрешен мирными средствами, неуспех посреднической миссии может отразиться на его престиже, авторитете и т.п. Кроме того, сами конфликтующие стороны могут исходить из различных критериев нейтральности и объективности (как, впрочем, и компетенции), порой несправедливо обвиняя посредника в отсутствии этих качеств. В связи с этим некоторые авторы подчеркивают, что речь должна идти не столько о его нейтральности, сколько о его приемлемости для участников конфликта.
28. Переговоры как метод урегулирования международных конфликтов
При наличии вооруженного конфликта участники приступают к переговорам, как правило, только тогда, когда убедятся, что возможности силовых действий исчерпаны, а цена продолжения конфликта становится слишком высокой. Однако и в этом случае стороны какое-то время еще могут продолжать конфликт. На это есть разные причины: трудно оценить все положительные и отрицательные моменты, связанные с окончанием конфликта, а также условия, при которых они реализуются; каждый из участников пытается завоевать максимально возможное перед началом процесса по мирному урегулированию, с тем чтобы усилить свою позицию на переговорах (например, захватив часть территории, затем предложить ее для торга); стороны не видят, как можно выйти из конфликта, сохранив свое лицо, и т.п. В результате нередко наблюдается картина, когда переговорный процесс то начинается, то прерывается, и конфликт продолжается.
Урегулирование конфликта в большинстве случаев предполагает постепенность. Как писал У. Зартман, стороны должны «созреть для решения». Попытка сразу перейти от острого вооруженного конфликта к переговорам часто ведет к тому, что переговоры проваливаются. Стороны оказываются не готовы к совместным решениям. В результате формируется недоверие к переговорам как таковым.
В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности означает прохождение ряда фаз, отличающихся по своим задачам (границы между фазами могут быть проведены лишь условно, в зависимости от того, на каких задачах делается основной акцент):
прекращение насильственных действий;
установление диалога, подготовка к проведению переговоров;
начало переговорного процесса;
выполнение достигнутых договоренностей.
Поскольку в конфликте как минимум два участника, принцип постепенности дополняется принципом синхронности. Это означает, что стороны должны находится одновременно на одной и той же фазе. И если один из них в результате спланированных операций или действия экстремистских сил возвращается к предыдущей фазе, то, как правило, и другой следует за ним. В результате насилие становится причиной или по крайне мере поводом для прекращения начатых переговоров.
Тем не менее само намерение участников конфликта вести переговоры означает многое. Французский дипломат Ж. Камбон заметил, что тот, кто говорит о переговорах, хотя бы отчасти подразумевает соглашение. Однако начало переговоров, разумеется, не означает, что стороны смогут и в конце концов захотят найти взаимоприемлемое решение.
Переговоры обладают рядом функций, главная из которых - совместное решение проблемы, лежащей в основе конфликта. Важно, что решение принимается участниками совместно и любое одностороннее решение не является лучшей для них альтернативой. Р. Фишер и У. Юри показали, что отсутствие наилучшей альтернативы переговорному решению (BATNA - the best alternative to a negotiated agreement) - необходимое условие для переговоров.
Переговоры обычно многофункциональны и предполагают одновременную реализацию сразу нескольких функций, образующих иерархию. Почти на всех переговорах по урегулированию конфликта наряду с главной функцией присутствуют и другие. Некоторые из них вполне хорошо согласуются с основным предназначением переговоров - совместно с противоположной стороной решать проблему, другие - явно противоречат основной функции. Последнее побудило отечественного исследователя и дипломата В.Л. Исраэляна ввести термин «антипереговоры».
Наиболее существенными и часто используемыми функциями на переговорах кроме главной являются следующие: информационно-коммуникативная (выявление и прояснение точек зрения, позиций, обмен взглядами, установление каналов коммуникации); регуляционная (регуляция, контроль и координация действий участников); решение собственных внутри- и внешнеполитических задач (например, участие в переговорах может использоваться в предвыборной кампании для демонстрации стремления к миру).
При ведении переговоров существуют две стратегии: торг (bargaining) и совместный с партнером поиск решения проблемы (joint problem-solving). В п е р в о м случае участники рассматривают переговоры как продолжение борьбы и возможность добиться победы при реализации собственных целей и интересов в максимально полном объеме. Они стремятся «выторговать» наиболее выгодный для себя итоговый документ, мало заботясь о целях и интересах другой стороны, о том, насколько партнер будет удовлетворен итогами переговоров, и вообще о том, насколько проблема будет решена. При этой стратегии используются тактические приемы, предполагающие манипулирование: стороны стремятся дать как можно меньше информации о своих истинных интересах и намерениях, значительно завышают первоначальные требования, используют различные приемы оказания давления и шантажа с целью добиться желаемого соглашения, в том числе угрозы, ультиматумы и т.п. В результате такой борьбы, которая порой длится долго, участники могут прийти к некому компромиссному варианту и заключить соглашение (т.е. совместно принять решение).
