3 Регулирование ВЭД в регионе
3.1 Формирование механизма регулирования ВЭС на уровне региона
Принятие Верховной Радой Украины законов “О внешнеэкономической деятельности”, “Об иностранных инвестициях”, “Об основах создания свободных экономических зон”, Таможенного кодекса Украины свидетельствует о начавшемся практическом переходе к принципиально новым для Украины территориальным отношениям в области ВЭС, основанных на принципах самоуправления территориальных образований. Суть этого перехода заключается в отказе от бюрократической организации общественно-политической и хозяйственной жизни, регламентируемой сверху, и в освоении демократических форм в регионах при решении социально-экономических вопросов. Это обуславливается необходимостью повышения эффективности регионального механизма хозяйствования.
В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о конкретном исполнении принципов территориального управления, о создании правовых и экономических механизмов по их реализации. Разграничение компетенции создаст условия для самостоятельного законотворчества на всех уровнях территориального самоуправления. Это будет означать отход от существующей практики единообразного правового регулирования экономики и начало создания в центре и на местах индивидуальных систем законодательных актов. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в этих условиях будет иметь дифференцированный характер и многослойную структуру. В связи с этим целесообразно придать нормативным актам областных Советов и Советов крупнейших городов статус местных законов.
После разграничения полномочий за всеми уровнями территориального самоуправления закрепляется своя сфера регулирования и управления социально-экономической жизнью. Это даст им право самостоятельно, исходя из конкретных условий, формировать необходимые органы самоуправления.
Процесс самоорганизации на местах должен проходить параллельно и во взаимосвязи с организацией центральных государственных органов управления.
Один из наиболее важных признаков территориального самоуправления -- самостоятельность государственного и местного бюджетов.
Самостоятельность местных органов предполагает и определенную их автономию в вопросах налогообложения. Речь идет, прежде всего, о праве вводить местные налоги, сборы и платежи, а также устанавливать ставки и льготы по этим поступлениям. Закон Украины «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении» предусматривает установление таких налогов, однако практически местные налоговые системы не отработаны.
Одним из определяющих принципов территориального самоуправления является право собственности на часть государственного имущества и природных ресурсов. В общем виде это закреплено в Законах Украины «О собственности», «Об экономической Декларации о государственном суверенитете Украины» и других законодательных актах.
Признание многоуровневого и многосубъектного характера собственности должно вести к кардинальному изменению экономической и социальной роли регионов, к их утверждению в качестве равноправных субъектов хозяйствования, которым присущи и свои экономические интересы, направленные на воспроизводство факторов жизни и труда в региональном разрезе производственной и социально-экономической структуры общества, на удовлетворение моральных и духовных потребностей жителей региона посредством эффективного территориального хозяйствования.
Реализация региональных интересов связана с использованием местных факторов экономического и социального развития: рациональном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которыми располагает данная территория; совершенствованием регионального механизма хозяйствования; охраной окружающей среды; решения в рамках соответствующего территориального образования социальных проблем.
Несмотря на растущее внимание к проблемам регионов, до сих пор по-настоящему еще не создана необходимая теоретическая база, отражающая особенности текущего этапа и перспективы развития украинского общества. Все это не может не отразиться на практических мерах по совершенствованию регионального хозяйствования.
Комплекс законов Украины, постановлений Верховной Рады Украины, указов Президента Украины, принятых и изданных в 1990-1995 гг. в сфере внешнеэкономической деятельности, нацелен на ее активизацию путем децентрализации и демократизации, а также либерализации этого процесса.
Несмотря на очевидную подчас непоследовательность предпринимаемых шагов, все усиливается интерес производителей продукции к прямому выходу на мировой рынок, что обуславливает необходимость регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий по всему кругу вопросов на уровне региона. В областных центрах Украины созданы Управления внешнеэкономических связей. У отдельных предприятий и регионов Украины, Донбасса в частности, шансы для эффективного прямого делового общения с предприятиями и административными единицами зарубежных стран значительно выше, чем у централизованного комплекса Украины в целом.
- Введение
- 1 Организационно-экономический механизм ВЭД на уровне предприятия
- 1.1 Формы организации внешнеэкономической службы на уровне предприятия
- 1.2 Исследование рынка во ВЭД предприятия
- 1.3 Оценка эффективности ВЭД предприятия
- 2 Анализ внешнеэкономической деятельности Украины
- 2.1 Анализ экспорта Украины
- 2.2 Анализ импорта Украины
- 3 Регулирование ВЭД в регионе
- 3.2 Регистрация внешнеэкономических договоров
- Вывод
- 2. Полномочия Кабмина Украины во внешнеэкономической деятельности:
- Субъекты внешнеэкономической деятельности в Украине
- Тема 4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине
- 4.2. Правовые основы внешнеэкономической деятельности в Украине.
- Тема 16: «внешнеэкономическая деятельность украины».
- Значение и правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине
- §14.1. Понятие и значение внешнеэкономической деятельности в Украине
- Содержание и значение Закона Украины «о внешнеэкономической деятельности».