5. Государственное регулирование внешней трудовой миграции
Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.
Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.
Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:
-профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);
-возрастной ценз;
-состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);
-социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также членов партий тоталитарного типа).
Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом стремясь не допустить иммигрантов из «нежелательных» стран и регионов мира (чаще всего стран Азии и Африки), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев из определенных стран.
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
-уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство;
-первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
-налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
-ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.
В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцами заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, непристижную, тяжелую и вредную работу).
Развитые страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы реэмиграции. В рамках этих программ применяются либо денежные выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая позволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и престижную работу на родине. Так, Франция поощряет репатриацию выходцев из Северной Африки.
В этом же направлении действуют программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).
- Введение
- 1. Понятие и виды международной миграции трудовых ресурсов
- 2. Масштабы международной миграции трудовых ресурсов
- 3. Направления международной миграции трудовых ресурсов
- 4. Экономические последствия миграции трудовых ресурсов
- 5. Государственное регулирование внешней трудовой миграции
- 6. Глобальные последствия международной миграции трудовых ресурсов
- 7. Россия и международная миграция трудовых ресурсов
- Заключение
- Лекция № международная миграция трудовых ресурсов
- Занятие 4. Международная миграция трудовых ресурсов.
- Тема 4. Международная миграция трудовых ресурсов.
- Занятие 4. Международная миграция трудовых ресурсов.
- 88. Международная миграция трудовых ресурсов
- Тема 5 Международная миграция трудовых ресурсов
- Международная миграция трудовых ресурсов
- Тема 5. Международная миграция трудовых ресурсов