logo search
Международная экономика 2

Региональные торговые соглашения как характерная черта современной международной торговли.

Региональные торговые соглашения (РТС) являются характерной чертой современной многосторонней торговой системы.

Региональные торговые соглашения – это соглашения двух или большего числа государств, создающие зону свободной торговли, таможенный союз или более глубокие интеграционные объединения.

Правила ВТО разрешают такие соглашения. Статья XXIV ГАТТ отмечает, что положения ГАТТ не препятствуют членам ВТО создавать таможенные союзы или зоны свободной торговли, а также применять временные соглашения, цель которых – образование интеграционных группировок. При условии, что такие соглашения будут содействовать развитию свободной торговли и не приводить к созданию препятствий в торговле с участниками региональных торговых соглашений.

Государства, желающие создать региональные торговые соглашения, обязаны уведомить об этом ВТО (Совет по торговле товарами). Для рассмотрения вопроса о соответствии региональной торговой группировки правилам ВТО, создается рабочая группа, которая изучает этот вопрос и готовит рекомендации.

Договоренность о толковании статьи XXIV ГАТТ-1994 предусматривает, что страны-участницы региональных соглашений представляют в Секретариат ВТО один раз в два года доклады о функционировании региональных торговых соглашений.

Эффект от участия в РТС для участвующих в соглашении стран и для мировой торговой системы в целом неоднозначен.

Существуют две основные системы взглядов на регионализм.

Одна из них заключается в том, что интеграционные объединения способствуют закрытости и диверсификации торговли. В данном случае критики регионализма утверждают следующее. Во-первых, в процессе формирования интеграционных связей преобладает создание торговли, что препятствует эффективной диверсификации и не позволяет достигать оптимального размещения ресурсов в мировом масштабе.

Во-вторых, в интересы участников региональных и преференциальных соглашений не входит дальнейшая либерализация вследствие того, что может произойти диверсификация торговых связей (например, африканские страны поддерживали борьбу ЕС против решения Уругвайского раунда ГАТТ снизить пошлины на тропические товары).

В-третьих, в рамках некоторых интеграционных объединений вырабатывается система протекционистских мер, направленных на защиту от товаров, происходящих из третьих стран.

В-четвертых, большое внимание, уделяемое внутрирегиональным проблемам, отвлекает политиков от участия в решении общемировых задач, то есть происходит так называемая диверсификация интересов.

Сторонники РТС подчеркивают преимущества, вытекающие из расширения масштабов, конкуренции и привлечения инвестиций в более крупные экономики. Несмотря на то, что либерализация в рамках РТС является вторичной задачей, она может стать единственной возможностью, если:

  1. либерализация в данной сфере на многостороннем уровне невозможна или не может быть достигнута из-за противоречий.

  2. РТС могут служить полигоном для инноваций и основой для принятия новых правил торговли на многостороннем уровне. Создание региональных блоков способствует усилению степени внешней открытости и созданию и расширению торговли.

В работах многих экономистов выдвигаются шесть аргументов в защиту регионального объединения стран. К ним относятся:

1. Либерализация и главным образом унификация и снятие нетарифных ограничений в рамках интеграционных объединений осуществляются быстрее, чем в рамках всей мировой торговой системы. Это можно рассматривать как основу для дальнейшей либерализации, поскольку решения, принятые на уровне группировки, редко подлежат пересмотру в сторону ухудшения.

2. Кроме того, очень многие меры по либерализации, отработанные и проверенные в региональных масштабах, были перенесены в практику ВТО.

3. Инициативы по региональной интеграции являются хорошим стимулом для дальнейшей активной работы чиновников и политиков на международном уровне.

4. В региональных и преференциальных соглашениях создаются основы для создания торговли, региональная либерализация лишь ускоряет эти процессы и облегчает их регулирование.

5. Региональные механизмы зачастую позволяют подтянуть уровень экономического развития более слабых звеньев региона за счет более сильных в экономическом отношении партнеров.

6. Многие интеграционные объединения способствуют решению сложных политических конфликтов, которые не могли быть решены до сих пор.

К основным региональным ассоциациям относятся: Андский общий рынок (1990 г.), МЕРКОСУР (1992 г.), Соглашение о свободной торговле между странами АСЕАН (1992 г.), Европейский Союз (1993 г.), Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (1994 г.), Зона свободной торговли СНГ (1994 г.), ЕвразЭС (1999 г.) и т. п.