1.3 Особенности регулирования мирового страхового хозяйства
В связи с развитием международной торговли страховыми услугами все большее значение приобретает унификация методов государственного регулирования страховой деятельности в различных странах. В этих целях в рамках Международной ассоциации органов страховых надзоров, учрежденной в 1994 году, положено начало выработке международных стандартов регулирования торговли страховыми услугами, цель которых состоит в выборе методов страхового надзора, которые составляли бы основу национальной политики страхового надзора в различных странах. Решение этой задачи предполагает установление основных количественных и качественных параметров требований страхового надзора в области финансового и административного регулирования, к числу которых можно отнести: требования к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций, порядок расчета маржи (резерва) платежеспособности страховщиков, формирование страховых резервов, инвестирование средств страховых резервов, регулирование перестраховочных операций, требования к деятельности страховых посредников и другие методы. Выработка и принятие таких стандартов в значительной мере облегчит задачу страхового надзора за деятельностью страховщиков, как национальных, так и иностранных, допущенных к проведению страховой деятельности на национальном рынке, сделает единообразными минимальные стандартные требования, предъявляемые мировым страховым хозяйством к деятельности страховщиков по предоставлению страховых услуг.
В последнее время в связи с конвергенцией страховой и банковской деятельности, сращиванием финансовых, банковских и страховых институтов обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций во многом зависит от финансовой устойчивости банков, инвестиционных компаний и других финансовых организаций. Это вносит изменения в приоритеты и методы осуществления страхового надзора, введение дополнительных требований к расчету маржи платежеспособности, запрещение совмещения банковской и страховой деятельности одним субъектом и другие методы. В некоторых странах для решения этой задачи формируются органы надзора, наделенные одновременно полномочиями контроля за банковской, страховой деятельностью и деятельностью операторов на фондовом рынке.
Всемерная глобализация мирового страхового хозяйства, расширение трансграничной торговли страховыми и перестраховочными услугами, включение страховых услуг в перечень видов услуг, международную торговлю которыми регулируют нормы и правила Всемирной торговой организации, дополняет задачи государственного регулирования национального страхового рынка вопросами, связанными с формулированием условие деятельности иностранных страховых организаций, перестраховщиков, страховых посредников и других организаций, оказывающих аффилированные к страхованию услуги, на национальной территории. Регулирование доступа иностранных компаний должно соответствовать требованиям Всемирной торговой организации, которые предполагают отсутствие дискриминации доступа на рынки для иностранных операторов из различных зарубежных стран, а также способствуют устранению дискриминационных ограничений для деятельности иностранных компаний на национальном рынке по сравнению с национальными страховщиками. В соответствии с правилами ВТО к числу таких дискриминационных ограничений относятся: запрещение учреждения дочерних страховых компаний и/или ограничение доли участия иностранных компаний в определенном проценте, не позволяющем установить полный контроль над учрежденной компанией; запрещение на проведение определенных видов страхования (например, страхование жизни, обязательные виды страхования и т.п.); запрещения или дискриминационные ограничения на деятельность иностранных перестраховщиков; установление государственной монополии на проведение страхования и перестрахования, установление обязательного перестрахования в государственной перестраховочной компании и другие меры.
Вместе с тем государственная политика в области регулирования доступа иностранных компаний на национальный страховой рынок должна обеспечивать надежность предоставления страховой защиты, финансовую устойчивость иностранных операторов и соответствие их деятельности требованиям национального законодательства в целях защиты интересов национальных потребителей страховых услуг - страхователей.
По мере развития рыночных отношений все большее значение в системе мер государственного регулирования приобретает антимонопольный контроль за деятельностью страховых организаций, а также других заинтересованных лиц при проведении страховых операций. Конкуренция -- один из важнейших инструментов саморегулирования развития страхового рынка. Однако учитывая технические особенности страхования и важность этого сектора экономики для полноценного и бесперебойного общественного воспроизводства, тенденция к образованию монополий на страховом и перестраховочном рынке велика. Их появление может быть связано как со стихийной тенденцией страхового рынка к выработке единых условий страхования, установлению единых (картельных) страховых тарифов и т.п., так и с определенными мерами государственного регулирования, выражающимися в унификации условий страхования, введении обязательного перестрахования в государственной перестраховочной компании, которая обеспечивает дальнейшую передачу страховых рисков зарубежным перестраховщикам, введение государственной монополии на проведение определенных видов (как правило, социально значимых) страхования. Учитывая приведенные выше основания, государственное регулирование конкуренции на страховом рынке является сложной и неоднозначной проблемой.
