Мировая экономика Китая

доклад

2.2 Основные макроэкономические показатели

Валовой внутренний продукт: 24,8 триллиона юаней /4,04 триллиона долларов (2013)

Валовой внутренний продукт: 5,739 трлн. (номинал) $ (2010)

Валовой внутренний продукт (на душу населения): 4279 $ (2010)

Валовой национальный продукт (на душу населения): 780 $ (1999)

Валовой национальный доход: 5970 млрд. $ (2010)

Согласно стратегическим целевым установкам XIII съезда КПК (1987 год) в деле экономического строительства и модернизации Китая намечено три этапа. На первом этапе (до 1990 года) необходимо было увеличить валовой национальный продукт (ВНП) вдвое по сравнению с 1980 годом, разрешить проблемы питания и одежды для населения. На втором этапе нужно было добиться к концу XX века четырехкратного увеличения ВНП по сравнению 1980 годом и довести благосостояние народа до уровня средней зажиточности. На третьем этапе, т.е. примерно к середине XXI века, намечено в основном осуществить, модернизацию страны, довести среднедушевой показатель ВНП до уровня среднеразвитых стран.

Цели первого и второго этапов были в основном достигнуты к 1990 и 1995 гг. соответственно. Возникла необходимость наметить новые ориентиры в работе. Усилие руководства Китая были направлены на выполнение стратегических задач: добиться увеличения ВВП в четыре раза к 2020 году, к 2010 году выйти на второе место в мире после США по уровню научно-технического и технологического развития и к 2050 году завершить реализацию программы «четырех модернизаций» (модернизация промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, обороны).

Табл. 1. Валовой внутренний продукт (на душу населения) Китая, 2000-2010 гг.

Год

ВВП на душу населения, $

2000

940

2001

1031

2002

1132

2003

1276

2004

1494

2005

1747

2006

2120

2007

2644

2008

3412

2009

3784

2010

4279

Ключевое место в китайской теории строительства цивилизованной рыночной экономики занимает комплексная система макроэкономического контроля. Этот контроль включает три основных положения:

*отказ от методов административного управления и переход к регулированию экономики с помощью экономических рычагов;

*создание единой системы макроконтроля;

*установление отношений между контролем на макроуровне и рыночными механизмами.

На сегодняшний день, посчитано, что рост ВВП Китая, по официальным данным, в 2011 году составит приблизительно 9,2 %, и, по словам экспертов финансирования, будет резко замедляться в 2012 году. А зависит это от нерешенной ситуации, связанной с экономикой во всем мире. Рост промышленности будет минимальным, и он будет поддерживать, тем самым, стабильный уровень экономики в стране. Можно понять, что китайская экономика начала изменятся, из-за минимального спроса на продукцию, а это в свою очередь зависит от продаж товара в странах Европы и США.

Также в бюджете страны на 2011 год заложены определенные показатели ВВП - на уровне в 8 %, а годовая инфляция при этом составляет 4%. По исследовательским данным специалистов в 2011 году ВВП Китая поднимется и вырастет на 9%, чем в прошлом году.

Замедление темпов роста развития республики связано с постоянным снижением темпов роста инвестиций в казну страны, которое непосредственно зависит от влияния кредитно-денежной политики властей, а также со значительным темпом снижения чистой прибыли в рост ВВП.

Большой интерес представляет специфика китайского варианта системных реформ. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Тем не менее за последние два десятилетия в Китае сделаны решительные шаги по переводу экономики на рыночные рельсы. При этом Китаю удалось не только избежать трансформационного спада, являющегося едва ли не общей закономерностью начального этапа реформ в постсоциалистических странах, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения.

Наиболее характерная черта китайских системных экономических реформ состоит в постепенности, градуализме этого процесса. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». Изменения в институциональной структуре экономики, механизме ценообразования, системе внешнеэкономического регулирования и т.д. происходят эволюционным путем и растягиваются на достаточно длительные временные интервалы. Формы хозяйственной организации, свойственные развитым рыночным экономикам, берутся за образец, но ставка делается не на форсированное насаждение этих реформ в принципиально иную экономическую среду, а на их постепенное вызревание из самой ткани реформирующейся экономики. Новые методы хозяйствования обычно отрабатываются в экспериментальном порядке - в пределах отдельных регионов, отраслей или даже группы предприятий. Широко используются различного рода переходные формы. Допускается возможность возвратных движений, например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации очевидным образом ухудшает макроэкономическую ситуацию или же усиливает социальную напряженность.

Всё это, однако, отнюдь не свидетельствует, что китайские реформы носят более «мягкий» характер, чем, скажем, реформы в России. Напротив, в случае необходимости китайское руководство действует достаточно жестко и напористо. Об этом свидетельствует, практика «урегулирований» экономики - так в Китае обычно называют антиинфляционную стабилизационную политику. В периоды «урегулирований» правительство решительно ужесточает бюджетную и денежную политику, ограничивает масштабы потребительского и инвестиционного спроса, вводит ограничения во внешнеэкономической сфере. Вследствие этого всплески инфляции в Китае в 80 - 90-е гг., хотя и происходили регулярно, но были относительно непродолжительными, темпы роста цен в годовом исчислении не выходили за рамки15 - 20%.

