1.2 Теории исследования миграционных процессов
За сравнительно небольшой исторический период, в который миграция населения изучалась и рассматривалась как самостоятельное научное направление, возникло достаточно большое количество научных подходов и теорий в изучении этого общественно-экономического явления. Развитие научных взглядов происходило в рамках тех или иных научных подходов, что в каждом случае абсолютно оправдано и справедливо: географического, исторического, политического, экономического и др., в том числе и демографического. Выбор подхода, как известно, зависит от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Основываясь на анализе зарубежной и отечественной литературы наиболее полная классификация была разработана В.А. Ионцевым и включает 17 различных подходов к изучению миграции населения, которые объединили по его оценке 45 научных направлений, теорий и концепций. Из них, на экономический подход приходится 15 теорий, 5 - на социологический, 4 - на чисто миграционный, 3 - на демографический, 2 - на исторический Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - К.: Диалог, 2005. - 254 с..
Такое разнообразие теоретических, научных подходов к изучению миграции населения является самым убедительным доказательством того, что миграционные процессы зависят и влияют на все стороны социально-экономических процессов.
Одно из первых глубоких теоретических исследований миграционных процессов принадлежит английскому ученому Е.Г. Равенштейну, который в 1885 году на примере миграций в Великобритании и Северной Америке сформулировал одиннадцать миграционных законов. Многие из этих законов справедливы и до настоящего времени, что говорит об их объективном характере. Именно поэтому на них базируются многие теории в области миграции.
Основными из них являются следующие:
– больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;
– чем крупнее территориальный центр, тем более привлекательное влияние он оказывает;
– каждому миграционному потоку соответствует свой контрпоток;
– рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, нежели естественным в нем приростом;
– масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли и особенно с развитием транспорта;
– экономические причины миграции являются определяющими Костаков В. Миграция: беда или благо? // Экономист. - 2005. - № 2. - С.34-39..
Объективность законов, присущих миграции населения доказывает то, что недоучет их действия или полное игнорирование приводит к таким негативным последствиям как рост нелегальной миграции, нарушение в размещении производительных сил, недоразвитие транспортных связей, снижение уровня жизни, возникновение социальных конфликтов.
Для определения методологических подходов к разработке миграционной политики наиболее актуальной представляется разработанная Л.Л. Рыбаковским теория трехстадийности миграционного процесса, которая позволяет понять сущность миграции населения как объекта управления. В соответствии с этой теорией миграционный процесс состоит из трех стадий:
– исходная, или подготовительная стадия, представляющая процесс формирования территориальной подвижности населения;
– основная стадия, или собственно переселение населения;
– заключительная, или завершающая стадия, выступающая как приживаемость мигрантов на новом месте Рыбаковский Л.Л. Миграция населения, прогнозы, факторы, политика. - К.: Перспектива, 2006. - 207 с..
Имея сложную природу и многофакторную зависимость от всего комплекса условий, существующих в окружающей человека среде, миграция населения может быть квалифицирована как наиболее многоплановый и многосторонний социальный процесс.
Если под управлением подразумевать воздействие на конкретные объекты, с целью их упорядочения, то при управлении миграционными процессами необходимо осуществлять воздействие на сложнейший социальный объект. В этом смысле управление миграционными процессами - это социальное управление.
Социальные процессы и социальные системы относятся к наиболее сложным, с точки зрения управления процессам, так как они зависят не только от элементов, воздействующих на процесс, но и от объекта, на который направлено управление - человека, носителя психологических реакций и движимого в своих действиях в зависимости от этих реакций.
Именно в отношении социальных объектов эффективным управление может стать только при условии предварительного обоснования и разработки определенной политики в отношении развития конкретного объекта (системы).
Политикой мы называем систему социально-экономических ориентиров, взглядов, выраженную в форме определенных целей, принципов, задач и направлений развития объекта в процессе управления Рыбаковский Л.Л. Миграция населения, прогнозы, факторы, политика. - К.: Перспектива, 2006. - 207 с..
Существует достаточно распространенная либеральная точка зрения, что государство вообще должно устраниться от управления миграционными процессами. Не согласиться с ней можно по следующим причинам:
– как в плановой, так и в рыночной экономике процесс размещения населения зависит от действующих регуляторов, в первом случае плановых, во втором стихийных;
– действие рыночных регуляторов побуждает население двигаться вслед за капиталами. Движение инвестиций в свою очередь зависит от нормы получаемой от их вложения прибыли, что приводит к цикличности экономического развития, при котором на смену резким подъемам приходят периоды спадов и кризисов;
– для сглаживания цикличного воздействия стихийных рыночных регуляторов все экономически развитые страны начиная с периода подъема после сильнейшего экономического кризиса в 30-х годах прошлого столетия, пришли к выводу о необходимости поддержания устойчивого экономическом развитии, а значит использования методов административного управления отдельными элементами рыночной экономики и социальными процессами в первую очередь.
- Введение
- Раздел I. Теоретико-методологические особенности изучения миграционной политики
- 1.1 Сущность межстрановой миграции населения и трудовых ресурсов
- 1.2 Теории исследования миграционных процессов
- 1.3 Международно-правовые основы миграционной политики
- Раздел II. Особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран
- 2.1. Социально-политические условия формирования миграционной политики стран Европы во второй половине XX ст.
- 2.2 Миграционная политика Европейских Стран
- 3.1. Миграционная политика
- Миграционная политика в россии
- 4.1 Миграционная политика России
- 11. Миграционная политика России.
- Миграционная политика Российской Федерации.
- §2. Национальная миграционная политика
- Миграционная политика.
- Анализ миграционных процессов и миграционной политики в рф.
- Миграционная политика