logo search
Анализ внешнеэкономической деятельности Ставропольского края и Германии

Введение

Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усилилось влияние внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики. Участие в глобальных процессах предоставляет регионам и странам возможность проникновения на новые рынки сбыта продукции, привлечения прямых иностранных инвестиций и новых технологий, но и несет у грозы оттока части ресурсов развития - кадров высокой

Внешнеэкономическая деятельность сегодня является одним из важнейших факторов формирования глобальной мировой экономики.

Актуальность работы определяется тем, что внешнеэкономические связи практически во всех странах мира определяют экономическое и социальное развитие государств, являются составной частью экономики.

При освящении теоретических вопросов ВЭД предприятия были использованы различные учебные пособия, статьи периодических изданий.

Целью работы является экономико-географический анализ внешних экономических связей Ставропольского края и Федеративной Республики Германии.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

- выявить условия и факторы формирования внешних экономических связей края и ФРГ;

- изучить и дать характеристику экономике Германии;

- определить место края в системе внешних экономических связей Российской Федерации;

- определить место и роль ФРГ в мировой экономике

Основным объектом исследования является структура экономики и ВЭД Федеративной Республики Германии. Также, объектом изучения является ВЭД Ставропольского края

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, в том числе Территориального органа Росстата по Ставропольскому краю, Федеральное статистическое ведомство официальные Интернет-сайты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также специальная литература.

Глава 1. Положение о министерстве экономического развития и торговли Ставропольского края

.Министерство экономического развития Ставропольского края (далее - министерство) является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики, осуществляющим в пределах своей компетенции управление и нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования экономического и социального развития Ставропольского края, внешнеторговой, внешнеэкономической, международной, межрегиональной, выставочно-ярмарочной, туристской, инвестиционной деятельности, включая реализацию отдельных механизмов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Ставропольского края, и инновационной деятельности, разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, а также уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - сфера деятельности министерства).

Министерство является правопреемником министерства экономического развития и торговли Ставропольского края по всем обязательствам, за исключением обязательств в сфере торговли.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ставропольского края, законами Ставропольского края и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках и других кредитных учреждениях, печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки и имущество, необходимые для осуществления своих функций.

Одной из основных задач министерства является проведение на территории Ставропольского края государственной политики в сфере анализа и прогнозирования экономического и социального развития Ставропольского края, внешнеторговой, внешнеэкономической, межрегиональной, туристской, инвестиционной деятельности, включая реализацию отдельных механизмов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Ставропольского края, и инновационной деятельности, по вопросам малого и среднего предпринимательства. Также министерство занимается осуществлением государственного управления и нормативно-правового регулирования в своей сфере деятельности.

На министерство могут быть возложены иные задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

В соответствии с возложенными на него задачами министерство разрабатывает проекты законов и различные документы, по которым требуется решение Губернатора Ставропольского края или Правительства Ставропольского края, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства, для внесения их Губернатору Ставропольского края, в Правительство Ставропольского края, а также проекты программы экономического и социального развития Ставропольского края. Министерство разрабатывает предложения по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства и издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными органами исполнительной власти Ставропольского края, нормативные правовые акты, обязательные к исполнению на территории Ставропольского края, а также иные правовые акты, дает разъяснения по их применению;

Министерство занимается разработкой методических материалов и рекомендаций по вопросам, входящих в сферу его деятельности. Министерство разрабатывает предложения для федеральных органов государственной власти по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и предложения по участию Ставропольского края в реализации Федеральной адресной инвестиционной программы.

Министерство прогнозирует социально-экономическое развитие Ставропольского края на очередной год и среднесрочную перспективу и прогнозирует развитие малого и среднего предпринимательства, а также составляет: сводный финансовый баланс Ставропольского края на очередной финансовый год и его основные показатели;

Министерство разрабатывает предложения в Правительство Ставропольского края об отнесении объектов туристских ресурсов к категории туристских ресурсов краевого значения; предложения по награждению государственными наградами Российской Федерации, наградами Ставропольского края, ведомственными наградами и знаками отличия работников и организаций в установленной сфере деятельности.

Совместно с органами исполнительной власти Ставропольского края министерство разрабатывает мобилизационный план экономики Ставропольского края и предложения по созданию, развитию, сохранению и эффективному использованию мобилизационных мощностей организаций, имеющих мобилизационные задания.

Министерство может выступать в роли государственного заказчика в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края; уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края, ответственным за реализацию мероприятий административной реформы в Ставропольском крае; уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края для взаимодействия с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации; координатором деятельности органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и хозяйствующих субъектов, потенциальных резидентов особых экономических зон с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами; главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.

