logo search
Анализ особенностей влияния политики либерализации торговли на темпы экономического роста развивающихся стран

Введение

В данной работе представлен новый взгляд на проблему выявления зависимости между темпами экономического роста и особенностями политики либерализации развивающихся стран, принятыми этими государствами. На данный момент исследователи склоняются к общему выводу, что открытость в сфере международной торговли государства приводит к более позитивным экономическим показателям. Однако, более глубинные причины данной взаимосвязи до сих пор неоднозначны, особенно когда дело касается развивающихся стран. В частности, каковы особенности политики либерализации торговли, целью которой является максимизация прибыли развивающегося государства?

Для ответа на данный вопрос мы составляем гипотезу в рамках данной исследовательской работы. Чтобы ее проверить мы применяем методы статистического анализа. Основная мысль, которая будет доказываться в данной работе формулируется следующим образом: чтобы политика либерализации торговли заработала (в плане положительного влияния на темпы роста ВВП), необходимо провести реформы, позволяющие улучшить качество институтов в развивающемся государстве, иначе эффекты политики либерализации будут нивелированы, или даже приведут к более низким показателям темпов роста ВВП. С теоретической точки зрения, объяснение данного тезиса связано с идеей о первостепенности долгосрочных институциональных изменении перед эффектами краткосрочных изменений политик (policies).

В течение последних десятилетий в международной повестке дня лидирующих государств находился вопрос о помощи развивающимся государствам с их экономическими затруднениями. Однако, даже после десятилетий борьбы с бедностью до сих пор присутствуют государства, которые не могут преодолеть свои экономические трудности. В связи с этим возникает вопрос об адекватности текущих политик, направленных на повышения экономического благосостояния развивающихся государств. В данной статье мы приводим анализ одного из аспектов данных политик, связанных с использованием механизма международной торговли в качестве инструмента повышения экономической благосостояния. Исходя из того, что бедность до сих пор остается одной из главных проблем некоторых развивающихся государств, необходимо проводить исследования с области изучения механизмов либерализации торговли и его влиянии на экономический рост государств с учетом уровня их развитости. Таким образом, актуальность данного исследования лежит в необходимости разработки более эффективных стратегий, направленных на повышение темпов экономического роста развивающихся государств.

На международной арене существует общая идея о том, что открытость торговли ведет к более быстрым темпам экономического роста. Однако, когда дело касается развивающихся государств данная связь не кажется столь очевидной. Среди исследователей в области проблем экономического развития не существует общего мнения по поводу того, ведет либерализация к положительным или негативным эффектам на темпы экономического роста. Мы можем представить основные причины. Во-первых, если рассмотреть торговую открытость (операционализация особенностей политики либерализации торговли государства) в качестве фактора, влияющего на темпы экономического роста (операционализируется темпами роста ВВП), тогда необходимо иметь в виду, что этот фактор является эндогенным. Другими словами, при расчете темпов роста ВВП государства мы неизбежно включаем некоторые аспекты торговой деятельности государства на международной арене. Этот факт осложняет анализ связи между этими двумя параметрами. Во-вторых, чтобы преодолеть проблему эндогенности, некоторые исследователи разработали индексы, операционализирующие политики либерализации торговли. Однако, это приводит к проблеме робастности. Дело в том, что многие из указанных индексов приводят к совершенно различным друг от друга результатам, что также затрудняет проведение исследований в данной области. Этот факт говорит о том, что до сих пор не было разработано робастного индекса, который мог бы дать валидные результаты. Более того, необходимо обосновать ложность предыдущих индикаторов, что также является предметом для споров среди исследователей.

В-третьих, возможно, что связь между либерализацией торговли и экономическим ростом имеет нелинейную природу. Это значит, что основной инструмент статистического анализа, классическая модель регрессии, становится более сомнительным для использования при анализе связи между торговлей и экономическим ростом относительно развивающихся государств. Чтобы преодолеть проблему нелинейности необходимы более утонченные инструменты. Более того, если нелинейная связь действительно имеет место, тогда некоторые предыдущие исследования также ставятся под сомнение.