Основными формами государственного регулирования конкуренции на страховом рынке является недопущение каких бы то ни было соглашений между страховщиками, ограничивающими конкуренцию (в частности, устанавливающими дискриминационные условия для других страховщиков для проведения некоторых видов страхования среди определенного круга потребителей страховых услуг, или устанавливающими монопольно высокие или монопольно низкие страховые тарифы на проведение определенных видов страхования), недопущение контроля одним страховщиком и аффилированными с ним страховыми организациями контроля за определенной долей страхового рынка (как правило, допустимое значение ограничивается 25--30% получаемых страховых премий на национальной территории, полученной всеми страховщиками при проведении определенного вида страхования), недопущение приобретения одной страховой организацией контрольных пакетов других страховщиков, проводящих те же виды страхования, что и страховщик-покупатель.
Поощрение спроса на страхование с помощью налоговых льгот также можно считать одним из методов государственного регулирования страховых отношений. Формирование налоговых стимулов может стать дополнительным фактором, с помощью которого государство инициирует формирование частного спроса на страхование. При регулировании страховых отношений между частными страховщиками и предпринимателями государство способствует формированию спроса на страховые услуги путем признания страховых премий общественно необходимыми затратами и включением таких расходов в затраты на производственную деятельность. В противном случае расходы по страхованию было бы возможно уплачивать только за счет чистой прибыли страхователя. До принятия Налогового кодекса Российской Федерации право на включение расходов на страхование в себестоимость продукции, работ и услуг распространялось только на премии по обязательным видам страхования; по страхованию имущества, грузов, некоторых видов страхования ответственности и добровольному медицинскому страхованию - в пределах 3% себестоимости продукции, работ и услуг. Современная налоговая система Российской Федерации содержит достаточно налоговых стимулов для заключения договоров страхования хозяйствующими субъектами: помимо платежей по видам социального и обязательного страхования, в затраты могут быть включены в полном объеме расходы по основным видам имущественного страхования, а также в определенном размере по добровольному медицинскому страхованию, страхованию от несчастных случаев и страхованию жизни.
Государственное регулирование страховых отношений направлено на формирование целостной и взаимодополняющей системы страховой защиты общественных экономических отношений и социальных интересов граждан. Основу государственного регулирования в области страхования составляют:
- определение социально значимых рисков и выбор формы организации страховых отношений, призванных обеспечить защиту интересов граждан при их наступлении;
- формирование полноценного регулируемого страхового рынка, основанного на сочетании предпринимательских интересов страховщиков и обеспечении их финансовой устойчивости и платежеспособности для бесперебойного осуществления страховых выплат по заключенным договорам страхования;
- определение полномочий и функций государственного органа страхового надзора и наделение его системой властных полномочий для обеспечения соблюдения страхового законодательства всеми субъектами страхового рынка;
- формирование системы антимонопольного регулирования в целях защиты конкуренции на страховом рынке и недопущения использования монопольного положения его отдельных субъектов для получения необоснованных коммерческих преимуществ.
Государственное регулирование национального страхового рынка реализуется на основе национальной системы страхового права путем принятия правовых норм общего и специального действия, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных законах., постановлениях Правительства и указах Президента Российской Федерации, а также достаточно развитой системы ведомственных нормативных актов. В своей совокупности нормы страхового права могут быть сгруппированы по признаку предмета регулирования. Это позволяет выделить в национальной системе права как самостоятельные подсистемы право о договоре страхования, право страхового надзора, антимонопольное право и налоговое право.
Российская система государственного регулирования страхового рынка находится в стадии активного формирования. Принятые в последнее десятилетие основные законы в области страхования, специальные положения Гражданского кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Калового кодекса, нормативные акты федерального органа по надзору за страховой деятельностью создают основу для развития российского страхового рынка.
Подводя итог можно сказать, что по мере развития рыночных отношений все большее значение в системе мер государственного регулирования приобретает антимонопольный контроль за деятельностью страховых организаций, а также других заинтересованных лиц при проведении страховых операций. Конкуренция -- один из важнейших инструментов саморегулирования развития страхового рынка.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВОГО СТРАХОВОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
- 1.1 Понятие и значение мирового страхового хозяйства
- 1.2 Структура мирового страхового хозяйства
- 1.3 Особенности регулирования мирового страхового хозяйства
- ГЛАВА II. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МИРОВОГО СТРАХОВОГО ХОЗЯЙСТВА
- 2.1 Анализ тенденции развития мирового хозяйства
- 2.2 Проблемы функционирования мирового хозяйства и пути решения
- 23. Понятие мирового страхового хозяйства
- 31 Мировое страховое хозяйство
- 23. Понятие мирового страхового хозяйства
- Тема 8. Мировое страховое хозяйство
- 23. Понятие мирового страхового хозяйства
- Тема 12. Мировое страховое хозяйство.
- 2.13 Мировое страховое хозяйство
- Тема 31. Мировое страховое хозяйство
- Тема 11. Мировое страховое хозяйство