Министерство осуществляет:

- формирование перечня краевых целевых и ведомственных целевых программ, принятых к разработке и подлежащих финансированию в очередном финансовом году;

- методическое руководство работой по разработке краевых целевых и ведомственных целевых программ;

- проведение экспертизы краевых целевых и ведомственных целевых программ;

- контроль за сроками разработки краевых целевых и ведомственных целевых программ и организует с участием заинтересованных органов государственной власти Ставропольского края экспертные проверки хода реализации отдельных краевых целевых и ведомственных целевых программ;

- согласование в пределах своей компетенции с государственными заказчиками федеральных целевых программ, основными их участниками возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников их финансирования в Ставропольском крае;

- представление в пределах своей компетенции материалов, необходимых для проведения анализа проекта федеральной целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки на территории Ставропольского края;

- в пределах своей компетенции государственный контроль в области инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края;

- мониторинг состояния и тенденций социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в соответствии со сферами деятельности министерства;

- информационное обеспечение инвестиционной привлекательности Ставропольского края, организацию имиджевых мероприятий;

- в пределах своей компетенции государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае;

- в пределах своей компетенции государственную поддержку субъектов инновационной деятельности в Ставропольском крае;

- в пределах своей компетенции государственную поддержку участников инвестиционной деятельности вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- в пределах своей компетенции государственную поддержку субъектов промышленной деятельности в Ставропольском крае;

- в пределах сферы деятельности министерства проведение анализа работы кредитных и страховых организаций, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, структуры размещаемых кредитных вложений в реальный сектор экономики Ставропольского края;

- проведение анализа состояния малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

- совместно с органами исполнительной власти Ставропольского края организацию выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций в пределах установленной сферы деятельности;

- контроль за исполнением законодательства о туризме в пределах своих полномочий;

- учет организаций любых организационно-правовых форм, осуществляющих туристскую деятельность;

- безотлагательное информирование турагентов, туроператоров об угрозе безопасности туристов на территории Ставропольского края и за его пределами;

- в пределах своей компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных ему организаций по мобилизационной подготовке;

- в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- отдельные полномочия по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края и переданного в оперативное управление подведомственным организациям, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;

- в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности министерства;

- прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию министерства, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В пределах своей компетенции министерство участвует в разработке и реализации на территории Ставропольского края федеральных целевых программ, также в подготовке для представления в Правительство Российской Федерации доклада о ходе реализации федеральных целевых программ за отчетный год в Ставропольском крае.

Министерство участвует в разработке приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Ставропольском крае, и в организации проведения мероприятий по гражданской обороне, разработке и реализации планов гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территории Ставропольского края. Министерство принимает участие в формировании перечня приоритетных инвестиционных проектов Ставропольского края и в формировании и реализации государственной финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, налоговой политики, в том числе по установлению отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот;

Министерство занимается организацией обменов делегациями между Правительством Ставропольского края и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств, ведущими иностранными и российскими организациями.

Министерство организует работу с представительствами субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, субъектов Российской Федерации на территории Ставропольского края для решения вопросов, связанных с межрегиональной, международной и внешнеэкономической деятельностью; конкурсный отбор инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований Ставропольского края, направленных на поддержку местных инициатив, подлежащих долевому финансированию из краевого Фонда софинансирования расходов; профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников министерства и подведомственных ему организаций, а также работников субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для выполнения своих функций и задач в установленной сфере деятельности министерство имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организаций, расположенных на территории Ставропольского края, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей информацию и материалы, необходимые для исполнения возложенных на министерство полномочий;

- привлекать в установленном порядке для разработки проектов прогнозов, программ социально-экономического развития Ставропольского края, отдельных экономических и иных вопросов научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские, консалтинговые организации, использовать возможности научного потенциала учебных заведений Ставропольского края, в том числе на договорной основе;

- представлять по поручению Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края интересы Ставропольского края на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, в иностранных государствах в части вопросов, входящих в компетенцию министерства;

- по поручению Правительства Ставропольского края участвовать в подготовке и подписании соглашений, договоров, заключаемых Правительством Ставропольского края с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными организациями, субъектами Российской Федерации, организациями, расположенными на территории Российской Федерации;

- представлять в пределах своей компетенции интересы Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края в органах государственной власти Ставропольского края и органах местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, а также в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;

- вносить в установленном порядке предложения по рассматриваемым на заседаниях Правительства Ставропольского края вопросам, входящим в компетенцию министерства;

- проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания по вопросам, входящим в компетенцию министерства, с привлечением руководителей и специалистов других органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, заинтересованных организаций;

- подготавливать и вносить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций, выступать их учредителем;

- учреждать ведомственные награды;

- учреждать в установленном порядке в целях выполнения возложенных на министерство задач печатные средства массовой информации;

- осуществлять в установленном порядке меры по социальной защите, улучшению условий труда, жилищных, культурно-бытовых условий и медицинскому обслуживанию работников министерства;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, рабочие группы), в том числе межведомственные в установленной сфере деятельности министерства.

Министерство наряду с правами может обладать иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность Губернатором Ставропольского края. Министр имеет первых заместителей, заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором Ставропольского края по представлению министра.

В отсутствие министра его обязанности исполняет первый заместитель министра, которому предоставляется право подписывать финансовые и другие распорядительные документы по всем вопросам деятельности министерства, в том числе доверенности.

