Место и роль США в развитии мировой экономики
2.2 Состояние американской экономики после кризиса
Инновационные механизмы американской экономики заложены в сочетании деятельности компаний и научных организаций разных размеров, каждая из которых выполняют определенную функцию в инновационной цепочке. Крупные корпорации играют ключевую организаторскую, объединяющую и координирующую роль в этих цепочках и в инновационном процессе в целом, при том, что функция открытия прорывных технологий часто остается за небольшими инновационными компаниями.
Крупные корпорации также являются ведущими субъектами в «экономических кластерах» или «научных парках», объединяющих компании разных размеров, университеты и другие организации на определенной территории для осуществления научно-технической и производственной деятельности.
Долгосрочная конкурентоспособность компаний США в мировой экономике определяется способностью прогнозировать и создавать перспективные потребности, совершать прорывы в высокотехнологичных отраслях и создавать и внедрять инновационные технологии во всех сферах, начиная с научно-технической до организационно-управленческой.
Парадоксальным следствием финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. стало то, что он практически не отразился на финансовом состоянии международных корпораций. Более того, в настоящее время прибыли американских крупных компаний находятся на рекордно высоком уровне. В 2013 г. суммарный годовой доход компаний, входящих в ежегодный рейтинг крупнейших американских компаний Fortune 500, составил 824,5 млрд долл. США, что на 16,4% больше, чем в 2010 г., и превышает предыдущий рекордный уровень 2006 года в 785 млрд долл [4, с. 112].
Размеры прибылей в 2013 г. составили 7% общего объема продаж компаний, что является очень высоким показателем: его среднеисторический уровень за 58 лет для 500 крупнейших компаний по версии журнала Fortune составляет 5,14%.
Высокие цены на нефть обусловили соответствующие показатели энергетических компаний. Exxon Mobil, чей годовой доход составил 453 млрд долл. США, вышла на первое место в рейтинге.
При этом основной проблемой американской экономики остается рекордно высокий уровень безработицы. С начала рецессии в конце 2007 г. до начала 2014 г. работу в США потеряли около 8,5 млн человек, причем все эти потери пришлись на частные компании. В результате кризиса, под воздействием неопределенности и нестабильности настоящего момента, многие крупные компании произвели сокращения персонала в целях более эффективного использования ресурсов, в результате чего повысилась производительность труда. В 2007 г. на каждого работника компании, входящей в индекс S&P, в среднем приходилось 378 тыс. долл. дохода, в 2013 г. - уже 420 тыс. долл. В настоящее время, несмотря на рекордные прибыли компаний, существенного роста занятости по-прежнему не происходит.
Более того, большая часть из дополнительно созданных в компаниях с 2007 года 1,1 млн рабочих мест находятся за пределами США.
Таблица 6 - Годовой доход и прибыль компаний - лидеров рейтинга Fortune 500, 2012 год в млн долл. США
Место в рейтинге |
Компания |
Годовой доход 2011 |
Прибыль 2011 |
|
1 |
Exxon Mobil |
452926 |
41060 |
|
2 |
Wal-Mart Stores |
446950 |
15699 |
|
3 |
Chevron |
245621 |
26895 |
|
4 |
ConocoPhillips |
237272 |
12436 |
|
5 |
General Motors |
150276 |
9190 |
|
6 |
General Electric |
147616 |
14151 |
|
7 |
Berkshire Hathaway |
143688 |
10254 |
|
8 |
Fannie Mae |
137451 |
-16855 |
|
9 |
Ford Motor |
136264 |
20213 |
|
10 |
Hewlett-Packard |
127245 |
7074 |
Источник: Fortune
В выигрышном положении находятся крупные компании, показывающие хорошие финансовые результаты во многом благодаря своей зарубежной деятельности. Помимо их размеров и глобального влияния, данные компании занимают относительно более устойчивые позиции благодаря тому, что кризис затрагивает разные страны и регионы с разной интенсивностью и в разное время, позволяя глобальным компаниям получать стабильные прибыли от своих диверсифицированных зарубежных операций и выстраивать более гибкую стратегию развития.
Годовой доход компании McDonalds, полученный за рубежом, увеличивался по сравнению с 2009 г. в три раза быстрее, чем доход за аналогичный период, полученный из источников в США. Компания Starbucks увеличила доход от иностранных источников на 35% за два года, в то время как доход ее подразделений в США вырос за этот период только на 14%14. Доходы компании IBM от операций в Бразилии, России, Индии и Китае возросли в 2013 г. на 10% по сравнению с предыдущим годом, а чистые продажи в ее иностранных подразделениях увеличились на 12%. Прибыль компании Intel в 2013 году составила 12,9 млрд долл., причем впервые объем продаж персональных компьютеров этой компании в Китае превысил ее продажи в любой другой стране. На втором-третьем месте по объему продаж оказались Бразилия и Россия. В целом, почти треть доходов компаний, входящих в индекс S&P 500, происходит от продаж за пределами США, причем для сектора технологичных компаний эта цифра составляет более 50% [4, с. 114].
По мнению американского экономиста Р. Крознера, американские многонациональные компании используют гораздо более гибкие и инновационные способы ведения бизнеса, или способы организации производственного процесса, которые также называют «организационным капиталом», а либеральные торговые правила позволяют им переносить этот организационный капитал на иностранные операции. Таким образом, американские международные корпорации более эффективно используют технологии и оказываются более производительными, чем международные корпорации других стран за счет организационного, или организационно-управленческого капитала.
Таким образом, говоря об инновационности американской экономики и американских компаний, следует различать как минимум два аспекта этой инновационности. Речь идет о научно-технических инновациях, то есть о качественном изменении в производстве существующих продуктов, либо о создании и производстве новых продуктов (товаров и услуг), основанных на прорывных научных и технологических идеях.
Результатом научно-технической инновации является рост производительности труда и удешевление продукта, либо создание новых потребностей и нового продукта, что ведет к увеличению существующих рынков сбыта, выходу на новые рынки и расширению круга потребителей продукции, создаваемой компанией. Для научно-технических инноваций компаниям необходимо инвестировать в квалифицированные кадры и необходимое оборудование.