Во втором случае предполагается ориентация не на то, чтобы заставить партнера принять совместное решение, а на совместный анализ проблемы и совместный поиск вариантов решения. В рамках этой стратегии по-иному понимается победа или успех переговоров, а именно, как разрешение противоречий и максимальное взаимное удовлетворение интересов всех сторон. Эта стратегия подразумевает в значительной степени открытость обоих участников, формирование отношений диалога. Именно через диалог участники стараются по-иному увидеть проблему и ее решение. В диалоге происходит формирование новых отношений, ориентированных в перспективе на сотрудничество и взаимопонимание. При использовании этой стратегии стороны исходят не из альтруистических соображений, а из того, что найденное посредством диалога решение позволит сделать договоренности наиболее прочными.
В переговорной практике нередко используются обе стратегии. Сама ситуация переговоров, предполагающая как совпадение, так и расхождение интересов участников (в противном случае переговоры не нужны и стороны переходят или к сотрудничеству, или к конфликту), ведет к тому, что в абсолютном своем выражении торг и совместный с партнером поиск решения проблемы оказываются сложно реализуемыми. Однако очень важно, на что преимущественно ориентируются участники. В ситуациях, когда структура интересов сторон близка к нулевой сумме, торг будет явно доминировать. Важным является и то, на какую перспективу ориентируются стороны на переговорах. При заинтересованности в сохранении длительных отношений в большей степени они будут ориентироваться на партнерских подход, если же главным для них является получение сиюминутный выгоды, начнет превалировать торг.
29. Специфика международных конфликтов 1990-х гг.
Окончание холодной войны сначала вселило надежду на то, что межгосударственные конфликты останутся в прошлом. Наиболее отчетливо в академических кругах эта позиция была выражена Ф. Фукуямой, заявившим на страницах американского журнала «National Interest» о конце истории. Логика его рассуждений строилась на том, что победа либеральных сил в бывших социалистических государствах и прежде всего государствах, образованных в результате распада СССР, снимает глобальное противостояние Востока и Запада, а вместе с этим и проблему региональных конфликтов, которые оба блока использовали в своих интересах. Именно в этом смысле и должен был наступить конец истории как истории войн и конфликтов.
Схожие ожидания, может быть, в менее выраженном виде, были и у ряда политиков. Так, президент Дж. Буш (старший), говоря о нападении Ирака на Кувейт в августе 1990 г., заявил, что он прервал краткий миг надежды на новый мир, свободный от террора.
Однако оказалось, что конфликты не ушли из истории. Более того, в конце 1980-начале 1990-х гг. вооруженные конфликты становятся одной из наиболее актуальных проблем в международных отношениях: их количество не уменьшается. Более того, вооруженные конфликты вспыхивают на территории Европы, где начались две мировые войны и где возникновение конфликтов после окончания холодной войны казалось просто невероятным. Реакцией на такое развитие событий стала своего рода программная статья С. Хантингтона о конфликте цивилизаций в другом американском журнале -«Foreign Affairs». Суть ее заключалась в том, что следует ожидать множества конфликтов, в основе которых лежат не межгосударственные противоречия, а противоречия, обусловленные этническими, религиозными и другими различиями, относящимися к цивилизационным.
Во второй половине 1990-х гг. количество конфликтов, а также конфликтных точек в мире после небольшого всплеска в конце 1980-начале 1990-х гг., по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ), стало снижаться. Так, в 1995 г. насчитывалось 30 крупных вооруженных конфликтов в 25 странах мира, в 1999 г. - 27 конфликтов, также в 25 точках земного шара, в то время как в 1989 г. их было 36 в 32 зонах. С конца 1990-х гг. количество конфликтов держится примерно на одном уровне.
Данные по конфликтам, могут различаться в зависимости от источника, поскольку нет четкого критерия того, каков должен быть «уровень насилия» (количество убитых и пострадавших в конфликте, продолжительность конфликта, характер отношений между конфликтующими сторонами и т.п.), чтобы произошедшее рассматривалось как конфликт, а не как инцидент, криминальные разборки или террористические действия. Например, М. Солленберг и П. Валлен-стин определяют крупный вооруженный конфликт как «продолжительное противоборство между вооруженными силами двух или более правительств или одного правительства и по меньшей мере одной организованной вооруженной группировкой, приводящее в результате военных действий к гибели не менее 1000 человек за время конфликта, и в котором непримиримые противоречия касаются управления и/или территории». Другие авторы называют цифру 500 и даже 100 погибших.
В то же время конфликты 1990-х гг. приобрели качественно иной характер. Прежде всего, с мировой арены в этот период практически исчезли «классические» межгосударственные конфликты, которые были типичны для расцвета государственно-центристской политической модели мира. Так, по данным М. Солленберг и П. Валленстина, из 94 конфликтов, насчитывавшихся в мире за период 1989-1994 гг., только 4 можно считать межгосударственными. К их числу, например, относится вторжение Ирака в Кувейт в августе 1990 г. В 1999 г. только 2 из 27 конфликтов, по оценкам Т.Б. Сейболта (ежегодник СИПРИ), были межгосударственными. Ряд авторов подчеркивает, что на протяжении довольно длительного периода количество межгосударственных конфликтов идет на убыль.
