logo
Миграционная политика Швеции в контексте социальных преобразований

2.2 Правовое регулирование трудовой миграции

Нормативно-правовая основа регулирования миграции представлена многочисленными законами и подзаконными актами.

Законодательные акты являются важным источником в изучении положения иммигрантов, а время, когда был принят закон может ответить на вопрос, - по какой причине приглашали иностранцев и почему был период сокращения иммиграционных потоков.

Историю миграционного законодательства можно начать с 1950х гг., когда экономика Швеции набирала своих оборотов и стала нуждаться в дополнительных трудовых ресурсах.

В том же году, в 1954 было подписано соглашение о едином скандинавском рынке труда [16].

Таким образом, шведские границы были открыты для больших групп трудовых мигрантов из стран Северной Европы. Кроме того, большое количество трудовых иммигрантов прибыла в Швецию из стран Средиземноморья, таких как Греция, бывшая Югославия, Италия и Турция, через систему организованной коллективной трудовой иммиграции, которая была учреждена шведским советом по вопросам рынка труда [17, c.15]

Правительство Швеции, политические и деловые круги понимают, что предстоит дальнейший импорт трудовых резервов. Специальная правительственная комиссия пришла к выводу, что ежегодно в течение длительного периода следует принимать около 30 тысяч иммигрантов, чтобы компенсировать низкие показатели рождаемости и сохранить существующий статус экономически развитого государства.

Трудовая иммиграция продолжалась на протяжении 1960х годов, но стала уменьшаться, когда в 1967 году миграционные правила были изменены в связи с критикой со стороны шведских профсоюзов. Конец 1960х гг. это начало некоторого спада экономики. Поэтому, для того чтобы не увеличивался уровень безработицы среди местного населения профсоюзы потребовали уменьшения потока иностранной рабочей силы.

По новым правилам въезд в страну стал более затруднительным для граждан нескандинавских стран. Ограничительные правила иммиграционной политики вступили в силу в марте 1967 года [18, c.11].

Согласно этим правилам приезжающие из-за пределов Северных стран рабочие должны были ходатайствовать о виде на работу и жительство еще до прибытия в страну, в результате чего приток рабочей силы из стран Западной и Юго-Восточной Европы заметно сократился. Однако это не изменило количество трудовых мигрантов из Скандинавских стран, а, наоборот, Швеция получила оттуда 100 000 иммигрантов за период 1968-1970, так как новые правила не распространялись на страны Скандинавии [17, c.17].

Тем не менее, уже в 1972 г. шведское правительство закрыло границы страны и для трудовых иммигрантов Северных стран. Такая политика сокращения численности иммигрантов была следствием начала экономического кризиса.

В 1969 г. было создано Иммиграционное министерство для регулирования иммиграционных процессов в стране [19, c.54]

На ряду с регулированием числа иммигрантов возникла необходимость координировать интеграционную политику. Поскольку иностранные рабочие, приехавшие в 1950-1970е годы, через какое-то время вернулись на родину, то интеграция оставшихся происходила без особых проблем, а потому в Швеции не сразу возникла потребность в регулировании интеграционных процессов.

Однако изменение характера иммиграции и увеличение языкового и культурного многообразия поставило перед правительством новую задачу - проведение гибкой и аккуратной интеграционной политики.

Первый документ о государственной политике в сфере интеграции был принят в 1975 году, и он был провозглашен под лозунгом: «Jдmlikhet, valfrihetochsamverkan» [19, с.57], что в переводе на русский язык означает: «равенство, свобода выбора и партнерство». Этот документ формулировал цели интеграции при помощи трех принципов [18, с. 10]:

равенство - равенство жизненного стандарта иммигрантов и шведов. Этот принцип базируется на модели шведского государства благополучия, исходя из которого социально-экономическое равенство коренных жителей и иммигрантов (в доходах и уровне социального обеспечения) считалось главной целью интеграционной политики.

Из-за этого шведскую модель интеграции часто представляли наряду с Канадой и Австралией в качестве примера мультикультурной демократии, которые также в 1970-ых годах поставили целью своей политики в области интеграции создание мультикультурной демократии. Позднее, в 1980-ых годах, по этому же пути пошли Великобритания и Голландия.

свобода выбора - свобода иммигрантов выбирать между добровольной ассимиляцией и сохранением своей особенной идентичности. Эта свобода касалась как культуры, так и использования языка - люди предпочитали ассимилировать своих детей в шведском языке, либо сохранить свой родной язык.

партнерство - развитие взаимопонимания, толерантности и солидарности через сотрудничество и партнерство между иммигрантами и местным населением. Претворение этого принципа в жизнь поддерживалось в т. ч. и при помощи специального государственного финансирования иммигрантских организаций.

Такая модель иммиграционной политики облегчает процесс адаптации иностранных жителей, а с другой стороны, мигранты имеют возможность поддерживать свои культурные традиции и развивать свой родной язык.

2.3 Правовые акты, регулирующие права беженцев

Начиная с 1970х гг. в Швецию прибыло большое количество беженцев из неевропейских стран.

В 1951 году Швеция подписала Женевскую конвенцию о правовом статусе беженцев. В 1950-е и 1960-х гг., лица, получившие статус беженца, были размещены в качестве трудовых мигрантов. Национальный совет по труду несет ответственность за их переселение [20].

В 1954 г. принят Закон об иностранцах, который подразумевает увеличение возможностей беженцев для получения вида на жительство [19, c.54].

Большое количество прибывших беженцев стало одной из причин создания в 1986 г. Омбудсмена по вопросам этнической дискриминации, который консультирует правительство также и по темам, связанным с иммигрантами и беженцами. Одной из главных задач омбудсмена является рассмотрение поступающих от населения жалоб на дискриминацию. Также омбудсмен способствует принятию антидискриминационного закона: готовит инфоматериалы, устраивает семинары, проводит обучение, уделяя особое внимание сфере образования [18, с.65]. Параллельно с этим документом установлены различные квоты для беженцев в регионах, как способ избежать большой их концентрации в крупных городах, как способ гарантии получения беженцами всех необходимых ресурсов[19, с.58].

В 1975 году шведский парламент (Riksdag) обнародовал новые принципы политики по отношению к иммигрантам и этническим меньшинствам: равенство между иммигрантами и шведами, свобода культурного выбора для иммигрантов и кооперация между коренным шведским большинством и различными этническими меньшинствами [21].

С 1 января 1994 года в Швецию могут приезжать и работать в течение трех месяцев (без разрешения) граждане ЕЕА, включая все страны, принадлежащие к Европейскому Союзу и Европейской Свободной Торговой Ассоциации (исключая Швейцарию).

В 1995 Швеция вступила в Европейский Союз, а в 1996 г. присоединилась к Шенгенскому соглашению.

Таким образом, рассмотрев основные законодательные акты, которые регулировали миграционную политику в период с 1951 по 1986 гг., можно сделать вывод, что изменения правил, касающихся иммиграции происходили в соответствии со взлетами и падениями шведской экономики. Когда наблюдался экономический подъем, правительство смягчало некоторые аспекты, а во время экономических спадов были сделаны некоторые ограничения по отношению к трудовым мигрантам, но иммиграционный поток не прекращался за счет прибывавших беженцев.

РАЗДЕЛ III

РЕАЛИЗАЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