В министерстве экономического развития Ставропольского края существуют отделы и другие службы, необходимые для осуществления его деятельности. В отделах работают специалисты, которые исполняют возложенные на них функции, имеют определенные обязанности и наделены соответствующими полномочиями.

Глава 2. ВЭД Ставропольского края

Организации Ставропольского края осуществляют вешнеэкономическую деятельность с 88 странами мира.

Внешнеторговый оборот Ставропольского края в 2007 году достиг 1334,0 млн. долларов США, что на 35,9% выше показателя предыдущего года. По итогам 9 месяцев 2008 года внешнеторговый оборот увеличился на 35,1% и составил 1238,2 млн. долларов США (Рис. 1).

Рис 1 - Динамика внешней торговли края

Наибольшие объемы внешней торговли в 2007 году приходились на США, Азербайджан, Бразилию, Украину, Грузию, Беларусь, Турцию, Италию, Египет, Индию, Китай, Германию.

Внешнеторговый оборот края (показатель включает данные таможенной статистики, а так же данные об объемах экспорта (импорта) товаров, полученных на основе форм федерального государственного статистического наблюдения) за 9 месяцев 2008 года составил 1,2 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с девятью месяцами 2007г на 35,1%, в том числе экспорт - на 25,5%, импорт - в 1,6 раза. Положительное сальдо торгового баланса составило 359,6 млн. долларов (в январе-сентябре 2007 г. - 356,2 млн. долларов).

Для организаций края, участников экспортно-импортных операций, третий квартал был более благоприятным. В сравнении со 2 кварталом т.г. объем экспорта увеличился в 2,5 раза, импорта на 6%.

Основной объем внешнеторговых операций (66,8%) приходился, как и в предыдущие периоды, на страны дальнего зарубежья. В экспорте доля этих стран составила 65,6% против 65,5% за 9 месяцев 2007 года, в импорте соответственно 68,9% против 66,8%. Объем торговли со странами дальнего зарубежья увеличился на 36,8%, со странами СНГ- 31,6%.

Внешняя торговля осуществлялась с 88 странами мира, наиболее активно с Италией, Германией, США, Бразилией, Китаем, Турцией, Украиной. На долю этих стран приходится 44,8% всего внешнеторгового оборота.

Как и прежде, экспортоориентированной продукцией края, в основном, является нефтехимическая (52,3%), продовольственные товары и сырье (36,1% всего объема экспорта).

За 9 месяцев 2008 г. объемы экспорта нефтехимической продукции увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 22,8%. Прирост объемов был обеспечен за счет повышения контрактных цен на основные виды продукции: на минеральные удобрения и аммиак безводный (в 1,7 раза), кислоту азотную (в 1,6 раза), кислоту ациклическую (на 21,2%), а так же увеличением поставок в физической массе: спиртов ациклических (в 3,3 раза), полимеров этилена (в 9,7 раза), возобновлением экспорта полимеров пропилена.

Поставки за рубеж продовольственных товаров и сырья возросли в 1,4 раза по сравнению с январем-сентябрем 2007 года, повысилась на 4,5 п.п. и их доля в общей структуре экспорта. Увеличились контрактные цены на основные экспортируемые товары: пшеницу- в 1,4 раза, кукурузу- в 1,5 раза. Объемы же их поставок в физической массе сократились соответственно на 6,2% и 28,3%. Возрос экспорт ячменя, муки, масла подсолнечного, воды минеральной.

В структуре экспорта 4,7% приходится на поставки машин и оборудования, 1,9% - черных и цветных металлов и изделий из них. Основные объемы (77,9%) машин и оборудования экспортированы в страны СНГ. Поставки черных и цветных металлов практически полностью (94,7%) осуществлены в страны вне СНГ.

В структуре импорта края 68,9% приходится на закупки в странах вне СНГ и 31,1%- в государствах-участниках СНГ. (Справочно: в январе-сентябре 2007 г. соответственно 66,8% и 33,2%). В январе-сентябре 2008 года рот стоимостного объема импорта в 1,6 раза был обеспечен увеличением ввоза товаров как из стран дальнего зарубежья (в 1,6 раза), так и из стран СНГ (в 1,5 раза).

Около половины объема (44,8%) в импортных поступлениях (без учета поставок из республики Беларусь) приходится на ввоз машин и оборудования.

Поставки в край машин и оборудования увеличились как из стран дальнего зарубежья (в 1,8 раза), так и из стран СНГ (в 2,4 раза). В их структуре преобладала техника для осуществления производственных процессов. Так, импорт машин сельскохозяйственных для подготовки и обработки почвы увеличился в 1,8 раза, машин и механизмов для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур - в 4,1 раза, тракторов - в 1,7 раза.

Стоимость импорта продовольственных товаров и сырья увеличилась на 37,9%. Однако их доля снизилась с 18,4% в январе-сентябре 2007 года по 16,1% в анализируемом периоде. В номенклатуре продукции возросли закупки шоколада и прочих готовых пищевых продуктов, содержащих какао (на 21,8%), мучных кондитерских изделий (в 1,7 раза), кофе (на 16,3%), возобновились поставки сахара-сырца. В то же время сократился импорт кукурузы, соли, крепких спиртных напитков.