На смену межгосударственным конфликтам в начале 1990-х гг. пришли политические конфликты, протекающие на территории одного государства - внутренние конфликты. Это разнообразные конфликты между центральными властями и этнической/религиозной или иной группой (группами) в различных частях мира направлены на: 0 отделение и формирование нового государства - сепаратистские
конфликты (например, чеченский, абхазский, косовский); 0 борьбу за власть (например, в Непале).
Это могут быть также конфликты между различными этническими или иными группами за власть, в результате чего центральная власть фактически перестает существовать, как, например, произошло в Сомали.
Будучи внутригосударственными, такие конфликты часто имеют значимую международную составляющую, которая выражается в решениях, заявлениях и т.п. других государств и межправительственных организаций и международных неправительственных организаций, а также их вовлечении в процесс урегулирования. Именно по этой причине конфликты рассматриваются как международные.
Другой характеристикой конфликтов 1990-х является множество вовлекаемых в них участников - различных движений, формирований со своими лидерами, структурной организацией и т.п., нередко выступающих с требованиями. Конфликт из-за своей многоплановости приобретает характер многоголовой гидры. В случае затяжного конфликта лидеры различных движений часто оказываются не в состоянии поддерживать дисциплину среди соратников. В результате полевые командиры выходят из-под контроля, совершая самостоятельные рейды и операции. Их силы распадаются на отдельные группы, нередко конфликтующие друг с другом. Информация, поступающая от разных групп, часто оказывается противоречивой. Она попадает в СМИ, но проверить достоверность отдельных фактов весьма затруднительно.
К урегулированию конфликта одновременно подключаются также много внешних акторов - государственных и негосударственных. Влияние всех этих участников на конфликт вносит элемент непредсказуемости в его развитие и сложности в урегулирование. Тем не менее выстраивается схема воздействия на конфликт, которая является не только многосторонней, но и многоуровневой, т.е. уровень официальной дипломатии дополняется уровнем неофициальной дипломатии.
Важно, что участники, занятые урегулированием, действуют совместно (хотя, разумеется, не всегда взаимодействие проходит легко). В результате на уровне отдельных конфликтов де-факто начинает выстраиваться своего рода модель глобального управления. В связи с этим все большую популярность приобретает новое направление практики -мультинаправленная дипломатия (multi-track diplomacy). Сам термин предполагает сотрудничество представителей официальной дипломатии с теми, кто занимается данной деятельностью в рамках второго направления дипломатии. Причем мультинаправленная дипломатия подразумевает не просто слияние первых двух направлений, но и подключение к ним деловых структур, частных лиц, исследовательских и образовательных центров, религиозных деятелей, местных активистов, адвокатских и филантропических организаций, представителей средств массовой информации, а также распределение функций между ними.
Изменился и силовой характер воздействия на конфликты, в связи с чем появился даже термин «миротворческие операции второго поколения». Они предполагают более широкий спектр применения различных средств в конфликте, в том числе использование военно-морских сил и авиации. При этом военные операции стали осуществляться и без согласия государства, в котором возник конфликт, как было, например, в бывшей Югославии. Эта практика получила название «принуждение к миру» и довольно неоднозначно воспринимается различными государствами, политическими деятелями, движениями и т.п.
Третьей особенностью конфликтов 1990-х стало то, что именно в них и через них с особой остротой стали проявляться противоречия существующей политической системы мира. С одной стороны, опасность вооруженных конфликтов в эпоху глобализации (появление беженцев, экологические проблемы и т.п.) заставляет вмешиваться в конфликт извне, с другой - очевидно, что такое вмешательство может использоваться в интересах того, кто вмешивается, способствоватьинтернационализации и расширению конфликта, расшатывать принцип национального суверенитета.
В качестве причин развития конфликтов 1990-х гг. назывались многие: развитие урбанизации и миграция населения в города, к чему оказались не готовы многие государства, в частности Африки; рост национализма и фундаментализма как реакция на развитие процессов глобализации; распад СССР и окончание холодной войны и многие другие.
И все же среди большого количества факторов, влияющих на развитие конфликтов последнего времени, особо следует выделить перестройку мировой политической системы, ее отход от Вестфальской модели, господствовавшей в течение столь длительного времени. Трансформация политической системы мира и изменение функций государства повлекли за собой размывание суверенитета и поставили вопрос об идентичности. Мир, заключенный в Европе после Тридцатилетней войны и положивший начало системе национальных государств, как замечает румынский исследователь М. Малица, привнес в жизнь чувство принадлежности к той или иной стране. В эпоху безраздельного господства национального государства идентификация основывалась во многом на осознании принадлежности к тому или иному государству. В конце XX в. происходит размывание государственной идентичности, что сопровождается формированием иных видов идентичности, прежде всего по наиболее очевидному основанию - национальному и конфессиональному. Поэтому возникшие в 1990-е гг. конфликты получили название конфликтов идентичности.
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества