logo
Международная миграция рабочей силы

1.3. Виды международной трудовой миграции

Чтобы разобраться в структуре международного миг-рационного оборота, необходимо установить виды трудо-вой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признан-ными из них являются следующие:

* по продолжительности - временная, возвратная (се-зонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на посто-янное место жительства в другую страну);

* по социальному составу - неквалифицированные ра-бочие, средний технический и сервисный персонал, студен-ты (в период каникул), специалисты, деятели науки, куль-туры и спорта, предприниматели);

* по характеру - прямая и косвенная (внутрифир-менная в рамках ТНК);

* по форме трудового соглашения - индивидуальная и коллективная);

* по типу статуса в принимающей стране - ассими-ляционная (с последующим предоставлением вида на жи-тельство, а затем и гражданства/подданства) и неасси-миляционная.

Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся-мигрантов составляют малоква-лифицированные рабочие, занятые на производстве и в сельском хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает по-ток мигрирующих специалистов, т. е. рабочей силы высокой квалификации, занятой на престижных и высокооплачива-емых должностях в структурах ТНК. Кроме того, с каж-дым годом усиливается мобильность женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений типа ЕС.

С возрастанием объемов миграционных потоков в международных экономических отношениях их воздействие на экономику принимающих и направляю-щих государств становится все более ощутимым. Поэтому представляется крайне важным рассмотреть проблему ми-рового рынка рабочей силы под этим углом зрения.

2. Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной по-литики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необ-ходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают при-оритет норм международного права над национальным законо-дательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществля-ется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую не-совпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигран-тов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов ми-грантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импор-теров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Право-вое выражение взаимной заинтересованности стран, прини-мающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Между-народный организации труда), организация набора рабочей си-лы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 197..

В настоящее время значительное число учреждений и орга-низаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соот-ветствующим фондом, часть которого используется на субсиди-рование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных дого-воров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохране-ния), содержит специальные нормы, которые касаются физиче-ского состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Ме-ждународной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международ-ной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, свя-занной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-грации (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному за-конодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифици-рующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Мировой рынок труда. - М.: Наука, 1994, гл. 1-3. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав тру-дящихся-мигрантов обеспечивается:

* организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

* принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся имми-грации и эмиграции граждан (ст. 3);

* принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъ-езд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

* организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

* разрешением переводить на родину заработок и сбереже-ния трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической дея-тельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

* наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;

* частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на кото-рой данные операции будут производиться, при соблюде-нии условий и в тех случаях, которые могут быть преду-смотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами при-нимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или орга-низация, способствующие незаконной миграции, подлежат со-ответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необ-ходимость письменного оформления трудовых контрактов и со-блюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с граж-данами страны пребывания также и в уровне минимальной зара-ботной платы, а в тех странах, где это предусмотрено националь-ными законодательствами, - возможность участвовать в процеду-рах по установлению размера заработной платы. При этом огова-ривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образова-ние или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению обра-зования.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равнопра-вие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без граж-данства в области социального обеспечения. Государства, при-нявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отно-шению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении неза-висимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обя-зательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенси-онное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Междуна-родной конференцией труда. 1919-1986. - Женева, 1988. - С. 1428-1446.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и прини-мать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содер-жит требования, предъявляемые государствам в отношении ра-венства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или чле-нов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Кон-венции - координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами междуна-родных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

3. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов

Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибываю-щих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности исполь-зуется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рас-считывается и утверждается в стране-импортере. При определе-нии квоты учитываются потребности страны в иностранной ра-бочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населе-ния (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков тру-да, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в опреде-ленной пропорции между различными категориями иммигран-тов. Например, в США в 1995 г. было принято следующее рас-пределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граж-дан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммигра-ции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил разме-ры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их ка-чественным характеристикам Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996., с. 3..

Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных мето-дов (в целях определения групп иммигрантов, для которых пре-дусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы полу-чить разрешение на въезд в страну выше у более молодых пре-тендентов.

Национальность иммигранта является качественным призна-ком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабо-чей силы, относят:

* требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

* дополнительные профессиональные требования, относя-щиеся к ряду специальностей или профессий (в США, на-пример, иностранный программист должен владеть приня-тыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);

* ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна огра-ничен въезд для представителей любой из партий тотали-тарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отбо-ре иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профес-сиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются биз-несмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока ино-странной рабочей силы. Для осуществления этой цели государ-ства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение ино-странной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к неле-гальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находя-щихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграцион-ной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы при-няли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.)

4. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов

Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудо-вых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, ко-торые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характери-зуется активизацией и ростом влияния стран - экспортеров ра-бочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

* методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на сво-бодное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвали-фицированных специалистов и при нехватке квалифицирован-ной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографиче-ской ситуации;

* методы использования эмиграции в целях обеспечения ре-сурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках откры-вают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих ва-лютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязатель-ных вкладов и страховок;

* методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая при-звана обеспечить определенные экономические и социальные га-рантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продоволь-ственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контро-ля за выполнением условий международных соглашений по тру-довой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах и представительствах некоторых стран за ру-бежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспе-чивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разре-шение спорных вопросов при их размещении, ведение перего-воров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудя-щихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения ме-дицинского обслуживания, жилищного строительства, расшире-ния сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

* меры, способствующие как защите государственных инте-ресов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится выработать такой механизм регулиро-вания миграции, который позволял бы совмещать защиту госу-дарственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязатель-ного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наде-ление правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными зна-ниями, опытом работы, располагают надежными международ-ными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

* меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвра-щения мигрантов на родину).