Объемы закупок продукции нефтехимии увеличились на 29,2%, в том числе средств защиты растений и моющих средств - в 1,5 раза, карбонатов- на 4,1%, готовых клеев - на 10,1%. Меньше стали ввозить эфиров простых ( на 19%), инициаторов реакций (в 9,4 раза).

Продукции черной и цветной металлургии импортировано на сумму 37,3 млн. долларов, что в 1,8 раза больше, чем в январе-сентябре 2007 года. Ввоз этого товара увеличился как из стран дальнего зарубежья (в 1,9 раза), так и из стран СНГ (в 1,6 раза). Однако, несмотря на существенную положительную динамику основные показатели ВЭД, рассчитанные на душу населения, в Ставропольском крае ниже средне-российских в 8 раз.(Таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели ВЭД в расчете на душу населения

Ед. измерения

Россия

ЮФО

Ставропольский край

Внешнеторговый оборот (2007 год)

долл. США на душу населения

4020,0

907,0

494,0

Иностранные инвестиции (2007 год)

долл. США на душу населения

840,0

95,0

109,0

Также возрос экспорт услуг за январь-сентябрь 2008 года, составив 24,1 млн. долларов, что на 17,9% больше, чем за январь-сентябрь 2007 года, импортировано услуг в объеме 7,7 млн. долларов, или в 2 раза больше. Сальдо баланса услуг сложилось положительное в сумме 16,4 млн. долларов. (Справочно: за январь-сентябрь 2007 года - положительное в сумме 16,5 млн. долларов).

2007-2008 годы стали рекордными по показателю «привлеченные иностранные инвестиции» за всю историю статистического наблюдения. В 2007 году в край поступило 295,1 млн. долларов США иностранных инвестиций, что в 11,3 раза больше, чем в 2006 году. За 9 месяцев 2008 года - 760,7 млн. долларов США (Рис.2).

Основными экспортными услугами (83,6% всего объема) являются услуги здравоохранения, связи, транспортные. Импортируются более всего (89,7%) услуги инженерные и транспортные.

Основной объем иностранных инвестиций за отчетный период поступил на предприятия, деятельность которых связана с производством и распределением электроэнергии - 95,9% от всего объема поступлений. Поступление иностранного капитала в деятельность ресторанного и гостиничного бизнеса составили 10,9 млн. долларов (1,4%), в организации транспорта и связи - 5,5 млн. долларов (0,7%), в организации, занимающиеся строительством - 3,9 млн. долларов (0,5). В развитие оптовой и розничной торговли за отчетный период было вложено 2,9 млн. долларов (0,4%), в здравоохранение 2,6 млн. долларов (0,3%).

Иностранные инвестиции были получены из 24 стран мира, против 16 стран в январе - сентябре 2007 года. Основными инвесторами выступили предприниматели Кипра, на долю которых приходится более половины всех поступлений из-за рубежа - 57,1%. На долю США - 28,9%, Великобритании - 8,5%, Австрии - 3% иностранных инвестиций (Рис. 2)

Рис. 2. Динамика привлечения иностранных инвестиций

Глава 3. Структура экономики Германии

Немецкая экономика организована по принципу «социальной рыночной экономики» Ее основным элементом является сочетание принципов свободы на рынке и социального баланса. Но прежде, чем приступить к изучению тех или иных факторов влияющих как на социальные, так и на экономические процессы в целом, необходимо рассмотреть Германию не только с экономической точки зрения, но и дать краткий обзор страны, так как без полноценной картины сложившейся ситуации трудно понять и рассмотреть ее отдельные части.

Германия имеет выгодное географическое положение, как со стратегической так и с климатической точки зрения. Но, несмотря на то, что в Германии в той или иной степени представлены все виды природных ресурсов, в целом их недостаточно, поэтому на 80% потребность в ресурсах обеспечивается за счет импорта.

Германия - густонаселенная страна с благоприятными условиями жизнедеятельности, развитой системой социального обеспечения и высоким уровнем образования. Для Германии характерны тенденции, присущие ряду развитых стран: низкие показатели рождаемости и смертности, медленный прирост населения.

Проблема демографического кризиса, возникшая в 70-е годы двадцатого века, обострилась в начале двадцать первого века и на сегодняшний день естественный прирост населения отрицательный.(Рис 3.)

Рис. 3 - Демографическое исследование населения Германии, чел.

Несмотря на принимаемые меры, количество жителей страны увеличивается за счет иммиграции, что непосредственно влияет на экономику за счет появления новой рабочей силы, порой более дешевой, что в свою очередь вызывает рост безработицы среди коренного населения. Так, в 2008 году количество безработных составило 3.267.545 человек, что на 508 000 человек меньше чем в 2007 году. Таким образом, уровень безработицы упал на 1,4%.(Таблица 2)

Таблица 2 - Количество безработных и уровень безработицы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Количество безработных, млн. чел.