Новизна данной работы связана с доказательством того, что положительный эффект от одностороннего повышения степени либерализованности торговли со временем уменьшается, а в итоге нивелируется полностью, а избежать этого помогает политика, связанная с улучшением качества институтов. Для проверки гипотезы предлагается использование новаторской - измененной -модели регрессии, приспособленной для анализа нелинейных связей между переменными благодаря использованию переменных-модераторов и квадратичных эффектов. То есть, в рамках данной работы мы попытаемся специфицировать модель регрессии таким образом, что проблема нелинейности будет преодолена.

Именно, квадратичный эффект будет применен по отношению к переменной, опреционализирующей политику либерализации торговли в развивающемся государстве. С содержательной точки зрения, это значит, что мы проверяем гипотезу о том, что либерализации торговли имеет положительное влияние на темпы экономического роста на начальных этапах, однако затем данное влияние нивелируется, и может стать отрицательным. Что касается переменных-модераторов, то с помощью них мы операционализируем влияние качества институтов на зависимость между политикой либерализации торговли и темпами экономического роста. Предполагается, что если развивающиеся государства проводят политику либерализации торговли совместно с мероприятиями по повышению качества институтов, то нивелирование влияния политики либерализации торговли на темпы экономического роста, о котором говорилось выше, не происходит. Именно данный тезис, мы собираемся обосновать при построении указанной модели регрессии.

Целью данной работы является выявление внутреннего механизма работы либерализации и его влияния на темпы экономического роста развивающихся государств.

Ниже приведены задачи исследования:

1) Собрать данные по развитым странам по уровню качества институтов, темпов роста ВВП, уровню либерализации торговли;

2) Оценить модель регрессии, учитывающую взаимодействие уровня либерализации и качества институтов

3) Оценить модель регрессии, учитывающую нелинейность уровня либерализации и ее взаимодействие с качеством институтов;

4) Проанализировать результаты.

Таким образом, проблема нашего исследования связана с неоднозначностью зависимости между либерализацией торговли и темпами экономического роста, связанных с:

1) нелинейной зависимостью между переменными;

2) недооценкой влияния качества институтов.

Соответственно, исследовательский вопрос, ответ на который мы ищем формулируется следующим образом: Какое влияние оказывает политика в области либерализация на экономическое благосостояние развивающихся стран?

Основываясь на предыдущих исследованиях мы предполагаем, что связь между либерализацией торговли и темпами экономического роста в развивающихся странах носит нелинейный характер. Однако, данная связь может быть линеализирована с использованием статистических инструментов, а именно, с использованием квадратичных эффектов и переменных-модераторов. Нашей гипотезой является тезис о том, что главной причиной нелинейной связи касательно развивающихся государств является игнорирование качества институтов. Другими словами, мы можем линеализировать связь между экономическим развитием и торговой открытостью с использованием операционализации качества институтов как переменной-модератора. Политика либерализации торговли, таким образом, может быть нивелирована особенностями исполнения законов межграничной транспортировки, особенностями исполнения антимонопольных законов в специализированных рынках, группами интересов. Данные препятствия, по нашему мнению, исходят из низкого качества институтов, регулирующих экономическую, политическую и социальную систему развивающихся государств.

Данные рассуждения служат главным обоснованием использования качества институтов как переменной-модератора. Таким образом, мы можем обозначить положения, выносимые на защиту:

1. Либерализация торговли имеет квадратичную зависимость с темпами роста ВВП для развивающихся стран;

2. Квадратичный эффект линеализируется с помощью характеристики качества институтов;

3. Повышение либерализации торговли при фиксированных уровнях качества институтов не ведет повышению темпов роста ВВП в развивающихся странах.

Основным методом изучения поставленной проблемы является модель множественной регрессии с квадратичными эффектами и переменной-модератором. Главным недостатком работы является неполноценное решение основных проблем исследования в данной области, а именно, проблема эндогенности и проверки на робастность, которые могли бы развеять сомнения о валидности построенной модели. Эти аспекты мы оставляем для дальнейшего изучения в других исследованиях.