Возможности для последовательной реализации курса реформ существуют благодаря асинхронности темпов экономических и политических преобразований. Вопрос о необходимости демократизации, политических реформ за последние два десятилетия ставился в КНР неоднократно, но реально (особенно после студенческих волнений в мае - июне 1989 г.) политические преобразования свелись к некоторому усилению законодательной ветви власти и расширению рамок дозволенного в средствах массовой информации. Вопрос о демонтаже самих основ политической системы в КНР не только не ставится, но, напротив, сохранение и укрепление ныне действующих институтов сильной государственной власти считается залогом успешного реформирования экономики. Благодаря использованию традиционных для социалистических стран форм жесткого политического и идеологического контроля современному руководству КНР удается проводить в жизнь многие весьма непопулярные мероприятия экономических реформ, которые в условиях более плюралистической политической системы легко могли бы привести к проявлениям массового недовольства.

Впрочем, возникающая в ходе реформ социальная напряженность купируется за счет не только политического прессинга, но и умелого идеологического обеспечения проводимых преобразований. Сохранение оболочки социалистической идеологии, т.е. фактически - привычной для нескольких поколений системы ценностей, позволяет смягчить психологический эффект нововведений, не допустить ситуации, когда реформы наносят психологическую травму старшим поколениям, порождают у них чувство напрасно прожитой жизни. В то же время новые, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся, таким образом, привычными и доступными большинству населения.

При этом идеологическое обеспечение реформ не остается неизменным, оно эволюционирует по мере развития рыночной экономики. С течением времени на первый план в официальной пропаганде постепенно выходят установки не столько социалистического, сколько патриотического плана. Населению внушается чувство гордости по поводу успехов китайской экономики, усиления позиций Китая на мировой арене. Пропагандируется тезис о том, что на этапе быстрой структурной трансформации экономики необходимы национальная консолидация, социально-политическая стабильность.

Следует отметить, что опыт постепенных реформ при сохранении прежней политической системы не является специфически китайским. По сходной схеме реформы происходили в Венгрии и Югославии в 60 - 80-е гг., да и в СССР во второй половине 80-х гг. Но прямое его заимствование в условиях России конца 90-х гг. просто невозможно. Для этого нет объективных условий, ибо развитие нашей страны в последнее десятилетие пошло по совершенно иной траектории.

От принципа асинхронности экономических и политических реформ в СССР отошли уже в конце 80-х гг., а последующие события привели к катастрофическому распаду прежних партийно-государственных институтов. Утрата контроля над экономическими процессами, разрушение прежней плановой системы, не компенсированное созданием новых рыночных институтов, способствовали тому, что к концу 1991 г. уже невозможно было придерживаться принципа постепенности в экономическом реформировании, и для спасения страны от хозяйственной катастрофы потребовался радикальный реформаторский прорыв. В результате к настоящему моменту в России возникла принципиально иная, чем в Китае, политическая и экономическая среда. Поэтому речь не может идти о возврате к исторической «развилке», пройденной Россией в конце 80-х - начале 90-х гг. И, по-видимому, для современной России имеют значение уже не столько общие принципы «реформирования по-китайски», сколько отдельные удачные наработки по конкретным направлениям реформ, например, китайский опыт преобразований в сельском хозяйстве, создания благоприятной среды для иностранных инвестиций и т.д.

Однако и здесь требуется учет китайской специфики, так как существуют качественные отличия экономики КНР от большинства других переходных экономик. Если Россия, многие страны - члены СНГ и Восточной Европы к началу реформ представляли собой высокоиндустриальные экономики, то Китай до сих пор остается страной, где процессы индустриализации ещё далеки от завершения. К концу 70-х гг. около 80% почти миллиардного на тот момент населения КНР проживали в сельской местности. Поэтому существовали объективные условия для активизации экономического развития через раскрепощение хозяйственной энергии крестьянства и стимулирование тем самым сельскохозяйственного производства.

Ускорение экономического роста могло быть достигнуто и за счет перемещения трудовых ресурсов из аграрного сектора в формирующийся индустриальный. Причем обилие и дешевизна рабочей силы позволяли создавать промышленные производства, уже изначально ориентированные на экспорт, обладающие ценовой конкурентоспособностью на мировых рынках. Все эти факторы во многом предопределили специфику китайского варианта системных преобразований. В отличие от указанных выше стран у Китая были возможности создавать частный сектор экономики не только и не столько на базе государственного сектора, сколько наряду с ним, т.е. не путем приватизации уже существующих государственных предприятий, а за счет возникновения негосударственных укладов в ходе первичной индустриализации.

-КНР - индустриально-аграрная социалистическая страна, развивающаяся в последнее время очень быстрыми темпами.

Модернизация экономики идет разными темпами в разных регионах Китая. В Восточном Китае созданы специальные экономические зоны (СЭЗ), использующие свое выгодное приморское положение. Эта полоса занимает 1/4 территории страны, здесь проживает 1/3 населения и производится 2/3 ВНП. Средний доход на каждого жителя в 4 раза больше, чем в более отсталых внутренних провинциях. Территориальная структура хозяйства страны представлена, в основном, сложившимися крупными промышленными узлами, большую роль играет сельское хозяйство, в котором занята большая часть экономически активного населения (ЭАН).

Делись добром ;)