4,37

4,38

4,86

4,49

3,77

3,27

Уровень безработицы, %

11,6

11,7

13,0

12,0

10,1

8,7

Рис. 4 - Уровень безработицы в ФРГ, %

Также, в силу проблемной демографической ситуации и недостатков системы социального обеспечения, коренное население страны не обеспечивает достаточное количество квалифицированных трудовых ресурсов, поэтому правительство Германии проводит политику привлечения квалифицированной рабочей силы из-за рубежа. С другой стороны, Германия, как страна с высоким уровнем жизни и благоприятными социально-экономическими условиями, находясь в центре Европы, привлекает огромное количество иммигрантов из различных стран мира. Ввиду высокой значимости фактора труда для обеспечения устойчивого развития страны, в Германии осознают политику миграции как политику будущего, разработка и реализация которой в значительной степени определяет перспективы качественного улучшения производственного процесса и становления новой экономики.

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными, чем Германия.

По данным Федерального статистического ведомства ФРГ, структура экономики герани является таковой, что 0,8% ВВП создается в сельском хозяйстве, 29,6% - в промышленности, 69,6% ВВП - в сфере услуг. Для большей наглядности это можно представить в виде рисунка (Рис. 5)

Рис. 5 - Структура ВВП Германии.

Доля сельского хозяйства за послевоенный период сильно снизилась. Тем не менее, сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли экономики, получает государственные субсидии, что делает его не слишком эффективным. Ведущая отрасль - животноводство. Германия экспортирует мясо, масло, зерно.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

¦ автомобилестроение;

¦ транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

¦ общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

¦ электротехническая промышленность;

¦ точная механика и оптика;

¦ химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг («ауди», «даймлер-бенц»), Нижней Саксонии («фольксваген»), Гессене («опель»), Северной Рейн-Вестфалии («форд, опель»), Баварии (БМВ) и Саарленде («форд»). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но «фольксваген», «опель» и «даймлер-бенц» быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок.

С конца XIX века Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как «Siemens», «AEG», «Telefunken», и «Osram». После Второй мировой войны и разделения Германии наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и других центрах Южной Германии. В ГДР электротехническая и электронная промышленность была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта отрасль в восточных землях развития не получила, из-за сильного износа и старения производственных мощностей.

В тот же период начался подъем и химической промышленности: Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков - в Людвигсхава. Восточногерманские заводы в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды.

Текстильная отрасль германской экономики в последнее время перенесла свою производство за границу, но по-прежнему остается одной из самых мощных отраслей. Предприятия текстильной промышленности расположены в Северном Рейне-Вестфалии и южной Баварии.

Особое место в промышленности занимает производство точной механики и оптики. После объединения западногерманская фирма «Zeiss» приобрела схожее по профилю производство в Йене. Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной и пищевкусовой промышленности. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Восточной Европы, пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.

В мировом хозяйстве Германия специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме.

Германия располагает весьма развитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, в Германии находятся некоторые из крупнейших в Европе и мире воздушных гавань и морских портов. В сфере транспорта применяются самые передовые технологии.

В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая четвертое место в мире, по объему производимого ею ВВП.

Так, в 2008 году объем ВВП составил 2 492,0 млрд. Евро превысив показатель предыдущего года на 1,3 %(Рис 6, 7)

Рис 6. - Объем ВВП Федеративной Республики Германии, млрд. Евро

Рис. 7 - Динамика изменения ВВП ФРГ в процентном соотношении к предыдущему году.

Глава 4. Внешнеторговая политика Германии

Внешняя торговля Германии стала одной из наиболее динамичных отраслей хозяйства, развитие которой опережает другие отрасли экономики и рост валового внутреннего продукта в целом. При этом наиболее быстрыми темпами растет экспорт, стимулируя развитие экспортно-ориентированных отраслей. (Таблица 3)

Таблица 3 - Внешнеторговый оборот Германии, млн. Евро

 

2003

2004

2005

2006

2007

Оборот

1 198 989

1 306 992

1 414 353

1 627 036

1 735 123

Экспорт

664 455

731 544

786 266

893 042

965 236

Импорт

534 534

575 448

628 087

733 994

769 887

Сальдо

129 921

156 096

158 179

159 048

195 349

Рис. 8 - Динамика внешней торговли Германии

Свыше 55% экспорта Германии приходится на четыре товарные группы - автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары.

Германским компаниям принадлежит первое место в экспорте готовых химических товаров (17%). Участие в международной торговле продукцией общем машиностроения отражает состояние конкурентоспособности продукции. По удельному весу в мировом экспорте: страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них - горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование и т.д. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля - около 12% мировых поставок и третье место в мире после КНР и Италии в экспорте одежды - 6 - 7%.

Страна занимает четвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу экспорта составляют молочные и мясные продукты.

В то же время повышается роль сферы услуг. Однако интенсивность мировой торговли услугами ниже, чем торговли товарами. По доли торговли услугами во всем обороте ФРГ уступала другим ведущим странам: в 2003 г. он составил 17,3%, тогда как в США - 20,3%, Японии - 18,8%, Великобритании - 25,7%, Франции 19,7% [15].

