Заключение
По причине финансового и экономического кризисов спрогнозировать на ближайшее время развитие стран СНГ достаточно сложно. Но очевидно, что с наименьшими потерями из создавшейся ситуации выйдут наиболее устойчивые страны. Сейчас же можно говорить лишь о том, с какими показателями страны входят в период рецессии.
В ряде стран СНГ введен достаточно либеральный режим предпринимательской деятельности, что дает возможность надеяться на привлечение иностранных инвестиций. По индексу экономической свободы, рассчитываемому Heritage Foundation в 2008 г. среди 157 стран мира, Армения находилась на 28 месте, Грузия – на 32, Кыргызстан – на 70, Казахстан – на 76, Молдова – на 89, Азербайджан – на 107, Таджикистан на 114, Узбекистан на 130, Украина – на 133, Россия – на 134, Беларусь – на 150, Туркменистан – на 152. По классификациям этого индекса, среди стран СНГ только Армения входит в число стран «в основном свободных». К «относительно свободным» были отнесены были отнесены Грузия, Кыргызстан, Казахстан. Остальные страны были квалифицированы как «экономически несвободными»73. Очевидно, что в подобных классификациях экономические показатели тесно переплетены с политическими пристрастиями.
Л. Вардавский и А. Шурубович (институт экономики РАН) предлагают классификацию стран по целям и задачам модернизации. По их мнению это также дает возможность учитывать этот фактор при разработке программ взаимного экономического сотрудничества. Таким образом по нацеленности процессов экономической модернизации страны СНГ можно разделить на три группы:
1. Страны Центральной Азии без Казахстана – Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, в которых модернизация экономики тесно связана с продолжение индустриализации.
2. Ведущие страны СНГ – Россия, Казахстан, Беларусь, Украина, а также, вероятно, и Азербайджан, в которых модернизация предполагает реиндустриализацию с последующим переходом к постиндустриальной экономике.
3. Армения, Грузия и Молдова, в которых модернизация нацелена на формирование современной сферы услуг и отдельных конкурентноспособных секторов промышленности и сельского хозяйства74.
Поэтому очевидно, что сотрудничество стран СНГ играет большую роль в процессах модернизации. Однако интеграционные объединения этого региона не всегда имеют четко выраженную ориентацию на модернизацию национальных экономик. В свою очередь, различия в темпах модернизации выступают существенным фактором растущих различий СНГ по многим социальным и экономическим показателям. Они затруднят поиск баланса интересов стран – лидеров по модернизации и стран-аутсайдеров. Подтягивание отстающих стран должно происходить путем развития в сферах образования, исследований и разработок. Наблюдающийся дефицит в странах СНГ квалифицированных и креативных кадров затрудняют процессы модернизации. Страны, располагающие большими финансовыми ресурсами для обновления экономики, притягивают к себе кадры из бедных стран. Это еще больше усиливает дифференциацию стран по темпам модернизации.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что прошедший период для государств Содружества характеризовался развитием национальных экономик, созданием предпосылок для роста взаимовыгодного сотрудничества. В среднем по государствам – участникам СНГ валовой внутренний продукт увеличился на 9%, производство промышленной продукции – на 7%, инвестиции в основной капитал – на 20%, перевозки грузов – на 5%, розничный товарооборот – на 16% 75 .
Это не может не внушать определенный оптимизм в вопросе регионализации поссоветского пространства.
- Оглавление
- Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития 14
- Часть 2. Евразийский регион: политика и безопасность 381
- Предисловие
- Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития интеграционные и трансформационные процессы в современном мире
- Институционально-правовая структура содружества независимых государств
- Республика беларусь
- Геополитическое положение рб
- Система органов государственной власти рб
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Украина
- Геополитическое положение Украины
- Система органов государственной власти Украины
- Политические партии и электоральные процессы
- Территориально-политическая система Украины
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Молдова
- Геополитическое положение рм
- Система органов государственной власти рм
- Политические партии и электоральные процессы
- Приднестровская Молдавская республика (пмр)
- Переговорный процесс
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Страны закавказья грузия, армения, азербайджан, абхазия, южная осетия Общая характеристика региона
- Историко-географические особенности
- Геополитическое положение Грузии
- Система органов государственной власти Грузии
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Абхазия
- Современная ситуация
- Переговорный процесс
- Республика Южная Осетия
- Современная ситуация
- Республика Армения
- Геополитическое положение
- Система органов государственной власти ра
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Непризнанная Нагорно-Карабахская республика
- Современная ситуация
- Переговорный процесс
- Азербайджанская Республика
- Геополитическое положение
- Система органов государственной власти
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Страны центральной азии: киргизия, узбекистан, таджикистан, туркмения Общая характеристика региона
- Историко-географический очерк
- Республика Узбекистан
- Геополитическое положение ру
- Система органов государственной власти ру
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Киргизская Республика
- Геополитическое положение кр
- Система государственной власти кр
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности хозяйственной деятельности
- Внешнеэкономические связи
- Туркменистан
- Геополитическое положение Туркмении
- Система органов государственной власти Туркмении
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Таджикистан
- Геополитическое положение рт
- Система органов государственной власти рт
- Политические партии и электоральные процессы в рт
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Казахстан
- Геополитическое положение Республики Казахстан
- Система органов государственной власти Республики Казахстан
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Часть 2. Евразийский регион: политика и безопасность интеграционные процессы в регионе
- Договор о коллективной безопасности
- Международные экономические отношения в снг
- Заключение
- Список литературы