logo
Агрессия Ирака в Кувейте. Реакция международного сообщества на Кризис в Персидском заливе

2.3 Роль США в Иракском конфликте

Война, в Персидском заливе начавшаяся с захвата Кувейта иракскими войсками, переросла региональные рамки и трансформировалась в открытое противостояние Ирака с Соединенными Штатами. Не смотря на то момент, что в коалиции против Ирака выступал целый ряд государств, именно США играли ведущую роль в сложившиеся коалиции. Они расценивали действия Ирака как угрозу для своих национальных интересов. В Результате вооруженного вмешательства американцев, ближневосточный кризис превратился в международный характер, таким образом, кризис еще больше обострил ситуацию на Ближнем Востоке. Одной из главных целей войны было установление нового мирового порядка, которая привела к усилению неоклассического либерализма в США, а так же способствовала в утверждении принципов гуманитарного вмешательства; став практически переходным этапом к использованию ее положений на практике. Как ярким тому примером можно считать проведение американцами, после войны в заливе, операции ”Обеспечение комфорта“ в Ираке, по защите курдов, которые подвергались репрессиям из-за восстания. Война в Персидском заливе для Соединенных Штатов также означала эволюцию внешнеполитической стратегии на глобальном уровне по отношению к ближневосточному региону. Эта война стала свидетельством того что теперь Америка будет использовать силу не только для защиты Саудовской Аравии и сдерживания угроз в Персидском заливе, но идля отражения агрессии одного государства протии другого. В США происходила напряженная дискуссия по отношению к Ираку и агрессии его против Кувейта. Так как на примере войны в Персидском заливе; в Штатах происходил выбор более эффективной модели для дальнейшего разрешения подобных кризисов. Таким образом, операция “Буря в пустыне” говорила о том, что во внутриполитической борьбе в США победу одержали сторонники так называемой “жесткой лини”, где основным методом урегулирования конфликтов являлось именно применение силы. Это так же наглядно проявилось в Боснии (1993 - 95 гг.), в Косово (1999г.) и в Ираке (2003г.). Политическая борьба внутри Америки так же усиливалась благодаря активному участию негосударственныхакторов. Это в первую очередь электронные масс - медиа. Ярким примером того является эффект “Си-эн-эн”, это когда в ходе войны в Персидском заливе, телевидение оказывало серьезное воздействие на принятие решений в американском правительстве. Так же активную роль в дискуссиях играли мозговые центры. В целом проблема режима Хусейна, можно сказать, была создана Соединенными Штатами. Еще в 80-е годы американская политика в значительной степениукрепляла власть Саддама, а так же повышала авторитет Ирака в регионе. Данная политика прогрессировала в течение 10 лет, она включала в себя несколько этапов, где в каждом этапеамериканцы имели свои интересы. К концу 70-х, когда советский союз ввел свои войска в Афганистан, после чего, США увидели в Ираке временного союзника. Установление союзнических отношений с Багдадом так же определялось стремлением Америки добиться ослабления Ирака с СССР, так же добиться его полной переориентации на Запад. США оказывали огромную поддержку Ираку в различных отраслях. Необходимо отметить достаточно важный момент, что поддержка со стороны американцев не предполагала отношения к Ираку как к равноправному партнеру. Союзнические отношения с Багдадом с самого начала планировались как временные, где основной целью такого союза со стороны Запада являлось получение стратегических и финансовых выгод. По окончанию ирако-иранского конфликта в США имелись два подхода («умеренный» и «жесткий»). Администрация белого дома планировали использовать экономические и военно-политическиестимулы, для того чтобы превратить Хусейна в предсказуемого во внешнеполитических делах лидера. Большая часть настаивала на том что бы принять жесткие меры по отношению нового источника нестабильности в регионе - Ирака. Подобные меры можно объяснить тем, что на тот момент Персидский регион перестал быть объектом пристального внимания американцев. В то время как появление новых проблем, таких как крушение социалистических режимов, в Восточной Европе и ослабления влияния СССР в Ближнем и Среднем Востоке заслуживало большего внимания. Поэтому, скорее всего США со стороны Ирака как таковой реальной угрозы для своих интересов не ощущали, поэтому они не верили до конца в то, что Ирак действительно, решиться на оккупацию Кувейта. В тоже время Хусейн так же недооценил США. Он надеялся на то, что они не будут вмешиваться в его конфликт с Кувейтом. По сути, Вашингтон надеялся на то что, оказывая поддержку Ираку, он окупиться умеренным поведением со стороны Саддама, точнее, они считали, что он прекратит связи с террористическими группировками и начнет конструктивную игру в решении арабо-израильского вопроса, после чего станет гарантом региональной стабильности. Но по разведочным данным ЦРУ, Хусейн продолжал оказывать финансовую помощь международным террористам. Но не какихважных решений Америка не предпринимала для того что бы поставить иракского лидера на место. Это и дало основание Саддаму не бояться ответных реакций со стоны США. Так же, хотелось бы отметить, что Вашингтон был в курсе того что Ирак разрабатывал программу по созданию оружия массового поражения, расходовал значительную часть кредитов на развитие военной области иделал резкие заявления в сторону Кувейта[11]; но при этом администрация белого дома закрывала на это глаза и накануне оккупации Кувейта Ираком не указала Саддаму на неизбежность жестких мер в случае его вторжения в Кувейт.