По данным ВТО, в 2006 году Германия заняла 3-е место в мире (после США и Великобритании) по экспорту услуг, общий объем которых составил более 140 млрд. долларов США. В некоторых отраслях (например, экспорт строительных и почтовых услуг) Германия заняла лидирующие позиции в мире. По экспорту транспортных услуг ФРГ находится на втором месте, а в таких секторах как логистика, финансовые услуги, телекоммуникации немецкие предприятия относятся к наиболее значимым экспортерам услуг.(Таблица 5)

Таблица 5 - Динамика товарной структуры экспорта Германии в 2004-2006 гг.

Товар

2004

2005

2006

Всего

731 544

786 266

896 048

Продукция пищевой промышленности

25 907

28 326

28 921

Напитки, табак

4 879

5 743

5 941

Сырьевые товары (исключая минеральное топливное сырье и его продукты)

11 609

12 541

14 983

Минеральное топливное сырье, продукты

14 177

16 986

22 058

Продукция химической промышленности

100 646

109 274

122 785

Продукция обрабатывающей промышленности

101 581

109 335

124 117

Продукция машиностроительной и электротехнической промышленности

381 226

404 925

440 932

Различные готовые промышленные товары

72 327

77 372

83 875

Прочие товары

17 790

20 424

51 132

Как видно из составленной таблицы, наибольший удельный вес (49,2%) в общей товарной структуре экспорта Германии занимает продукция машиностроительной и электротехнической промышленности. Так же достаточно высока доля продукции химической и обрабатывающей промышленности (13,7% и 13,9% соответственно). За период 2004-2006 гг. наблюдается положительная динамика роста экспорта продукции всех отраслей промышленности. Что же касается удельного веса, то для сырьевых товаров, в т.ч. для топливного минерального сырья, и прочих товаров можно отметить, что их удельный вес вырос. Для сырьевых товаров - 1,6% до 1,7%, для прочих товаров - с 2,4% до 5,7%. В связи с этим понизился удельный вес продукции пищевой (с 3,5% до 3,2%), химической (с 13,8% до 13,7%), машиностроительной и электротехнической промышленности (с 52,1% до 49,2%). Удельный вес продукции обрабатывающей промышленности остался неизменным (13,9%). Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени специализируется на экспорте продукции машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности.

В импорте основная доля приходится на готовые промышленные товары и полуфабрикаты. Эти группы и дали основной прирост импорта за счет таких товаров, как автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, текстиль, одежда, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье.

По данным годового статистического отчета Германии за 2007 год была составлена таблица, в которой прослеживается динамика товарной структуры импорта Германии в 2004-2006 гг.(Таблица 6)

Таблица 6 - Динамика товарной структуры импорта Германии в 2004-2006 гг.

Товар

2004

2005

2006

Всего

575 448

628 087

731 479

Продукция пищевой промышленности

33 928

35 742

35 945

Напитки, табак

5 091

5 070

5 030

Сырьевые товары (исключая минеральное топливное сырье и его продукты)

18 945

20 413

24 594

Минеральное топливное сырье, продукты

52 487

72 209

89 833

Продукция химической промышленности

66 424

73 466

81 396

Продукция обрабатывающей промышленности

78 010

84 299

96 046

Продукция машиностроительной и электротехнической промышленности

226 521

239 399

260 105

Различные готовые промышленные товары

68 734

71 993

74 396

Прочие товары

23 650

23 637

61 580

Как видно из составленной таблицы, наибольший удельный вес (35,6%) в общей товарной структуре импорта Германии занимает продукция машиностроительной и электротехнической промышленности. Так же достаточно высока доля продукции химической и обрабатывающей промышленности, минерального топливного сырья (11,1%, 13,1% и 12,3% соответственно). За период 2004-2006 гг. наблюдается стабильный рост импорта продукции всех отраслей промышленности. Что же касается удельного веса, то для сырьевых товаров, в т.ч. для топливного минерального сырья, и прочих товаров можно отметить, что их удельный вес вырос. Для сырьевых товаров - 3,3% до 3,4%, для прочих товаров - с 4,1% до 8,4%. В связи с этим понизился удельный вес продукции пищевой (с 5,9% до 4,9%), химической (с 11,5% до 11,1%), машиностроительной и электротехнической (с 39,4% до 35,6%) и обрабатывающей промышленности (с 13,6% до 13,1%). Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени импортирует продукцию машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности и минеральное топливное сырье.

Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.

Важнейшим торговым партнером Германии по-прежнему остается Франция. Вторым по величине рынком сбыта германской продукции - после Франции - стали США.

Что касается германского импорта, то США занимают здесь второе место, уступая лишь Франции. За ними следуют Нидерланды и Италия.

С 1999 г. начал расти объем германской внешней торговли со странами Центральной и Восточной Европы, включая страны СНГ. Польша закрепила за собой позицию ведущего торгового партнера Германии на востоке Европы.

