logo search
Адаптация отчетности российских предприятий к зарубежным стандартам учета и анализа

3.2.2 Порог рентабельности

Выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей, называется порогом рентабельности (точкой безубыточности).

Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности - это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его достичь.

С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и (или) объем реализации при неизменных постоянных издержках) либо сокращением постоянных издержек.

ПРi = ПЗi / ВМi*, (12)

где ПРi - порог рентабельности i-го года;

ПЗi - постоянные затраты i-го года;

ВM*i - результат от реализации после возмещения переменных затрат в относительном выражении (коэффициент валовой маржи):

ВM*i = (12.1)

Коэффициент валовой маржи 2001 =213,932/1497,896=0,14282;

Коэффициент валовой маржи 2002=348,331/2966,860=0,11741;

Порог рентабельности 2001=1711,952*0,25/0,14282=427,988/0,14282= 2996,7 тыс. руб.

Порог рентабельности 2002=3273,161*0,2/0,11741=654,6322/0,11741= 5575,61 тыс. руб. Таким образом, порог вырастает, что отнюдь не благотворно влияет на финансовое положение предприятия и на его финансовую деятельность. Это означает, что предприятию в отчётном периоде сложнее избежать убытков.

Как далеко планируемая выручка от реализации "убегает" от порога рентабельности, показывает запас финансовой прочности.