В целом 70-75 % объема германской внешней торговли приходится на европейские государства, примерно 13 % - на азиатско-тихоокеанский регион, около 10 % - на Северную Америку и примерно по 2 % - на Африку и Латинскую Америку.(Таблица 7)

Наибольшую долю в экспорте имеют страны ЕС (62,3%), велика доля стран НАФТА (10,1%) и других стран (21,2%). Можно заметить, что увеличивается доля в экспорте Германии Китая (с 2,2% до 3,1%) и других стран (с 18,4% до 21,2%). В связи с этим уменьшается доля стран ЕС (с 62,7% до 62,3%), НАФТА (с 12,2% до 10,1), АСЕАН (с 1,8% до 1,6), а так же Японии (с 1,9% до 1,6).

Что же касается импорта, то здесь основным партнером являются так же страны ЕС (57,6%), хотя их удельный вес в общем импорте Германии уменьшается (с 60,7% до 57,6%).

Таблица 7 - Динамика географической структуры экспорта Германии в 2002-2006 гг.

Страны

2002

2003

2004

2005

2006

млн. евро

%

млн. евро

%

млн. евро

%

млн. евро

%

млн. евро

%

Всего

651 320

100

664 455

100

731 544

100

786 266

100

896 048

100

ЕС

408 286

62,7

426 342

64,2

466 326

63,7

498 558

63,4

558 483

62,3

ЕАСТ

31 898

4,9

31 117

4,7

33 886

4,6

36 300

4,6

42 559

4,8

НАФТА

79 194

12,2

71 413

10,7

74 687

10,2

80 706

10,3

90 886

10,1

АСЕАН

11 807

1,8

11 791

1,8

12 941

1,8

12 657

1,6

14 525

1,6

другие страны

120 135

18,4

123 792

18,6

143 704

19,6

158 045

20,1

189 596

21,2

в т.ч.: Китай

14 571

2,2

18 265

2,7

20 992

2,9

21 235

2,7

27 521

3,1

Япония

12 576

1,9

11 889

1,8

12 719

1,7

13 338

1,7

13 861

1,6

Так же уменьшается доля стран НАФТА (с 8,6% до 7,6%), АСЕАН (с 3,0% до 2,5%) и Японии (с 3,8% до 3,2%). Увеличивается лишь доля Китая (с 4,1% до 6,7%), а так же других стран (с 21,5% до 26,1%). Доля стран ЕАСТ в импорте Германии остается относительно неизменной (6,2%)

Таблица 8 - Динамика географической структуры импорта Германии в 2002-2006 гг.

Страны

2002

2003

2004

2005

2006

млн. евро

%

млн. евро

%

млн. евро

%

млн. евро

%

млн. евро

%

Всего

518 532

100

534 534

100

575 448

100

628 087

100

731 479

100

ЕС

314 981

60,7

324 043

60,6

342 636

59,5

366 580

58,4

421 376

57,6

ЕАСТ

32 107

6,2

33 288

6,2

34 459

6,0

38 432

6,1

45 588

6,2

НАФТА

44 565

8,6

43 315

8,1

44 828

7,8

46 617

7,4

55 481

7,6

АСЕАН

15 401

3,0

15 311

2,9

16 358

2,8

16 348

2,6

18 273

2,5

другие страны

111 478

21,5

118 578

22,2

137 167

23,8

160 110

25,5

190 761

26,1

в т.ч.: Китай

21 338

4,1

25 681

4,8

32 791

5,7

40 845

6,5

48 751

6,7

Япония

19 896

3,8

19 684

3,7

21 583

3,8

21 772

3,5

23 720

3,2

Так, с 1950 по 2006 год импорт Германии увеличился почти в 90 раз, а экспорт - более чем в 160 раз, при этом рост внешней торговли по темпам опережал рост ВВП, и ее доля в этом показателе увеличивалась. Внешняя торговля Германии характеризуется постоянно возрастающим положительным сальдо внешнеторгового баланса, которое достигло рекордной величины в 195 349 миллиарда евро в 2008.

С конца 70-х годов германские компании резко активизировали усилия в вывозе производительного капитала. По объему прямых капиталовложений за рубежом ФРГ вышла на четвертое место в мире - 9,5%. При ухудшении условий воспроизводства в стране, обострении конкуренции на мировых рынках компании переориентировали свою внешнеэкономическую стратегию на расширение зарубежных производственных мощностей и сбытовой сети.

В территориальном отношении прямые капиталовложения сосредоточены в Западной Европе (Франция, Швейцария, Бенилюкс, Британия) и Северной Америке. При этом основным объектом приложения капитала стали США (около 30% зарубежных инвестиций). Создание собственных производственных мощностей германских компаний стало дополняться поглощением действующих американских корпораций. Три известных гиганта химической промышленности обеспечивают на американском рынке 1/4 своих оборотов. Одним из крупнейших инвесторов в США в области электротехники является «Сименс», который занял там ведущие позиции в производстве рентгеновской аппаратуры и компьютерных томографов. Укрепили свои позиции в американской экономике германские автомобильные компании.

В развивающихся странах, на которые приходится 44% общем объема капиталовложений, большая часть инвестиций сосредоточена в крупных и прогрессирующих в промышленном отношении странах (Бразилия, Аргентина, Индия).

Германия укрепила свои позиции на международном рынке ссудных капиталов, выступает четвертым по величине донором экономической помощи развивающимся странам. Около половины средств в рамках помощи развитию получают 16 развивающихся стран, в том числе Индия, Израиль, Пакистан, Турция, Индонезия, Танзания, Бангладеш, Кения, Намибия.

Итак, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени специализируется на экспорте продукции машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности. Исходя из полученных расчетов, можно так же сделать вывод о том, что Германия в большей степени импортирует продукцию машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности и минеральное топливное сырье.

Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.

Глава 5. Торгово-экономические отношения России с Германией

Сотрудничество Германии и России имеет глубокие корни: с начала XVII века Германия решала свои геостратегические задачи с участием и даже с помощью России. Можно утверждать, что союз Германии и России в определенной степени обеспечил для Германии отражение турецкой, шведской и французской военных угроз, два объединения Германии - в 1871 и 1989 годах, восстановление экономической и военной мощи Германии после первой мировой войны. России же союз с Германией обеспечил мирное развитие и успешное государственное строительство на протяжении XVII-XIX веков.

По данным Федерального статистического ведомства Германии, развитие товарооборота между Россией и Германией в 2006 году характеризуется следующими данными. (Таблица 9)

Таблица 9 - Структура товарооборота между Россией и Германией, млрд. евро

2005

2006

Товарооборот

39,56

53,55

Экспорт России

в т.ч.:

22,284

30,18

-Продовольствие

0,132

0,168

-Сырье

16,942

23,053

-Полуфабрикаты

3,638

5,157

-Готовые товары

1,5

1,75

Импорт России

в т.ч.:

17,277

23,37

-Продовольствие

0,953

1,23

-Сырьё

0,036

0,049

-Полуфабрикаты

0,258

0,35

-Готовые товары

16,02

21,7

На современном этапе Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнёром России. Так в 2006 году товарооборот между двумя странами вырос на 35,3% (по сравнению с предшествующим годом) составив при этом 53,55 млрд. евро (39,56 млрд. евро в 2005г.). Доля России в общем объеме товарооборота Германии с зарубежными странами составила за отчетный период 3,3% (в импорте ФРГ - 4,1%; в экспорте ФРГ - 2,6%). Положительное для России сальдо увеличилось до 6,81 млрд. евро (5,0 млрд. евро в 2005г.) По данным Росстата, в 2006 году на ФРГ приходится 9,7% от общего внешнеторгового оборота России.

Российский экспорт значительно вырос (+35,4%), в основном, за счет роста поставок сырья (+36,1%) и полуфабрикатов (+41,8%). Объем поставляемых нефти и газа увеличился на 37,2% и составил 22,517 млрд. евро или 97,7% от общего объема экспорта сырья (16,41 млрд. евро или 96,8% от экспорта сырья в 2005г.). Вторую строчку в российском экспорте сырья в Германию занимают поставки каменного угля и брикетов (372,0 млн. евро или 1,6%), далее следуют медная руда (47,4 млн. евро или 0,2%) и кругляк (47,2 млн. евро или 0,2%). Российский экспорт полуфабрикатов увеличился на 41,8% до 5,16 млрд. евро (3,6 млрд. евро в 2005г.), в основном, за счет поставок меди и медных сплавов (+81,5%), алюминия и алюминиевых сплавов (+56,8%), никеля и никелевых сплавов (+43,1%), нефтепродуктов (+37,1%), пиловочника (+36,1%) и радиоактивных элементов (+21,6%). Одновременно в экспорте полуфабрикатов произошло значительное снижение поставок нелегированной стали и железа (-50,9%) и ферросплавов (-12,3%).

В российском экспорте готовой продукции преобладают товары т.н. предварительной готовности (группа 7 по немецкой классификации), сюда относятся: изделия из алюминия (310,0 млн. евро или 17,7% от экспорта готовой продукции), прутки из железа и нелегированной стали (228,7 млн. евро или 13,0%), изделия химической и фармацевтической промышленности (210,2 млн. евро или 12,0%), изделия из благородных металлов (134,6 млн. евро или 7,7%), прокат плоский из железа и нелегированной стали (125,5 млн. евро или 7,1%), бумага и картон (101,6 млн. евро или 5,8%). Конечные изделия (группа 8 по немецкой классификации) занимают в российском экспорте готовой продукции менее значимую роль: продукция машиностроения - 65,5 млн. евро или 3,7% от экспорта готовой продукции; мебель - 49,4 млн. евро или 2,8%; продукция химической и фармацевтической промышленности - 49,2 млн. евро или 2,8%; транспортные средства - 37,4 млн. евро или 2,1%.

Российский импорт из Германии увеличился на 35,3%. В целом, в импорте традиционно преобладают готовые товары, доля которых в отчетный период достигла 92,9% (92,7% в 2005 г.). К основным группам товаров, импортируемых из Германии, относятся: продукция машиностроения (27,9% от импорта); транспортные средства, включая самолеты, автомобили, автобусы, автокомпоненты и т.д. (15,6%), изделия фармацевтической и химической промышленности (14,8%).